Великовозрастная дурында (Суонк) приходит к старику (Иствуд) и хочет, чтоб тот ее тренировал. Старик сперва не хочет, потом из жалости показывает ей, как держать равновесие, и тут оказывается — у нее какой-то совершенно невероятный удар. Шедевр 40-х годов, из-за сбоя в пространственно-временном континууме снятый сегодня. Трагическая и прекрасная картина о том, что в главном бою победитель не получает ничего.
Драма |
16+ |
Клинт Иствуд |
5 декабря 2004 |
2 часа 12 минут |
Великовозрастная дурында (Суонк) приходит к старику (Иствуд) и хочет, чтоб тот ее тренировал. Старик смотрит на нее — и ему плакать хочется: руки-крюки, лицо глупое. Но в конце концов он показывает ей, как держать равновесие, и тут оказывается — у нее какой-то совершенно невероятный удар: она просто выходит и этими своими неправильными руками так вламывает, что люди больше не встают. Еще у нее такой профиль оказывается, как у богини, — она им режет напополам буквально любого.
Надо было дождаться, пока в кино окончательно восторжествует нелинейный подход к любым историям, когда единственным понятным и доступным способом обращения со временем будет нарезать его, как огурец, — стоило дожить до всего этого, чтоб сделать такую очень линейную, последовательную картину, в которой время не будет ни бежать, ни стоять на месте, а будет именно что идти — элементарно, с точностью атомных часов.
Наверное, надо сказать, что «Малышка» — это фильм 40-х годов, снятый сегодня. Вся эта поэзия засранных спортзалов, сладость поражения и горечь победы — это из тех времен, когда дрались за сравнительно небольшие деньги, а любое кино было необратимым, как жизнь, потому что кнопок перемотки — ни вперед, ни назад — тогда еще не придумали. Вообще, чем старше Иствуд, тем очевидней становится, что он сбежал с какой-то картины художника Уайета: тот как раз в 40-50-е рисовал такие картины, где были растрескавшиеся оконные рамы, а на их фоне люди с такими же рассохшимися и старыми лицами. Этот фильм — такая песнь опыта, она же невинности, раритетный совершенно жанр, работать в котором могут только худые спортивные старцы в кожанках. Чтоб так снимать, надо в 75 лет две дюжины раз подтягиваться на перекладине, надо иметь какую-то очень спокойную ясность ума и многолетнюю внутреннюю дисциплину — другими словами, все то, что не светит никому из тех, с кем мы знакомы.
Фильм Иствуда вызывает много разных чувств, а когда он заканчивается и все чувства уходят, появляется еще одно — такая затяжная подспудная неловкость за самого себя. Мы тут такие толстые и неповоротливые, мы не умеем держать центр тяжести и если бьем, то скорее ломаем себе запястье, чем кому-нибудь нос. Нас переучивать поздно и, наверно, бессмысленно. Мы вряд ли когда-то усвоим главное правило, которое Клинт Иствуд понял к своим семидесяти пяти и про которое сделал этот невероятный фильм: что в самом главном бою победитель не получает ничего.
Честно говоря, исходя из кратких аннотаций, я подозревал, что К. Иствуд снял очередной "Рокки" только в девичьем обличии. На такой фильм я и настроился.
Поначалу сюжет действительно развивается в этом направлении с явными заимствованиями из картины Джона Эвилдсена. Однако где-то в середине фильм резко и, в общем-то, неожиданно переходит из спортивно-бодрящей мелодрамы в достаточно серьезную драму ("драму" в чисто американском, оскаровском понимании).
Не могу сказать, что фильм при этом потрясает. Сыграно, срежессировано все отлично. Технически фильм хорош. Но в плане сюжета и смысловой основы он весьма средненький. Ничего по сути нового в нем нет. Я понимаю, что Иствуду впервые удалось поднять тему эвтаназии, на момент съемок особенно актуальную в Европе, до уровня хорошего, оскароносного фильма. Он даже постарался в своей картине дать высказаться обеим сторонам. Однако на этом вся новизна "Малышки" и заканчивается.
Единственное, что, конечно, очень приятно отличает этот фильм от его голливудских собратий, это принципиальная честность сюжета. Я не заметил в нем ни одной серьезной натяжки, что по нынешним временам большая редкость (явный контраст с таким же успешным, но совершенно неправдоподобным "Старикам здесь не место"). Наоборот, Иствуд явно нацеленно бьет по чувствам зрителя реалистичностью всего происходящего.
Вообще, единственное, в чем могу согласиться в рецензии Р. Волобуева, что Иствуд действительно снял свою "Малышку" так, как снимали фильмы в его молодости. И это еще одна причина, помимо честности, по которой фильм пленяет. Хотя, на самом деле, это и есть продолжение все той же честности, только уже в режиссуре. Но ничего необыкновенного Иствуд не делает: хороших и просто отличных фильмов, созданных по этим старомодным лекалам, сотни, а то и тысячи. Просто Иствуд остался одним из немногих в XXI веке, кто еще помнит, как это делать хорошо. К сожалению, большинство попыток молодых режиссеров повторить этот стиль, вырождаются в исключительно тягомотные и до боли занудные киноподелки.
Что касается оскаров за роли, то Суонк и Фриман играют хорошо, добротно, но не более того. Выиграть они могли только за отсутствием серьезных конкурентов, что, наверное, и произошло.
В общем, хороший драматический фильм старой режиссерской школы, далеко выходящий за рамки первоначальной спортивной тематики, с сильным уклоном в психологизм, с не захватывающим, но честным сюжетом.
Очень сильное кино.
Не сразу привыкаешь к внешнему ритму повествования картины. Очень спокойный, размеренный пролог, рассказанный длинными переходами с плана на план.
Но суть этой картины не в том, что на экране беспрерывных два часа ломали носы, разбивали лица и ампутировали конечности, таким образом "издеваясь над женским телом". Я это не заметила вовсе. Это лишь внешняя сторона, и слепец тот, кто не увидел, что за этим скрывается.
Сломанный нос - это не физическая травма, а прежде всего - внутреннее поражение. Это лишь миг, факт, момент жизни, от которого разворачивается дальнейшая судьба героини. Это борьба.
Я думаю, не зря этот фильм снял именно Клинт Иствуд, более того: я не знаю, смог бы кто-либо еще снять его настолько глубоко. Несомненно, в картине очень сильно чувствуется философичность, мудрость, опытность. Когда не нужно наружу выворачивать проявление человеческих чувств, чтобы их увидеть. Кино внутри. Смысл.
Невероятно яркая, сильная игра актеров первого и второго планов. Актеры проживают свои роли на экранах, и ты сам сопереживаешь так, словно находишься рядом с ними. И что интересно - на протяжении всего фильма идет рассказ о каждом из героев, незаметно выводя его на первый план. И когда фильм заканчивается на Фримэне, где за кадром продолжает звучать его голос, ты вдруг начинаешь осознавать картину заново, уже его глазами.
Надо сказать, то, что заложено в этой картине, срабатывает не сразу. И из зала выходишь скорее немного напуганный, растерянный. На следующий день после просмотра я поймала себя на мысли, что беспрерывно прокручиваю в голове сцены из фильма, о чем-то думаю, спорю. Дальше я стала искать возможность увидеть картину снова. Спустя еще какое-то время я поняла, что все не зря.
Это картина не из ряда того кино, которое смотрится "на одном дыхании", в динамике, ярком и зрелищном действии. Это очень тонко и безукоризненно написанная история, очень простая, но одновременно глубокая и сложная настолько, насколько сложна сама жизнь.
удивительный фильм. который с первого раза показался мне каким угодно - банальным, манипулятивным, неповоротливым... т.е. вызвал любые чувства, кроме положительных. и все-таки я посмотрел его по ТВ в какой-то из вечеров в прайм тайм во второй раз... видимо, надо было все-таки кое что прояснить.
чувства и мысли улеглись, и - странным образом - я понял что да, таки Иствуд есть честь, ум и совесть американского кинематографа. какие еще остались.
Идя в кино, я безусловно знала, что Клинт Иствуд - великолепный режиссёр, один из тех мудрых и тонких художников, которые заставляют сопереживать абсолютно простым и даже где-то незамысловатым человеческим историям (вроде "Мостов округа Медисон" и "Птицы"), да так сопереживать, что даже забываешь, где ты находишься и что собственно происходит с тобой лично, а не с актёрами на экране.
В случае с "Малышкой" у меня было некоторое предубеждение: я не поклонница бокса, тем более женского. Но фильм оказался абсолютно не о боксе. Нет, там присутствует вся эта внешняя атрибутика - ринг, канат, боксёры (и мужчины, и женщины), крик трибун, спортивный азарт и нечеловеческая ярость спортсмена, рвущегося к победе. Но всё это абсолютно не затмевает рассказанной Иствудом человеческой истории немолодой, не особенно счастливой и нечеловечески упрямой Мэгги Фицджералд.
Не рекомендую смотреть любителям "Рокки" и лёгких бездумных комедий. Но вот для человека думающего этот фильм просто необходим. Он потрясает своей щемящей проникновенностью, великолепной игрой актёров (это именно команда, нет ощущения игры, есть ощущение жизни) и отсутствием сопливого розового финала. Когда по экрану ползут финальные титры, кажется, что это твоя жизненная трагедия только что завершилась на экране. У меня было ощущение внутреннего катарсиса. Плакать и хотелось, и не хотелось. Скорее просто захотелось и свою жизнь прожить так, что потом что-то вспомнилось. Да, за любое счастье в жизни приходится платить в моральном смысле, и фильм ещё раз доказывает это.
Когда "Авиатор" не получил ни одного значимого Оскара, мне было немного обидно: фильм тоже хороший. Так вот, мало Оскаров дали "Малышке"! Я бы ещё дала по 2 Оскара каждому актёру. Хилари Свонк просто великолепна, она не играет, а живёт жизнью своей Мэгги. Морган Фримэн в роли состарившегося боксёра-неудачника всё-таки проводит свой 110-й бой. Отвратительны и одновременно ужасно узнаваемы родственники Мэгги, алчно вкладывающие в рот парализованной девушки ручку, чтобы завладеть её деньгами. Ну а без героя Иствуда, опытного тренера, разуверившегося в Боге и людях, но в финале оказывающегося способным на поступок, фильма просто не было бы. Режиссура просто незаметна, фильм словно вырезан из жизни, за что также отдельное спасибо Иствуду. В общем, фильм - не просто банальная спортивная драма. Он заставляет по-новому взглянуть на свою собственную жизнь.