Ветшающий вор-туберкулезник Тони Стефануа (Серве) выходит из тюрьмы. На воле он успевает отстегать ремнем неверную подругу, лихо взять ювелирный и погибнуть по чужой глупости.
Триллер, Драма, Криминальный, Нуар |
Жюль Дассен |
13 апреля 1955 |
1 час 58 минут |
Ветшающий вор-туберкулезник Тони Стефануа (Серве) выходит из тюрьмы. На воле он успевает отстегать ремнем неверную подругу, лихо взять ювелирный и погибнуть по чужой глупости.
«Рифифи» — это первый французский фильм голливудского изгнанника Жюля Дассена (в начале пятидесятых он попал в маккартистский черный список и уехал из Америки). Дешевый миф о парижском легкомыслии явственно наложил свою лапу на дассеновский нуар — под «мужскими разборками» (а именно так переводится название) подразумевается не столько решительная лихость или грубая сила (воспетая Дассеном в одноименном фильме 1947 года), сколько глупость обыкновенная, понты и предъявы. Разобраться по-мужски — это значит пустить пыль в глаза и незамедлительно пойти прахом. Первая банда гибнет из-за чрезмерной похоти одного из участников, вторая — из-за тяги к наркотикам, и даже жена бандита приводит тому в пример негромких обывателей: «Это они крутые, а не ты». В мире, где все норовят бодаться и мериться, остается одно — сделать свое дело и умереть; оттого лучшие сцены фильма посвящены ограблению и умиранию. У Дассена кража со взломом длится — без единого слова — без малого полчаса и напоминает напряженный акт групповой любви. Сцена смерти и вовсе сделана с воистину флоберовской мощью. Гангстер, раненный в бок, загибается за рулем кабриолета, в то время как на заднем сиденье не утихают мужские разборки: маленький мальчик заливисто палит из большого игрушечного кольта.