К роли одержимой демоном звезда «Экзорциста» Линда Блэр вернулась дважды: в фантастически смешной пародии «Изгоняющий заново» (или «Рецидив») с Лесли Нильсеном и в сиквеле «Изгоняющего дьявола», который поставил культовый режиссер Джон Бурман («В упор», «Избавление»). К сожалению, из «Еретика» не вышло такое же культовое кино, как оригинал. Многие винят в этом сюжет, действительно дурацкий: священник, отец Ламонт (Ричард Бертон), пытается помочь Риган МакНил (Линда Блэр) с помощью синхронизатора памяти, мотается за советом в Африку и раскрывает причину одержимости девушки демоном Пазузу: оказывается, она является представителем нового человечества. Однако проблема не только в сюжете, но и в том, что Бурман зачем-то решил из мрачняка Фридкина сделать «доброе кино». В итоге критики сошлись в том, что если откуда и надо изгнать дьявола, то из «Еретика».
Продюсерам настолько не понравился приквел «Изгоняющего дьявола» в постановке Пола Шрейдера, что они позвали Ренни Харлина переснять фильм и не побоялись потратить на это еще 50 млн долларов (всего на производство ушло 80). Как итог, картина собрала в прокате 78 млн — и не отбила своих вложений, а об «Экзорцисте» забыли на десять лет. Понять продюсеров несложно: их не на шутку испугало то, что Шрейдер сделал упор на психологическую драму, в то время как они хотели больше кровавых спецэффектов. Харлин исполнил их пожелание, но картина от этого лучше не стала, скорее наоборот. «Начало» — энергичное, но совершенно необязательное кино, в котором травмированный Второй мировой войной отец Меррин (Стеллан Скасргорд) в Кении впервые встречается с демоном Пазузу, проверяющим пошатнувшуюся веру священника на прочность. В этом смысле интересно было бы посмотреть приквел, который изначально должен был снять Джон Франкенхаймер, ведь его сиквел фридкинского «Французского связного» если и уступает оригиналу, то не сильно.
Может, «Dominion» не лучший фильм в «экзорцистской» франшизе, но в этой картине, пропитанной, как верно заметила критикесса Лесли Фелперн в Variety, духовной и моральной тревогой, с легкостью узнается почерк Пола Шрейдера («Холодный расчет», «Тихий садовник»), который, как и Фридкин, начинал в Новом Голливуде. И которого вопросы веры и религии всегда занимали даже больше, чем режиссера «Изгоняющего дьявола». В героях Шрейдера идет битва добра со злом — не стал исключением и отец Ланкастер Меррин (Стеллан Скасргорд), который в финале ведет борьбу не только с демоном Пазузу, но и с самим собой. И — побеждает. Любопытно, кстати, что в 2017 году Фридкин и Шрейдер, не сговариваясь, показали на Венецианском кинофестивале свои новые фильмы про священников. Фридкин — занимательную (но не более того) документалку про отца Аморта, звезду экзорцизма. А Шрейдер — совершенно ошеломительную протестантскую проповедь «Первая реформатская церковь», главный герой которой, пастор Эрнст Толлер, многим обязан не только Трэвису Биклу из скорсезевского «Таксиста», но и, конечно, Ланкастеру Меррину.
Когда стартовал первый сезон «Изгоняющего дьявола», казалось, что шоураннер Джереми Слейтер устроил фильму Фридкина мягкий перезапуск с отличными актерами (чего только стоил камбэк Джины Дэвис!). Снова одержимая демоном девушка, снова битва за ее душу, снова два священника — молодой (Альфонсо Эррера) и старый (Бен Дэниелс). Плюс косвенная связь с оригиналом. Однако в середине сезона случился шьямалановский сюжетный твист, когда выяснилось, что мать одержимой девушки на самом деле зовут не Энжела Рэнс, а Риган! Оказалось, что сериал — это сиквел, игнорирующий остальные продолжения и здорово повышающий ставки. В первом сезоне героям удалось разоблачить грандиозный бесовской заговор, а во втором — решить проблемы новой семьи с дьявольскими проблемами. К сожалению, «Изгоняющего дьявола» не продлили на третий сезон, но и двух достаточно, чтобы констатировать: это был адский замес.
После чудовищного сиквела «Изгоняющий дьявола-2: Еретик» над «экзорцистской» франшизой нависли грозовые тучи, которые развеял автор оригинала, писатель Уильям Питер Блэтти, собственноручно экранизировав в третьей части свой роман «Легион». На этот раз главным героем фильма стал лейтенант полиции Киндерман (Джордж К.Скотт), мелькнувший в первой картине (там его играл Ли Дж.Кобб). После серии жестоких убийств детектив начинает подозревать, что казненный пятнадцать лет назад маньяк Гемини (Брэд Дуриф) не просто жив, а что он захватил тело содержащегося в клинике отца Карраса (Джейсон Миллер) — священника, который в «Изгоняющем дьявола» проводил сеанс экзорцизма над девочкой Риган, — и использует его тело как сосуд, чтобы продолжать творить свои бесчинства. То, что в триквеле место демона Пазузу занял маньяк, выглядит довольно логично: начиная с 1970-х годов прошлого века, гипотетический страх перед инфернальными силами сменился на вполне осязаемый страх перед серийными убийцами. Гемини — неприкрытая калька с Зодиака, который напугал всех в 1969 году (в том числе и маленького Дэвида Финчера), так что неудивительно, что на борьбу с ним бросились не только правоохранительные, но и богословские силы. Заметим, что для Блэтти эта картина не была дебютом (до этого он снял хоррор «Девятая конфигурация»), поэтому фильм поставлен уверенно и, более того, недурно. Где надо, он нагоняет жути, где надо — держит в напряжении. И пусть он остался в тени первой части, эта тень нависает не менее угрожающе.
Икона хоррора, кассовый рекордсмен, номинант «Оскара», лауреат «Золотого глобуса» и один из первых «возвышенных фильмов ужасов», который наравне с «Ребенком Розмари» Романа Полански заставил относиться к этому маргинальному жанру с уважением. История про то, как два священника — Ланкастер Меррин (Макс фон Сюдов) и Дэмьен Каррас (Джейсон Миллер) — изгоняют дьявола из девочки Риган МакНил (Линда Блэр) обросла огромным количеством трактовок: от феминистских до политических. Например, сам Фридкин говорил, что «это кино не столько о добре и зле, сколько о поколении 1970-х, которое страна отправила умирать во Вьетнам, словно Авраам Исаака, но, в отличие от Исаака, молодежь Америки взбунтовалась, почему и была названа „одержимой дьяволом“». И действительно: один из зашитых в фильме подтекстов — бойня в Кентском университете, когда Национальная гвардия расстреляла участников акции протеста против вторжения американских войск в Камбоджу. Но еще «Изгоняющий дьявола» — это семейная драма про «отцов и детей», в которой «плохой сын» (отец Каррас, который терзается смертью матерью) и «плохая мать» (Эллен Берстин, которая играет актрису Крис МакНил, мать Риган) объединяются, чтобы противостоять чистому злу.