Начало самого известного демонологического киносериала происходит в Кении, за четверть века до вселения дьявола в девочку Риган. Во всех отношениях спорое и справное кино, где нашлось место и для синюшной рожи из первой части, и для мушиного африканского зуда второй, и многозначительного бормотания третьей.
Мистика, Триллер, Ужасы |
Ренни Харлин |
20 августа 2004 |
1 час 54 минуты |
За четверть века до того, как в первой части «Изгоняющего дьявола» отец Меррин (Скарсгард) посмотрел в глаза малютке Риган, он уже встречался с этим взглядом, откровенным, как сталь клинка. В 1949 году в Кении он принимал участие в археологических раскопках, где ученые обнаружили оскверненные руины византийской церкви, датированные V веком н.э. — временем, когда о Христе в Восточной Африке слыхом не слыхивали. А под развалинами часовни скрывается еще более древнее и страшное открытие: именно на этом самом месте рухнул на землю ангел, низвергнутый с небес за гордыню. Адские полчища Люцифера вырываются из-под земли, чтобы превратить окружающих в мертвецов и безумцев. Бога в этих местах нет, и единственный, кто может принять бой с врагом рода человеческого, — все тот же Меррин, иезуит-расстрига, потерявший веру, насмотревшись на ужасы недавно закончившейся войны.
Запоздавшее на тридцать лет «Начало» самого известного демонологического киносериала станет, по всей видимости, и его концом: после чехарды со съемочной группой, производственными проблемами и, мягко говоря, не впечатляющей итоговой кассой, демона Пазузу отправили на свалку истории. Но его прощальный поклон удался если не на славу, то уж как минимум «на добрую память»: если получится не вспоминать об оригинальном «Изгоняющем», то четвертая часть — это во всех отношениях спорое и справное кино, где нашлось место и для синюшной рожи из первой части, и для мушиного африканского зуда второй, и многозначительного бормотания третьей. Харлин, лучший на сегодня охотник за разумом, ни разу не промазал, да и работа гениального оператора Витторио Стораро с широким экраном заслуживает долгих продолжительных аплодисментов — вряд ли за последнее время можно вспомнить настолько пугающие и тревожные общие планы. Понятно, что это не имеет никакого отношения к истинной мифологии «Изгоняющего», но в любом случае перед нами отточенный и обоюдоострый мистический триллер. Из тех, в аннотации которых которых писались во времена видеосалонов слова «ужасы, мистика». В общем, «Кара небесная», если под первым словом подразумевать не наказание свыше, а фамилию отечественного кинорежиссера.