Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
6.8

Фильм
Одесса

Россия, 2019Смотреть в
Реклама
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в
Описание Афиши
Описание прокатчика
Валерий Тодоровский про жаркое лето в Одессе 1970-х, когда в городе вспыхнула эпидемия холеры

В 1970-е в охваченную холерой Одессу в гости к зятю и теще (Леонид Ярмольник и Ирина Розанова) приезжает журналист-международник Борис (Евгений Цыганов) со своим восьмилетним сыном Валерой (Степан Середа). Бедные родственники давно перегрызлись между собой: отец и мать не могут найти общий язык со взрослыми детьми, сестры (Евгения Брик и Ксения Раппопорт) не могут поделить квартиру, а их мужья все больше стоят в сторонке и молчат. Во всей этой кутерьме Борис не замечает, как влюбляется в 15-летнюю Иру (Вероника Устимова), хотя умом и понимает, что из этого ничего хорошего выйдет. После красивого, но выспреннего «Большого» одессит Валерий Тодоровский снял очень интимный фильм, в котором явно неспроста дает самому маленькому из персонажей имя Валера, а героев выписывает с такой любовью: это путешествие по волнам собственной памяти, кино с нескрываемыми автобиографическими и оттого такими человеческими нотками. А если говорить шире — настоящая семейная сага с конфликтом поколений и склоками, которые могут возникнуть только между по-настоящему родными людьми. Большая еврейская семья тут похожа на семью из горенштейновского «Бердичева», героиня Розановой на Рахиль, а атмосфера — на тодоровскую «Оттепель». Режиссер снова виртуозно реконструирует эпоху, а главным триггером делает холеру. В эпидемии, которой, быть может, и нет, все ищут выход из сложившейся ситуации: одним болезнь нужна, чтобы решить все проблемы разом, другим — чтобы не возвращаться в Москву. Проще все свалить на пандемию, чем признаться себе в том, что настоящая зараза — это жизнь, ее главный симптом разочарование, а лекарство против него так пока и не изобрели.

  • Одесса – афиша
  • Одесса – афиша
  • Одесса – афиша
  • Одесса – афиша
  • Одесса – афиша
Ромком
18+
Валерий Тодоровский
10 июня 2019
5 сентября 2019
2 часа 10 минут
todorovsky-company.ru

Другие фильмы В.Тодоровского

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

6
Максим Сухагузов
60 отзывов, 386 оценок, рейтинг 633
13 июня 2019

Холера по имени Валера

В расплавленную жарой Одессу 1970 года к многочисленным родственникам жены, которые ютятся под одной крышей, на каникулы прибывает вальяжный журналист из Москвы Борис (Евгений Цыганов) вместе со своим сыном Валериком. Мама Алла пока задерживается, а вскоре выяснится, что из‑за эпидемии холеры весь город будет закрыт на месячный карантин без права выезда и въезда. Герой Цыганова проведет интересное лето с детскими плесканиями у моря, шумными спорами за еврейские корни, юношеской влюбленностью, автоматным обстрелом лодки и холерной палочкой.

На самом деле фильм гораздо более полифоничный в плане персонажей, и Цыганов тут вовсе не главный герой, как может показаться. Могучими столбами торчат излюбленные артисты Тодоровского Леонид Ярмольник и Ирина Розанова, зарумяненные под натуральных одесских зятя и тещу (всех особенно впечатляет пузико Ярмольника, которое, конечно, претендует на новый шаг в карьере артиста после «Трудно быть богом»).

Есть свои подробности и у сюжетной линии взрослых дочерей, которых исполнили Евгения Брик и Ксения Раппопорт. Но проблема в том, что все они существуют в настолько разных актерских техниках, что иногда даже с трудом монтируются друг с другом. Это бросается в глаза не столько из‑за какофонии акцентов (что вполне объясняется расколом поколений), а именно сценической органикой: кто‑то дает «большой русский театр», кто‑то комедию, кто‑то естественен, кто‑то сам себе Цыганов. Это сильно влияет на восприятие и так неидеального по структуре фильма, тем более когда это лоскутное одеяло по-актерски перетягивается в разные стороны.

Хотя, по идее, фильм не должен был страдать от отсутствия цельного взгляда на происходящее, ведь «Одесса» — личное кино, давняя мечта Валерия Тодоровского, сплошное воспоминание об одесском детстве. Неслучайно мальчика Валерика зовут именем режиссера. По фильму даже разбросаны сцены-вспышки от первого лица, где мы видим мир ребячьими глазами: это те секунды, которые Валерик запомнит на всю жизнь. Поэтому в фильме, безусловно, есть крен в сторону пионерского настроения — музыка Анны Друбич взлетает выше ели, оператор Роман Васьянов чуть ли не выжимает сок из изображения. Даже взрослые персонажи как будто оказались в плену детского восприятия: до слез обижаются друг на друга, категорически уходят из дома и тут же мирятся, героини Брик и Раппопорт ведут себя так, как будто им по 15 лет, да и Цыганов постепенно превращается в мальчишку, что заканчивается соответствующей любовной линией. Все это есть в фильме.

Не хватает главного — того, что обычно помогает сшивать куски времени, как это было в фильмах Алексея Германа, которые тоже порой состояли из детских ощущений, разных цветов, запахов и героев. Единой интонации. Звенящего интонирования, которое, как метроном, собирало бы и артистов, и картинку, и музыку в общий гул, равный самому себе.

В итоге «Одесса» ощущается как две серии одного телесериала. Первая — про подробности отношений внутри семьи, вторая уже достается герою Цыганова. Если уж и сравнить с сериалом, то давайте сразу с «Чернобылем», хотя это не совсем честно, потому что «Одесса» вовсе не про город-катастрофу. Но все равно Тодоровский тоже использует тему карантинной зоны в Украинской ССР как удобную метафору целой страны, которая боится взглянуть правде в глаза. Как и радиация, холера в фильме останется невидимой угрозой, не появляясь напрямую в кадре — лишь только отзвуками, как голос Аллочки в телефонной трубке. Холера и Аллочка — два сюжетных макгаффина, которые мы слышим, но не видим. Зато они катализируют главный конфликт. В запертой душной обстановке главные герои, возможно, впервые в жизни начинают проговаривать свои многолетние травмы и страхи. Всем больно, но это освобождает. Набор болевых точек репрезентативный: КГБ, предательство родины, еврейский вопрос, свобода творчества, строгое воспитание.

Герою Цыганова посвящена вторая часть фильма, и он выступает пациентом икс холерного наваждения — не случайно его приезд совпадает с распространением вируса. Борис — человек из Москвы, а значит, у него нет устойчивого иммунитета против одесского воздуха. Нечто живое впервые проникает в его сердце в виде влюбленного взгляда соседской девочки, но он вынужден отгораживаться, как и весь город, закрываться все глубже и глубже уходить во внутреннюю эмиграцию: в чужой город, в соседний дом, на карантинный корабль. Другие персонажи на фоне болезни начинают проявлять схожие симптомы и выбиваться из оков (втихаря пить вино в подвале, признаваться в измене, купаться ночью на пляже). А Борис не может, потому что табу.

Поскольку ударный момент ложится на героя Цыганова, то именно его сюжетная линия вдруг принимает облик авторского сопереживания. Другое дело, что рифма жажды свободы с тягой к 15-летней девочке со стороны Тодоровского выглядит почти что подрывной деятельностью в современном мире раздухарившейся киноэтики. Фильм показывает вечно запрещающий и замалчивающий русский мир, где неслучайно присутствует персонаж, лишенный дара речи, в лице инвалида Жорика (Сергей Сосновский), но вместе с Борисом начинающий орать о задавленных мужских чувствах. На корабле Борис буквально кричит в лицо капитанше явно прозападного толка, перед которой он вынужден постоянно оправдываться, о своей юной спутнице: «Да что вы вообще понимаете?!» Пока нынешние зрители поеживаются от одной только мысли, что в фильме могут присутствовать романтические нотки «Лолиты» и сцены, где взрослая женщина обнажается перед мальчиком, Тодоровский постулирует, что в этом опыте нет ничего пугающего, а вот замалчивание правды жизни травмирует куда больше. Довольно неоднозначно, но вот было такое аномальное лето, только все сдуло ветром вместе с холерой, ничего не осталось — в конце мы видим опустевший дом. Вот уж точно не тот фильм назвали «Паразитами».

13
2

Отзывы

1
Александр Жидков
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 14
8 сентября 2019

Фильм отвратный. Такое ощущение что было желание обос*ать советскую действительность и показать всё низменное. Сюжетная линия ни о чем, ни одной законченной идеи, случайные персонажи... некоторые из которых появляются видимо для того, чтобы голой предстать перед ребенком. Вместо качественной игры актеров и режиссуры, одни имена. Зря потратил время...

14
4
9
Типичный критик
456 отзывов, 457 оценок, рейтинг 625
6 сентября 2019

Холера родственной жизни

Одесса, август 1970 года. Самая жара. Город забит курортниками. В гости к тестю с тёщей, Григорию Иосифовичу и Раисе Ировне Давыдовым, прилетают из Москвы их зять Борис, журналист-международник, и его восьмилетний сын Валерик. Но именно в день их прилета в Одессе объявляют холерный карантин, город закрывают. Так приехавший на пару дней московский зять погружается в мир, измененный серьезной опасностью. Вскроются семейные тайны, произойдут невероятные события и случится большая запретная любовь.
В начале 1970-х годов Каспийский регион нашей страны был охвачен эпидемией холеры биотипа Эль-Тор. В Одессе за 5 дней сентября холерой заразились 126 жителей, семеро из них умерли. В некоторых областях СССР единичные случаи холеры продолжали выявлять вплоть до 1980-х годов. Но это лишь исторические факты - которые лишь отчасти влияют на происходящие события - помогая вскрывать наружу "гнойные сердцевины" сомнений между родителями и детьми, "тёмные стороны" личности и "жизненные секреты". Отчасти, это напоминает известный сюжет, когда группа людей - застряла в определённом месте (например, в отеле, и например, в непогоду), и застряли они там не просто - ведь у каждого есть свой тайный "план". Подобных, американских фильмов много - но данный фильм всё-же российский, а отношения в русских (еврейских) семьях - совершенно другие: русский любит горевать, пить горькую и винить во всём себя - что и происходит со всеми героями в определённые моменты сюжетного "катарсиса". Но, настоящую одесскую, еврейскую семью, холерой - все-же не испугаешь: тут встаёт "страх" за отношения, "страх" за потерю того самого "внимания". На дворе - жаркое лето, Раиса Давыдова жарит оладьи, Арик - муж Миры пытается продать медали и значки, Володя - муж Лоры как музыкант готовится к очередному сезону и жалуется на засилье там евреев, и в "одиночку" пьёт домашнее вино в погребе, а Борис с сыном Валерой приезжает погостить к тёще.
Эпидемия холеры - запирает героев в "городе", где поднимаются старые и пыльные "проблемы", родственники и соседи наконец-то находят свои "слабые места", и "оголяют" их примерно так-же, как незнакомая женщина показывает себя голой Валерику на "карантинном" корабле. Создаётся ощущение, что ты сам нпходишься вместе с героями - там на этой веранде, понимаешь все их "печали" и "надежды". Главный герой (хотя, главных здесь не существует) - Борис, понимая "обстановку" в городе, просто отдаётся своим эмоциям, и показывает себя истинного: скромного, но впечатлительного мужика, который также многофактурен, как и его тесть.
Все персонажи здесь несомненно фактурные, а актёры их исполняющие более чем достойные: Леонид Ярмольник загримированный под стареющего одесского еврея, Ирина Розанова также загримированная под стареющую одесскую еврейку, как и всегда прекрасный Евгений Цыганов, Ксения Раппопорт, Евгения Брик, Сергей Муравьёв, Владимир Кошевой - они все здесь блестящие, искренние и правдивые.
Валерий Тодоровский сам родился в Одессе, хотя фильм снимал на территории "Мосфильма", и стоит отметить впечатляющую работу художников-постановщиков которые создали настоящий "дух" эпохи, и впечатляющую операторскую работу Романа Васьянова. Тодоровский вроде снимает понятную историю для российского зрителя о ностальгии, времени и эпохе - при этом поднимая в фильме острые этические и моральные проблемы, когда отец подаёт "донос" в КГБ на дочь, которая хочет мигрировать в Израиль, или когда стеклянная бутылка "Кока-Колы" - редкость, а обнажённое тело женщины - есть, но вроде его и не существует. Это фильм о том, какими мы были, и какими стали. Это "фильм-настроение", "фильм-воспоминание", "фильм-греза", "кусок застывшей эпохи".

11
2
9
Андрей Минеев
16 отзывов, 26 оценок, рейтинг 116
5 сентября 2019

Трейлер совсем не понравился, думал будет слабая мыльная опера в стиле вечерних сериалов на федеральных каналах, но с верой в лучшее пошел в кино. Фильм очень понравился!

10
2
9
Пользователь Афиши №3915740
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 5
5 сентября 2019

Жизненный отличный фильм. Очень понравился! Актерский состав сильный.

6
1
9
Ekaterina Varava
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 5
5 сентября 2019

Обалденный советский жизненный фильм от начала до конца великолепный.

6
1

Подборки Афиши
Все