Неподалеку от небольшого городка собирается банда отъявленных негодяев с целью ограбить местный ювелирный магазин. Молодые отморозки уже на месте, сбытчик краденого тоже готов. А вот прибывает и главное действующее лицо – только что вышедший на свободу легенда-грабитель Рой Эрл (Хампфри Богарт), этакий жесткий парень. Спуску он не даст, но со своими принципами – девушку обидеть не смей, старших уважай, да и собачку не обидит. Более того, попав случайно в небольшую аварию в городе, он не только встает на сторону более слабых, но и помогает девчушке (Джоан Лесли), что с детства хромает, сделать дорогую операцию, не требуя ничего взамен. То есть персонаж явно отрицательный, но как не проникнуться к нему симпатией – совершенно не понятно. Так что, когда ограбление удается ужасной ценой – практически все, кроме Эрла и его подружки (прекрасная Айда Лупино) с песиком, оказываются убиты, а скупщик умирает в своей койке - за парня начинаешь беспокоиться – за ним гонится вся полиция штата, а за голову объявлена бешеная награда. Выход только один – забраться повыше в горы и отстреливаться до последнего патрона.
Очень важный с исторической точки зрения фильм, который не только иллюстрирует одни из первых элементов стилистики нуар в кинематографе, но и очень много делает для становления на ноги жанра гангстерских картин в том виде, в котором мы знаем его сейчас – с плохими парнями, с которыми происходят плохие вещи и зрителю от этого плохо. Скажем так, примерно после «Высокой Сьерры» бандитов в подобных фильмах стали играть важные актеры, которые до этого прославились «хорошими» ролями. Что сразу само по себе вызывало к ним симпатии зрителя, тогда как ранее проявлять дружеские чувства к отрицательным героям было запрещено кинематографическим законом.
С другой стороны, революцией «Высокая Сьерра» не является. Фатализм, присущий жанру гангстерских картин того времени, никуда не девается. Бандит должен умереть, и он умрет – об этом нам говорят авторы фильма чуть ли не с самого начала. Вся линия эволюции персонажа Богарта – это кривая, что устремлена в самый низ, а сам он – просто запутавшийся во всем человек, сломленный судьбой и не умеющий жить по другому. Он обречен. Пройдет еще четверть века, пока что-то в этом отношении поменяется.
В картине звучит весьма звонкая и важная тема для подобных фильмов – противопоставление старой жизни, воспоминаний детства, деревенской идиллии с жестокостью современной городской жизни. Эрл просто не готов жить в этом мире, он потерян для него, и агрессия, которую он мог бы проявлять, если бы она была показана в кадре, могла бы быть мотивирована только внутренней болью и страхом. Мир изменился, а Эрл – нет. Вот основание для главного внутреннего конфликта истории.
Так, смерть и поражение главных персонажей таких фильмов, как «Высокая Сьерра», «Убийство» или «Гангстеры», что были популярными явлениями в жанре в те годы, являлось как само собой разумеющееся продолжение развития персонажной линии, а не жестокое стечение обстоятельств. Это не общество наказывало их за злодеяние, это они сами находили разрешение, единственно возможное, от собственной боли, страха и паранойи. Потому что общество – не так уж хорошо, добро и порядочно, не правда ли?
- А я уже заволновался, жду уже больше часа.
- Я тоже ждал. Больше 8-ми лет.
Проведя 8 долгих лет в тюрьме, знаменитый бандит Рой Эрл (Хамфри Богарт) выходит на свободу благодаря стараниям своего босса Биг Мака. Рой даже и не думает уходить на пенсию и опять бросается в преступную жизнь, Мак как раз для него затевает крупное дело в Калифорнии. В горных домиках на месте сбора его встречают два зеленых гангстера (Алан Кертис и Артур Кеннеди) и молодая Мари (Айда Лупино), подружка одного из бандитов, восхищенная личностью Эрла. Опытный бандит сразу показывает парням, кто в шайке главный, пробует прогнать Мари, но, будучи бессильным перед ее аргументами, разрешает ей остаться. Параллельно подготовке к ограблению, Рой пытается быть обычным человеком, ухаживает за юной Уэлмой (Джоан Лесли), с ее семьей он познакомился по пути на Запад и всячески старается им помочь. Он даже нашел доктора, чтобы вылечить больную Уэлму, но из этой партии в итоге ничего не получается и Рой обращает свой взор на влюбленную в него Мари. Дело проходит почти гладко, кроме убийства полицейского. На Эрла вешают кличку «бешеный пес» и постепенно загоняют в угол – в горы Сиерры, откуда у него нет ни единого выхода, но ему все-таки удается выпорхнуть и остаться свободным.
Рауль Уолш (кстати, один из 36-ти основателей киноакадемии), планировал задействовать в главной роли популярного в то время Пола Муни, но тот, прочитав обе версии сценария Джона Хьюстона, отказался. Следующим в списке Уолша был не менее популярная звезда гангстерских фильмов Джордж Рафт, с которым режиссеру приходилось работать годом ранее на съемках «Они ехали ночью». Но тут вмешался проворный Богарт, знавший от своего друга Хьюстона все детали сценария. Связавшись с Рафтом и разрисовав бесперспективность карьеры в поднадоевшем образе гангстера, Хамфри выбивает его из игры. Далее был еще один хитрый ход – завалить руководство Warner Brothers телеграммами. Все это сработало, Богарт был подписан. Но цена контракта была не топовой, и даже меньше чем у Айды Лупино (ее гонорар составил 40 тысяч долларов).
Технически фильм снят на очень хорошем уровне, захватывающая динамичная погоня в финале поражает (это же только 1941 год!), а качественная картинка от оскароносного Тони Гаудио держит марку (его предыдущая работа «Письмо» была номинирована на Оскар). Игра актеров не то чтобы блистательная, но рейтинг в Голливуде Богарт и Лупино себе, однозначно, подняли. Герой Роя Эрла - эдакий выживший Диллинджер, перешитый заново на Хамфри Богарта, сидит на нем отлично; получился такой сыроватый положительный анти-герой общества: суровый, задумчивый и пугающий своей серьезностью. Но не все так идеально как кажется. Хьюстон и Уолш, хоть и были мастерами своего дела, в фильме специально сделали акцент на завязку и концовку, тем самым просадили добрую первую треть фильма. Из положительно нельзя не отметить красивое вовлечение bad luck собаки в сюжет, каждое ее появление вы сидите и гадаете, принесет ли она неудачу в следующем эпизоде. Фильм относительно сложно причислить к «черному» фильму, здесь Уолш постарался на славу, уйдя от классического гангстерского кино к смешению драмы и криминала, что стало трендом на следующие 20 лет.