Группа подростков, одержимых модой и знаменитостями, отслеживает местонахождение звезд и грабит их дома в Лос-Анджелесе. Фильм-размышление о наивности молодежи, одурманенной культом селебритиз и люксовых брендов.
Комедия, Криминальный |
16+ |
София Коппола |
16 мая 2013 |
4 июля 2013 |
1 час 30 минут |
elitnoeobshestvo-movie.ru |
Перейдя в новую школу в Лос-Анджелесе, застенчивый подросток Марк (Бруссар) знакомится с красавицей Ребеккой (Чан), девушкой с нестандартным хобби — по ночам та залезает в дома кинозвезд в отъезде и берет все, что подвернется под руку. Чтобы не падать в грязь лицом, молодой человек втягивается в сомнительную авантюру, а вскоре к ним присоединяется еще тройка подружек (Уотсон, Фармига и Жюльен). Расплата, очевидно, не за горами, но дети слишком заняты обсуждением нового наряда Линдсей Лохан.
Снятый, как сейчас модно, по мотивам журнальной заметки, новый фильм Софии Копполы — ни в коем случае не провал, но все же подозрительный сдвиг в векторе движения. Для режиссера, от которого привыкли ждать такой прозрачности содержания, что впору обвинять в бессмысленности, это уж слишком лобовой удар по очередной подростковой прослойке. Как ни обидно, подводят Копполу родные приемы: от привычной конфетной палитры подташнивает, подборке модных шлягеров не достает дистанции от творящегося на экране, а монтажные склейки доселе в меру смирный автор решила вдруг расставить пугающе тесно. Мировая критика не преминула сравнить «Элитное общество» с «Отвязными каникулами» Хармони Корина — и как ни относись к последнему, он объективно обыгрывает Копполу на ее же поле. Певица тонких девичьих переживаний в новом фильме неожиданно обернулась даже не морализатором, а сатириком средней руки. Дело не в том, что герои не заслуживают в свой адрес насмешки (по-хорошему, они заслуживают намного большего), — просто своим тонким талантом Коппола вдруг решила брезгливо указать на довольно банальный пример людской глупости. Раньше рассказывавшая о девицах, потерянных в непростом и злобном мире, она как будто обнаружила, что и девочки порой бывают довольно неприятными. С другой стороны, это тоже в некотором смысле этап режиссерского роста.
Что происходит, когда общество перестает что-либо производить, когда каждый индивидуум поглощен лишь собственными интересами, а дети давно предоставлены на воспитание развлекательным медиа? Правильно, детям рано или поздно становится скучно.
Марк и его новая подруга Ребекка – подростки из благополучных семей, живущие в пригороде Лос-Анджелеса. Все свободное время они проводят в модных клубах, употребляя наркотики, выпивая и обсуждая светскую жизнь своих кумиров. Каждый из них мечтает о славе, мечтает выделиться, окружить себя скандалами и вниманием прессы. Гуляя по улицам после одной из вечеринок Ребекка показывает Марку новый способ заработать – вскрывать машины зажиточных соседей. Дальше – больше, машин становится уже мало, и они вламываются в дом светской тусовщицы и актрисы – Перис Хилтон, раз, другой, третий. И в них просыпается вкус к дорогим вещам и красивой жизни. И вот все новые и новые дома кумиров страдают от налетов. Все новые и новые одноклассники оказываются втянутыми в совершение преступлений. Следует заметить, что ни Марк, ни его подельники не живут в нужде и являются детьми обеспеченных родителей. Преступления они рассматривают как способ пощекотать себе нервы и приобщиться к жизни своих кумиров. Но, как всегда бывает – сколь веревочка ни вейся, а все равно конец найдется. И конец довольно-таки предсказуемый.
Картина Софии Коппола с участием звезды «Гарри Поттера» Эммы Уотсон описывает реальные события, а главным посылом ее является тонкое подтрунивание над жизни представителей так называемого "золотого миллиарда". Только дочь своего отца могла настолько тонко подметить и правильно передать атмосферу бесконтрольного сумасшествия, царящего в головах подростков 21-го века, которые ни к чему не стремятся, ничего не хотят и ни о чем другом, кроме жизни своих более удачливых соседей не думают. Отдельного внимания заслуживает роль главного героя-рассказчика, Марка в исполнении Израэля Бруссара, которому удалось мимикой и небольшим набором реплик полностью передать незатейливую картину мира, царящую в головах его сверстников. Фильм следует порекомендовать к просмотру не только классическим киноманам, но и любителям другого кино, скрытой смысловой нагрузки здесь более чем предостаточно.
Когда GQ решил поприсваивать каждому десятилетию характеризующий его фильм, то вышло забавное - 50-м годам подобрали джеймсдиновского Бунтовщика, 90-м Криминальное чтиво, нулевым - Дарджилинг лимитед.
2010м легко можно сейчас присвоить этот фильм Копполы.
Про сюжет слышали даже самые ленивые, манера Софочки Копполы не меняется и остается такой же прекрасной. Она продолжает экспериментировать с фокусами, с монтажем, у нее прекрасный кастинг, она заставляет Эмму Уотсон ломать свой английский на калифорнийский, у нее шикарный скрипт и сочные краски. Она прекрасна, короче.
И если столетназадний Гэтсби актуален и сейчас, это до сих пор прекрасно, жить в роскоши в замке на Лонг Айленде, мечтать о Кари Маллиган и умереть в тридцать, то The Bling Ring - это наше, современное, по которому лет через 50-80 будут ставить диагнозы поколению.
Поколению фэйсбука и кокаина, мечтающих о платьях Миу-Миу и сумках Биркин, не снимающие очки Алексадр МакКуинн и катающихся на кабриолетах Порш Каррера 911.
Поколению, проводящим все свое время в смартфонах и находящих все что надо в Гугле, поколению, которому гораздо интереснее что-то украсть, а потом обязательно сфотографироваться с этой вещью и выложить на свой профайл. Ну а потом продать в десятки раз дешевле или вообще отдать на благотворительность.
Софа как обычно не дает никаких оценок происходящему, да и сама держится максимально далеко от этого происходящего. Она показывает, что воруют у звезд не только обувь от Лубутена, но и антидепрессанты и оружие. И размахивающая пистолетом Хлоя, наверно, единственное что может напомнить фильм про Отвязные каникулы Корина. Просто Корин понравился тем, кто в порнофильмах любит прелюдии, а Коппола сняла страшную асексуальную документалку.
Сюжет развивается все дальше, простых ограблений, начинается воровство непросто денег, а воровство жизни - хочется уже взять собачку, коврик, картину для папы в Неваду.
Родители, к слову, у ребят тоже красавцы, заставляют медитировать перед обедом или находить прекрасные черты Анджелины Джоли, когда детей волнует, насколько сексуальны их попы в этой юбке. Вопрос только, останется ли этот фильм также прекрасно характиризиющим десятилетие, или за ближайшие 7 лет много чего изменится?
Bio-accessory. Слышали когда-нибудь это слово? Биоаксессуар – это человек, которого берут в общество в качестве выгодного, красивого фона, «вызывателя» зависти. Слово новое - тема старая. В «Vanity Fair», не в модном журнале, нет, в книжке английского сатирика Уильяма Теккерея 1848 года, помнится, тоже такие были. Человековещи – любимая тема Гоголя и Чехова. Гоголь открыл закон: теряешь душу - неизбежно овеществляешься, окукливаешься коконом вещей. Пустота же требует прикрытий. Потом этот закон гениально развил Чехов, например, его человек в футляре упакован в кучу всяких вещиц, скрывающих от мира пустоту и безнадежный страх жизни. Однако во времена Теккерея, Чехова и Гоголя в человековещах то и дело проклевывалось и проблескивало человечное, и не было такого мерзкого слова, как «bio-accessory», даже «мертвая душа» звучит менее страшно, с душой все-таки... Наша эпоха создала это слово. Как и тип человека, который горд быть вещью, или вот как звезда, например, обязан ею быть по своему статусу.
Человек-вещь, человек-фон, человек-аксессуар – это те звезды, к которым то и дело наведываются пять молодых людей в фильме Софии Копполы «Элитное общество». Не столько для того чтобы украсть, а в гости, как к другу или родственнику, – окунуться в вожделенно знакомый мир, с детства свой, личный. А как еще? Ведь он растиражирован и разрекламирован Интернетом, всевозможными СМИ и самими звездами до иллюзии сродства, полной приобщенности, жизни вместе (смс-ки Джуду Лоу помните? юная дева и впрямь в них верит).
Звезда есть вещь, аксессуар, потому ее запросто можно «взять ее с собой» с помощью личных предметов или фотографий из спальни. И это не фанатизм поклонников, это бесплатный шопинг на территории того, кому не понаслышке знакомы бесплатные «покупки» (звезды – живая реклама тысяч марок), кто сам есть товар и выгодно продается, чьи талант и красота овеществлены роскошью, кого общество потребления хочет, ест, пьет, носит. Я не только про имена-бренды (София Коппола, например, - это вино и сумка), а про подражание, копирование.
Малолетние преступники из фильма только тем и отличаются от большинства, что вожделели звезд буквально и сделали их имитацию полной, тотальной (нося что-то не «как у нее/него», а впрямую – ее/его – на ногах, на руках, на голове…) Но главное, что имитируется, не образ, имидж, а ценности – роскошь, престиж, комфорт и лживая добродетель (фонды, сироты и прочий «пису пис»). Бесцельная роскошь, в которой живут кумиры, безобразна, как ад, а притворяется раем. Ее фальшивые блестки маскируют громкая благотворительность, борьба за справедливость и мир во всем мире… А дети - маленькие копии звезд (то бишь СМИ-образцов) – только оголяют и утрируют, как и любые неумелые, неловкие пародии, невыносимую ложь и мерзость того, что в этом мире считается счастьем, добром, успехом, славой, красотой и справедливостью… «Моя цель – это мир на земле и исцеление планеты». «Быть лидером и защищать права людей». «Дальше духовно развиваться». «Стать лучше, чем я есть, чтобы помочь всем, кто обитает на этой планете, и есть, и будет». «Карма освещает мой путь». Это ж не только свихнувшаяся на Карме и Джоли мама малолетних преступниц придумала. Это клише сотен и тысяч интервью звездных актеров, политиков, бизнесменов, ведущих... Беснующийся морок лжи. Слова-занавески, прикрывающие вакуум.
Помните, для чего Акакию Гоголя нужна была шинель? Чтобы прикрыть наготу, не мерзнуть зимой с заплатками? Как ни прискорбно, шинель – это статус. Он надел новую, и его тут же заметили, пригласили те, которые смеялись, не замечали, травили, унижали. Впервые в жизни с ним стали общаться. Добывая вещи звезд, нищие духом молодые акакии-американцы ищут того же – коммуникации, принятия (в сети и наяву, больше в сети, конечно). Единственный способ преодолеть разобщенность с другими, хоть как-то поддерживать контакты – обладать вещами, говорить о вещах, иметь вещи, желать вещей. А потом вещь, как у Гоголя, начинает обладать тобой, влюбляя в себя, женя на себе, и уже ты сам – ее биоаксессуар. Марк в туфлях на шпильках, как Акакий в новой шинели, – аллегория такой мертвой влюбленности. Хотя Марк мог бы выбрать другую любовь. Живую… Впрочем, она тоже была вещью («хочу Шанель!») …
Коппола иногда, очень редко, словно набирая воздуха в легкие своего фильма, заставляет некоторых героев на минутку – на две словно выпасть из его душной, буквально задавленной вещами атмосферы, остановиться, задуматься, прислушаться к какому-то еле слышному (живому!) зову внутри: «Она была первая, кого я считал своим лучшим другом. Я любил ее как сестру»; «Я считала их друзьями»… Между этими редкими озарениями и восьмьюстами заявками на дружбу, а также собственным фансайтом («Вся информация обо мне на сайте Ники. фореве. точка. ком.») – пропасть. И в пропасть эту упало уже так много тех, кто мог бы быть живым, но выбрал…
Да был ли выбор?! «Широкие врата и пространный путь вводят в пагубу и мнози суть ходящие им» (Мф. 7, 13-14). А голливудские врата (вот уж кто кует ценности всему миру и выбирает за многих и многих пути-дороги) пошире будут даже тех, о которых сказано в Евангелии от Матфея.
P.S. «Давайте теперь быстренько помолимся».
Кучерявый латентный гомосексуал Марк переводится в новую школу. Потому как из старой его вышибли за прогулы. Кучерявый латентный гомосексуал Марк в новой школе в первый же день знакомится с чистенькой, смахивающей на ухоженную обезьянку, азиаткой Ребеккой. И у чистенькой обезьянки Ребекки обнаруживается хобби: ночами она залезает в дома селебрити, которых у них там, в лосанджелесах, как грязи, и берёт оттуда, что понравится. Так, по мелочам. Бронзулетки, гуччи-сумочки, кэш. Будучи стеснительным и желая иметь друзей, мягкотелый гомосексуал Марк вяло потакает обезьянке Ребекке, таскается за ней, в какой-то момент сам крадёт «роллексы» Орландо Блюма и покупает себе стильные тишотки от кутюр. После втягивая в порочный круг ещё и троицу пробкоголовых сосок, и ставя вынос VIP-хат практически на конвейер (в финале фигурирует судебная сумма в три млн уёв награбленного).
---
У какого-то немца (подзабыл ФИО) есть роман про изнывающих от скуки мажоров, начавших, дабы порассеять тоску-печаль, с административки, а закончивших, когда адреналин перестал поступать, всеми тяжкими. Вроде развлекательного уворовывания из морга трупов… Герои свежего фильма некогда замечательной Софии Копполы на своих немецких коллег не тянут, хоть и руководствуются схожими позывами. Это мелкотравчатое поколеньице пейсбука и инстаграма, где пик крутизны - собственная линия маечек-алкоголичек с принтами из жопок колибри и знакомый продюсер со студии Диснея.
The Bling Ring - экранизация журнальной статьи (как это сейчас модно у них там, от безрыбья). В смысле, всё на безбалды реальной фактуре: действительно, шайка благополучных подростков некоторое время выносило барахло у персонажей типа Хилтон и Лохан, потом попалась и все стали халифами на час (телевизор, интервью, тыры-пыры).
Полтора часа ярких тряпок, коксовых дорожек и слова «cool», произнесённого в той или иной интонации раз, кажется, девятьсот. (То есть, порыв пойти и удавиться на автомате для надувания попкорна появляется уже минуте на двадцатой.)
---
Критики сейчас наверняка понапишут (возможно, из уважения к первым картинам Копполы), что «Общество» - тонкая сатира, бичевание нутряных пустот нонешнего молодняка, вскормленного э… бессмысленной ар-н-би эстетикой, еле заметная усмешка уголком рта… Не верьте. «Общество» - унылый и прямой, как три рельсы подряд, фильм, пищущий дикие банальности вилами по воде.
---
Вообще, подумалось, забавно б было, поди, Копполе и Шьямалану, этим людям с коротким поводком, народить парочку общий детишек, и пустить их по синематографической линии. Они б наверняка по первости были гениальны, понасделали отличных лент, уровня «Трудностей перевода» и «Шестого чувства», и только годам к тридцати б впали в образцовый кино-маразм.
Ибо гены явно с выбоиной.
Посмотрев трейлер и почитав рецензии, все равно пошла в кино, в воскресенье вечером хотелось посмотреть что-нибудь легкое, от фильма ничего не ждала, и уж тем более не ожидала, что все так плохо.
Сюжет примитивен, прямолинеен, и ни на шаг не отходит от того, что уже знаешь до начала просмотра. Думала, хотя бы фильм будет ярким, будет много дизайнерских вещей (люблю фильмы о моде), но ничего не выделяется, слух иногда режут неправильные названия марок, акцент на алкоголь и наркотики чуть ли не больше, чем на вещи, мальчик, больше похожий а девочку, ходящий на каблуках, и с ним неадекватные девочки (только Эмма Уотсон неплоха и актриса, играющая маму девочек, ей - пятерка). В общем, это еще потребует усилий досмотреть фильм до конца (некоторые зрители не выдерживали и уходили из зала), даже 1,5 часа - это много для этого кино.
Пустой фильм, если и был глубокий скрытый смысл, он очень глубоко зарыт. Легкое разочарование от того, что София Коппола сняла такое, в этом году еще не смотрела фильмов менее интересных, поэтому не могу не посоветовать не терять на него время.