Гибель богов




















Грандиозная драма Лукино Висконти про падение и возвышение сталелитейных «королей» в нацистской Германии
История деградации семьи владельцев сталелитейных заводов фон Эссенбек на фоне установления гитлеровской диктатуры. Мартин (Бергер), младший наследник династии, борется со своей матерью (Тулин) и ее любовником (Богард), опираясь на эсэсовского офицера Ашенбаха (Грим) и полностью подпадая под его влияние.
История деградации семьи владельцев сталелитейных заводов фон Эссенбек на фоне установления гитлеровской диктатуры. Мартин (Бергер), младший наследник династии, борется со своей матерью (Тулин) и ее любовником (Богард), опираясь на эсэсовского офицера Ашенбаха (Грим) и полностью подпадая под его влияние.
Говорят, Висконти стал жертвой сексуального насилия в фашистском пансионе Яккорино, где он провел пятнадцать суток, приговоренный к расстрелу в 1942 году. Если так, негодяям мы обязаны тем скорбным величием, с которым режиссер изобразил «ночь длинных ножей» — сексуальную оргию, на глазах перерастающую в тоталитарный террор. На «Гибель богов» с пеной у рта набросились леваки, всегда провоцирующие историю и не желающие видеть неизбежные последствия анархической свободы. Висконти, левый аристократ, не стал отвечать плебеям. Его ответ — сам фильм, едва ли не единственная высокая трагедия XX века, которая не сопряжена с фарсом. Бергер, насилующий родную мать; Богард и Тулин, страдающие, подобно героям Софокла или Шекспира, — Висконти сплавляет воедино миф и историю. Древний миф о роковой ловушке для царя Эдипа и современную историю индустриальной буржуазии, огнем своих доменных печей растопившей печи Освенцима.
Еще один эпический и роскошный монумент на все те же излюбленные Висконти темы – падение дома аристократов и разложение семейного очага. По крайней мере, начинается фильм именно с семейного портрета фон Эссенбеков в интерьерах замка, во главе которого старый барон Иоахимм, счастливый отец двух совершенно разных сыновей – Константина и Герберта, а также не менее счастливый дед двух внуков, еще сильнее отличающихся от старшего поколения, Мартина и Гюнтера. Но вот только время действия – 30-е, а место – Германия, то есть вся эта фамильная фигура невольно оказывается вписана в достаточно страшноватый исторический контекст – становление фашистов, пожар Рейхстага, уничтожение оппозиционеров. Ну и, под шумок, проворачиваются чуть менее важные политически, но от этого не менее трагические интриги плаща и кинжала, в результате которых Иоахимма убивают, а остальные члены семьи по тем или иным обстоятельствам, пропускают постороннего человека Фредерика к трону замка и, что более важно, управлению Сталелитейным заводом фон Эссенбека.
Дальнейшее действие разворачивается на пугающих улицах победившего нацизма, где жгут книги Пруста, Лондона и Ремарка, а государственная машина не задержится перед тем, чтобы наступить на «маленький невинный цветок» ради величия нации. Судьба разметала отпрысков фон Эссенбека. Гюнтер учится и страдает от своей родственной связи, Герберт в бегах за границей, Константин окончательно превратился в вероломную свинью, Мартин служит на собственном же заводе, а по вечерам бегает в клуб сомнительной репутации и это еще в лучшем случае, так как затем он переключается на маленькую девочку с недвусмысленными, увы, намерениями. Нет, никто из родственников друг к другу не тянется, наоборот, все потакают своим грехам и порокам, а также ненависти, а на фоне всего этого - развевающийся за спиной стяг со свастикой.
Как и полагается для матерого драматурга, следуя собственным ощущениям о прекрасной форме и древнегреческим традициям, Лукино Висконти возвращает действие в замок, чтобы сыграть очередной круг этих пугающих драм и интриг, противостояния тупого питбуля Константина и хитрого дога Фредерика. Висконти – знатный антифашист и имеющий свое собственное воспаленное мнение относительно того, что такое остатки аристократии – с одинаковой ненавистью лепит персонажи, яркие, сочные, вызывающие отвращение и страх от того, что такие люди у власти, персонажи.
Еще один образчик узнаваемой любви Висконти к параллельному повествованию на историческом и персональном уровнях, выписывая моральные коллизии на политическом фоне... Для режиссера фашизм, конечно, страшен и уж кто, как не он, знаком с ним, но, все-таки, Висконти использует его всего лишь как мрачноватую или, скорее, развратную и пошлую подкладку под истинную трагедию и конфликты, что затрагивают отдельно взятое семейство. А там уж, у кого есть желание, все это легко можно натянуть и на геополитические склоки старой семейки под именем Европа.
При просмотре данного фильма лишний раз убедилась в том, что Висконти - не мой режиссер. Слишком много театральных эффектов, а характеры героев никак не развиваются на протяжении фильма. Иногда это не является недостатком, но здесь одномерность персонажей очень уж бросается в глаза: закоренелый подлец и извращенец показывает свое истинное лицо в первых же кадрах, безвольный дурак таковым и остается. А еще мне претит, когда сложные явления, такие, как пришествие фашизма в Германии, изображают простыми средствами. Висконти пишет крупными мазками, даже грубовато, показывая не живых людей, а монстров. На мой вкус, в своем стремлении обнажить мерзкую сущность баронессы и ее сына режиссер очень уж сгустил краски, выставив эту парочку истинным воплощением зла, в реальность поступков которых, однако, не веришь. Слишком много пороков в одном человеке; чувство отвращения борется в зрителе с тягой к правдоподобию, желанием верить в героев. Избыточность во всем - вот что не пошло на пользу этой картине. Не мое кино.
Вялотекущий и манерный, манерный и вялотекущий, фильм про гибель богов для случайного зрителя вроде меня выглядит не более чем иллюстрациями для энциклопедии перверсий. Странно, что на портрете в одной из сцен Гитлер, а не Фрейд.