Итальянский ас Марко Пагго по прозвищу Порко Россо — герой Первой мировой и любимец женщин, не пожелавший служить дуче, — бороздит небо над Адриатикой на своем алом гидроплане, меланхолично игнорируя попытки властей арестовать его за «измену Родине, нарушение границ, упадничество, порнографию и свинство». Последнее обвинение справедливо более других: в результате сложной душевной коллизии, случившейся с ним в один из последних дней войны, у Марко действительно сделалось свиное рыло.
Мультфильм, Аниме, Детский, Семейный |
12+ |
Хаяо Миядзаки |
12 июня 1992 |
25 декабря 2008 |
1 час 34 минуты |
Небо. Самолет. Свин
Мультфильмы японского аниматора Хайяо Миядзаки восхищают не только своей графической совершенностью, но и, безусловно, режиссурой. Его мульты — это практически большое кино, только нарисованное. В остальном, страстей, глубоких мыслей и детально выверенных персонажей здесь в обилии. А еще в мультфильмах Миядзаки читается он сам — в «Порко Россо» его излюбленная тема летательных аппаратов, известный факт, что Хайяо — большой поклонник самолетов, гидропланов и всяческих сооружений, бороздящих небо. В большинстве его мультфильмов есть либо авиа-сооружения, либо что-то летающее вроде небесного замка Лапуты. «Порко Россо» — гимн рыцарям неба, гимн всем тем людям, которые бесстрашно посвящают себя этому делу, посвящают себя высоте, небу, свободе.
И пусть не всегда летчики благородны. В «Порко Россо» большая часть героев — воздушные пираты, либо самовлюбленные хвастуны (в частности американский летчик Кертис), которые, пожалуй, утратили свои некогда благородные идеалы, и самолеты и небо для них это способ обогатиться нечестным путем. При всем своем раздолбайстве главный герой — летчик Порко Россо («Алый Свин») — добрый малый и вызывает только симпатию. Когда-то он участвовал в Первой мировой войне, и звали его Марко Паготт, и свиньей он не был. Миядзаки неохотно объясняет зрителю причины превращения человека в свина — возможно, это проклятие или последствие участия в войне.
Порко, в любом случае, свин необычный — он любит курить, он постоянно недоволен и много бурчит, он влюблен в местную красавицу-певицу Джину, но слишком горд и независим, чтобы в этом признаться. Основной конфликт в мультфильме — вражда-соперничество Порко и Кертиса. И если первому как-то и не принципиально доказывать свое превосходство как летчика, то второму — будто дело чести публично унизить Свина и добиться Джины. Добавим сюда еще одну героиню — юную внучку автомеханика Фио, которая предпочитает казалось бы девичьим забавам — чертежи и починку самолета.
Сложно назвать «Порко Россо» — мультфильмом для детей. В любом случае, ребенку будет интересно его смотреть — он красивый, яркий, сочный по цветам и сюжетно затягивающий. Родителям же будет понятно намного больше, поскольку Хайяо Миядзаки всегда наполняет свои произведения очень важными, часто проблемными темами. Дружба, верность, любовь, предательство, зависть — эти и другие темы поданы на фоне исторических событий. Еще в этом мультфильме главный герой — мужчина пусть и с пятачком вместо носа. В самых хитовых мультах Миядзаки, как правило, балом правили героини-девочки — Кики, Тихиро, Поньо, Мононоке, Софи и сестрички из «Тоторо».
В «Порко Россо» все иначе. Возможно, Паготт — это своеобразное альтер-эго японского мультипликатора, влюбленного и преданного небу и высоте? В любом случае, это очень «мальчишеский» фильм режиссера. И, несмотря на минимальную сказочную канву (главный герой все равно не превратился в человека), «Порко Россо» — мультфильм крепкий, взрослый. А еще очень легкий и воздушный. Миядзаки любит небо, и это сложно не заметить. В данном мультфильме в частности.
В этом мульте есть что-то от повестей Экзюпери "Ночной полет" и "Планета людей". Есть что-то от кинофильма "Касабланка". Есть что-то от авиасимулятор а времен Первой Мировой Войны, когда час летишь до первого воздушного боя. Если все это вам близко и интересно - срочно бегите за билетами. Впечатление от мульта, как от добротного полнометражного фильма.
Мультик из запасников студии Гибли и гениальнейшего мультипликатора Хаяо Миядзаки.
Все как нужно - фантастический герой (пусть и алая свинья), небо, самолеты, войны и любовь )
Очень хороший мультфильм )
Итальянский ас Марко, превратившийся по загадочным причинам в свинью, после Первой Мировой отказывается примкнуть к фашистскому правительству и летает в удовольствие на любимом гидроплане. Периодически откликается, если по радио сообщают о воздушных пиратах. По вечерам заходит в ресторан послушать песни любимой дамы.
Некстати (а может, кстати) объявляется бравурный американский летчик и начинает усердно соперничать с Марко. На кону - жизнь молодой девушки. Это звездный час Порко Россо ("Красного свина") - так он себя именует.
Умение Хаяо Миядзаки снимать кино без возрастных ограничений известно давно. Здесь оно в очередной раз утверждается: прелестная атмосфера, вдохновенное добродушие, привычные и такие прекрасные небо, море, облака. Такие эпитеты покажутся наивной глупостью в большинстве случаев. Но "Порко Россо" не стоит смешивать с большинством, как и вообще всё, что делает этот человек.
Да, сюжет прост, персонажи - тоже, однако это всё же обращение к юношеству, так что такие претензии - не по адресу . Для аниматора куда важнее, простите, чувствовать прекрасное. И Миядзаки определенно, определенно чувствует.
Миядзаки не снимает просто так мультфильмы. Везде есть намеки, посылы, нравоучение в небольших количествах, но в основном, в большинстве случаев темы касаются либо детей, либо связаны с человеческими пороками, комплексами, с добром и злом внутри их, ну и отношением природы и людей, или же темы эти перекликаются. «Порко Россо» не попадает в тот список, к счастью и удивлению.
Этот мультфильм некий лиризм самого Миядзаки, фантазийное отвлечение от любимых тем, и посвящен он не столько человеку и тому в каком обществе он находится, сколько духу приключений, времени гидросамолета, а, если быть точнее, то он про веселое лето, когда собирались пираты, отдельные летчики гидропланов, другие участники этого времени, и хорошо проводили время — в соревнованиях, постоянных боях, в конце концов, просто жили. Обнаружить это легко, потому что вся атмосфера направлена на передачу не проблемы героя Свина, и не его противостояния с пиратами, потому что никаких проблем здесь нет, а на подчеркивание времени, когда люди наслаждались полетом, соревнованиями, в этом вся фишка.
И что самое классное, что сами участники, персонажи мультфильма в конце напрямую размышляют и вспомнят об этом, что только подтверждает истинность ощущений. Вот прелесть мультика — он вне творчества Миядзаки, ни до, ни после такого не будет вообще. Да, он поэтому и не для всех, но чего у него не отнять — это легкости, нестандартной тематики вообще, ну и свойственной творчеству Миядзаки комедийности персонажей и их положительности. В общем, вновь отличная фантазия.