Биография, Драма, Музыкальный |
18+ |
Кен Расселл |
24 января 1971 |
2 часа 3 минуты |
Весьма скандально и откровенное описание жизни легендарного российского композитора Чайковского. Жизни, впрочем, в основном интимной. Где-то на фоне основных событий фильма он что-то пишет и музицирует, но фильм ровным счетом не об этом, а о том, как молодой и горячий человек (в исполнении бородатого Ричарда Чемберлена) пытается отказаться от категорически осуждаемой жизни гомосексуалиста. У него были отношения с неким графом Антоном Шиловским (Кристофер Гейбл), которые он порвал, но граф постоянно маячит на горизонте, тонко намекая на интересность продолжения отношений. Чайковский, впрочем, этого не хочет. Ему нужна жена, и вскоре он ее находит, ответив на бесконечные влюбленные письма одной из поклонниц. Нина (Гленда Джексон) вскоре приезжает в поместье Чайковского, и вскоре они играют свадьбу. С сексом, правда, у них большие проблемы – молодой муж никак не может консумировать отношения, однако просит ее набраться терпения. Впрочем, вскоре их брак оборачивается адом. Очень эмоционально бурлящий и свистящий фильм.
Говорят, музыка Петра Ильича Чайковского, а именно Первый фортепианный концерт, в свое время сыграл ключевую роль в выводе режиссера Кена Расселла из тяжелейшего психологического расстройства. Однажды он даже хотел снять фильм о танцоре, использовав там много музыки российского композитора, но не сложилось. И вот вскоре у него появился шанс поставить кино уже непосредственно о самом режиссере. Точнее, о его браке, который биограф Джерард Абрахамс описал как «союз гомосексуалиста и нимфоманки». При этом, несмотря на всю скандальность показанного, Расселл скорее идеализировал образ композитора, подав его этаким романтиком, который в жестокое время искал чистую любовь, но натыкался на закрытые обществом двери. Единственный выход, который ему оставался – выплескивать все свои переживания в музыку, которую он писал.
В фильме, однако, нет положительных характеров. Главный герой – жесток и безумен. Остальные – просто череда отвратительных образов. Похотливые, алчные, малодушные, мелкие, мещанские, злые люди. Само повествование Расселла довольно быстро пропитывается мрачными, жестокими, темными интонациями. В 1969-м году Игорь Таланкин вместе с культовым кинематографическим голливудским композитором Дмитрием Темкиным в СССР сняли фильм о Чайковском, но, из-за требований цензуры, картина получилась ужасная, пресная и глупая. Расселл буквально ненавидел эту работу. Более того, когда годы спустя он путешествовал по СССР, и пришел в дом-музей композитора, был шокирован тем, как власти скрывали скандальную сторону жизни и смерти композитора. Там был даже замечательный диалог с гидом, в котором Расселл высказал замечательную мысль о том, что скандал привлекает внимание к личности гораздо сильнее, чем обычные приторные истории.
Действительно, если бы Кен Расселл не сказал «United Artists», что хочет снять фильм о гомосексуалисте, который женился на нимфоманке, никто бы ему денег не выделил. В качестве основного источника исторических фактов, Расселл и его сценарист Мелвин Брэгг, с которым он работал над телевизионным фильмом об Исидоре Дункан, использовали биографию, написанную Катрин Дринкер Боуэн и Барбары фон Мек, жены внука спонсора творчества и жизни Чайковского, которой тоже достался персонаж в фильме. Конечно, в книге не было и части того безумия, той страсти, которой автор наполнил свой фильм, за что часто был критикован – общество не было готово принять столь яростно безумный рассказ. Эта биография была первой, которая подавала Чайковского, как гомосексуалиста, терзаемого внутренними демонами, которые не только породили его творчество, но и привели его к гибели. Вся его жизнь была посвящена отрицанию собственной природы. Об этом Расселл и снял свой скандальный фильм.
Тяжелое внутреннее расстройство композитора Расселл передал посредство различных кинематографических решений. У фильма аритмичный темп, галлюцинации, тревожный сон, горячка – все занимает в фильме значительное количество экранного времени и создано с использование резкого, яростного монтажа. И, конечно, над всем этим звучит перенасыщенная эмоциями музыка самого композитора. Операторская работа соответствует общей задумке. Разве что некоторые пасторальные планы придают сильный контраст внутренним конфликтам главного героя, лишь подчеркивая их сложность. В принципе, рассматривать фильм, как историю о Чайковском, наверное, не стоит. Несмотря на то, что Расселл привносит в картину большое количество фактов, так или иначе связанных с жизнью режиссера, картина – скорее черная комедия об упадке романтизма.