Начинающий эстрадный комик (Биггс) берет уроки жизни у комика-ветерана (Аллен), пока ментор не влезает с ногами в личную жизнь ученика. Как всегда, у Аллена чрезвычайно забавные этюды характеров на фоне осеннего Нью-Йорка. Забавно видеть парня, поимевшего американский пирог, в роли преемника Аллена; пожалуй, выбор актера - самый язвительный и пессимистичный комментарий ветерана к состоянию американской комедии.
Комедия |
16+ |
Вуди Аллен |
27 августа 2003 |
1 час 48 минут |
На годовщину своей совместной жизни с актрисой Амандой (Риччи) сочинитель эстрадных реприз Джерри Фолк (Биггс) забронировал столик в фешенебельном ресторане и прождал под проливным дождем битых два часа. Аманда прибыла на такси, объявила, что у нее нет денег, что она не голодна, что, как и все последние шесть месяцев, она не станет заниматься с Джерри любовью и что с его стороны верх бестактности считать, что она его не любит только потому, что ей стали невыносимы до астматических приступов его прикосновения. Узнав о проблемах Джерри, его наставник и коллега Дэвид Добель (Аллен) решает взять разваливающуюся жизнь юного друга в свои руки и для начала покупает ему дробовик.
Еще одна разговорная комедия о нью-йоркской богеме стала вехой в фильмографии Вуди Аллена: режиссер, до последнего настаивавший на монозвуке и старомодной квадратной рамке кадра, впервые поставил широкоэкранный фильм. Менять технику в 67 лет — дело рисковое, и помоложе люди спотыкались: достаточно вспомнить, как болезненно переходили к цвету Бергман и Феллини. Однако Аллен еще раз подтвердил свою и без того никем не оспариваемую репутацию гения — вместе с рамкой разомкнулся круг клаустрофобских проблемок алленовских героев, простаивающих жизнь в очередях на старые европейские фильмы, у прилавков магазинов с винтажным винилом и за стойками баров в джаз-клубах. На этот раз Вуди Аллен снял свою «Любовь Свана», летопись года сомнений, томлений, подозрений, переживаний из-за «женщины, которая была даже не в моем вкусе». Обычный алленовский юмор, возможно, впервые становится не самоцелью, а приемом. Как и распахнутый широким экраном пейзаж с мостами, парками и рекой, он помогает создать эмоциональную перспективу, благодаря которой фильм оказывается пропитан ощущением, что жизнь — это бесконечная череда поворотов с магистрали в проулки, которые оказываются тупиками. Сожалея о тщете, которой оборачивается любовь, Аллен остается лириком и неисправимым романтиком; самое прекрасное кинопризнание в любви этого года принадлежит, безусловно, ему. «Разрешите мне подарить вам эту пластинку Кола Портера. У меня дома есть такая; вчера вечером я слушал ее и думал о вас». — «Вы весь вечер слушали Кола и думали обо мне? Да вы знаете, что просто без ума в меня влюбились!»
Сегодня посмотрел фильм Вуди Аллена "Аnything else". Выбрал его для просмотра потому-что он был указан в списке самых любимых фильмов Квентина Тарантино. Наверное, а может быть даже и наверняка это не лучший фильм маэстро Вуди, но он невероятно точно попал в мое нынешнее настроение и мироощущение. Я всегда любил его фильмы и я помню, что моя бывшая жена, которой фильмы ВА вроде как тоже нравились, чаще всего отказывалась их со мной смотреть. О том, чтобы посмотреть два его фильма подряд, пускай и с перерывом в неделю, не могло идти и речи. Она пыталась мне объяснить причину тогда, но как мне кажется, я только сейчас понял, почему так происходило. Дело в том, что Вуди Аллен очень смешно и одновременно правдоподобно рассказывает о жизни. Он уловил и тонко, но при этом точно передает в своих фильмах абсурд всего того на чем держится мировоззрение среднего человека - горожанина, пресловутого представителя среднего класса, или по крайней мере считающего себя таковым. И я и бывшая жена несмотря на то, что это не совсем правда, относили и относим себя едва ли не к интеллигенции и интеллектуальной элите. Мы часто ходили в кино или смотрели дома арт-хаусные фильмы, пили не самое дешевое сухое красное вино, читали Кафку, Борхеса и прочих моэмов, рассуждали о смысле жизни и иных возвышенностях, ходили на концерты классической и джазовой музыки. Нет, в этом нет ничего плохого, просто дело в том, что старина Вуди Аллен как бы исподволь и в ироничной манере, на самых обычных жизненных примерах, или забавных водевильных историях показывает, что все это( театры, философии, рассуждения и пр.) - все то, чем мы, якобы отличаемся от глупых масс, не более чем тоненькая ширма, за которой спрятаны самые обычные мещанские замашки и физиологические потребности. Кому же понравится когда все твои ценности, все то, чем ты гордишься, что ты считаешь своими достижениями низводят до мусора и животных инстинктов? Вот ты работал и работаешь, строишь карьеру, добиваешься успеха, обдумываешь планы на отпуск или детей, покупаешь машину в кредит. Думаешь, что нашел(нашла) себе достойную пару. И вдруг с экрана тебе показывают, что все это хрупкое «счастье» держится на тоненьком волоске и на большом количестве лжи и прежде всего самообмана. Карьера всего на всего способ зарабатывания бабла и повышение своей значимости в своих же глазах. Любовь? Нет она не бывает вечной, а половинки, якобы разбросанные по всему миру и ищущие друг друга чтобы навек воссоединиться это всего лишь романтический бред. Душевная близость и общие интересы между мужчиной и женщиной как быстро возникают, так же быстро и уходят. Мы всего лишь странники, встречающие кого-то на своем бессмысленном жизненном пути. И пока нам по пути мы идем вместе, а потом… А потом боимся признаться самому себе и своему партнеру, что все кончилось, что мы уже хотим трахаться с кем-то другим, что мы не любим, не восхищаемся, не хотим. И на всей этой лжи, сомнениях, страхах и прочих подводных течениях наши отношения еще довольно долго корчатся в предсмертных муках. Кто-то их в таком состоянии проносит до самой смерти и еще умудряется этим гордиться. Но чаще всего мы все же сдаемся и все заканчиваем всего лишь для того, чтобы начать что-то новое такое же недолговечное и бессмысленное. А самое забавное в этом то, что мы не видим со стороны очевидностей, заметных в самом начале отношений. Люди повторяют одни и те действия из раза в раз. Качества людей развитые в них изначально со временем никуда не уходят, а только усугубляются. Исключения есть, но они подтверждают правило. Не нужно быть мудрецом, чтобы понять, если ты отбил у кого-то девушку, то спустя какое-то время ее у тебя отобьет другой «везунчик». И если мама у твоей будущей жены толстуха и стерва, не удивляйся, что спустя десяток другой лет ты тоже будешь жить далеко не с самой доброй "худышкой". Законы жизни очень просты. Но ведь мы рады обманываться. :-)
Наивным героем "Кое-что еще" манипулируют и пользуются практически весь фильм и он несмотря на многочисленные неудобства с этим связанные очень долго все это терпит. Но не потому что он хороший. Просто он боится перемен и ему не хватает банального цинизма и опыта, чтобы понять очевидное. Его девушка обаятельная, сексуальная и на первый взгляд неглупая красавица (Кристина Риччи), которая не спит с ним уже полгода и объясняет это психологическими травмами и проблемами, всего на всего, ветреная блядь, которая ложится под каждого встречного. Его агент в гениальном исполнении Дэнни ДеВито - эгоистичный, бездарный и жадный жлоб, уцепившийся в героя, как клещ и тянущий его карьеру на дно. Психиатр к которому он ходит уже 3 года – безразличный мошенник, с нетерпением ждущий, когда закончится очередной сеанс чтобы положить себе в карман деньги клиента. Единственный, относительно положительный персонаж из окружения героя, сыгранный самим Алленом (Дэвид Добел) дерганный параноик еврей, практически психопат. При этом он учитель и автор текстов для комиков. Неправда ли ядреная смесь? :-) Но Дэвид, несмотря на все свои недостатки и странности, видит суть вещей и прямо говорит о них главному герою, который поначалу не хочет верить и принимать правду, а потом все-таки делает это. Проблема в том, что герой Вуди Аллена способен помочь кому-то, но не способен помочь самому себе. Слишком уж он привык к своим собственным жизненным установкам, чтобы менять их. Да и помог ли он персонажу, сыгранному Биггсом, в результате? Да, тот освободился от оков глупых отношений, плохого психотерапевта и агента, сменил город и работу, кроме того, вроде даже чему-то научился. Но справится ли герой, если столкнется с новыми испытаниями, пускай даже и очень похожими на предыдущие? Способен ли человек в принципе учиться на своих ошибках? Мне кажется Вуди Аллен не очень в этом уверен, не уверен и я. :-) В чем же смысл? Смысла нет. Но значит ли это, что жить неинтересно? Нет и еще раз нет. Ведь в жизни всегда есть anything else. А значит никогда не поздно попробовать начать все заново. :-)
Мне кажется у Аллена есть исключительно свой кино жанр. Что-то вроде "репризы о жизни с добавлением абсурда".
И конечно этот фильм расссказывает не о чудаковытом учителе и не о паре, которая переживает кризис и даже не о преодолении своих страхов, а о том что всегда есть кое-что еще.
Очень сильный фильм, прямо-таки в духе более раннего Аллена, времен где-то картины «Мужья и жены», где все, абсолютно все, построено на подавляющей стене диалогов. Мизансцены вообще тут лишь как склейка пластов диалогов, в лучшем случае – иллюстрация. И при всем этом, отчаявшиеся DreamWorks задумали привлечь аудиторию побольше и в своей рекламной кампании умышленно вырезали всяческие упоминания о Вуди Аллене, сделав акцент в трейлере и постерах на присутствующей в фильме звезде «Американского пирога» Джейсона Бриггса и милашку Кристину Риччи. Фразу «автор сценария и режиссер - Вуди Аллен» посчитали пугающей. Там, то ли не помогло, то ли народ все равно пронюхал, но фильм провалился с треском. Полтора миллиона в первый уикенд, ужасный 60%-й обвал на второй недели и недолгий ограниченный показ далее.
Впрочем, понять тех людей, кто шел на привычную романтическую комедию с участием Бриггса, а получил фильм, в котором все выстроено за счет диалогов, можно. Общего тут очень мало. Даже в сюжете. Начинающий сатирический писатель (Бриггс) знакомится и влюбляется в симпатичную, но чертовски взбалмошную девушку (Риччи). Отношения у них как-то не особо заладились, она, в принципе-то любит его, как она говорит, но сексом с ним заниматься не хочет. Как-то так. У Бриггса есть старший знакомый – параноидальный нью-йоркский еврей (угу, Вуди Аллен), так же пытающийся писать, но больше увлекающийся сионистскими проблемами, что, при его психической неуравновешенности раскрывает широкий спектр для проступков – от выбивания стекол в машине двух гопников до нападения на полицейских. Вообще, там довольно лихо все перекручено. Герой Аллена заражает своим паранойдальным настроением героя Бриггса, тот начинает следить за своей подружкой, которая встречается «со всем, кем угодно, только не с ним», покупает оружие, отказывается ради переезда в Лос-Анджелес от контракта со своим агентом, который устраивает потрясающую по скандальности истерику, в один момент к нему в квартиру поселяется еще и мама подружки - постоянный посетитель заседаний анонимных алкоголиков, сама героиня Ричи бесконечно глотает гормональные препараты и переживает по поводу своей фигуры. Иными словами, все было бы очень грустно и даже страшно, если бы не было так смешно.
Вообще, по сути-то, это - комедия, но, во-первых, далекая от привычных ромкомов, которыми уже давно и обильно переполнен рынок сбыта, а, во-вторых, это весьма мрачная, и даже внутренне напряженная лента. Серьезно. Слишком много страхов, комплексов и проблем выставлено напоказ, чтобы всю эту консистенцию проглотить и не подавиться.
Аллен играет просто бесподобно.
Что касаемо самого сценария, это жесть. ну где ну где найти таких лопухов как Биггс? Весь фильм им крутит какая-то полусумасшедшая герла, а он и слова поперек ей сказать не может.
37-ой фильм Вуди Аллена, казалось бы, ничем не может удивить искушённого зрителя. В нем, как обычно это бывает у старины Вуди, много длинных диалогов, несмешных анекдотов, ну и конечно, он сам не мог не засветиться в одной из главных ролей. Тема опять-таки извечная для В.А. - отношения между людьми. Очень благодарная тема - неис-чер-па-емая!
Однако, мне, например, было очень приятно увидеть Д. Биггса и К. Риччи - во-первых, потому что они красивые молодые люди, во-вторых, прекрасные актёры.
Да и сам Вуди, несмотря на свои 67 лет, в прекрасной форме.
Фильм оставил после себя приятное послевкусие. Вышла из кинотеатра с твёрдым убеждением, что жизнь не то что бы "прекрасна и удивительна", но вполне сносная штука.
И самое главное: есть кое что ещё!