История про молодую учительницу, которая после пединститута пришла работать в свою же школу, где снова встретилась с учителем истории, в которого была когда-то влюблена.
Драма |
0+ |
Станислав Ростоцкий |
2 июля 1968 |
28 октября 1968 |
1 час 41 минута |
Илья Семенович Мельников (Тихонов) — фронтовик, потомственный интеллигент и учитель истории — кажется, в депрессии: ученики отбились от рук, в учительской говорят «ложить», учебники истории — тенденциозная дрянь, а семидесятилетняя мама по-прежнему надеется на скорую женитьбу сына.
Три дня учебной недели — четверг, пятница, суббота — спрессованы в обычный как будто комок школьных истерик. Дети-максималисты доводят учителей-конформистов. Знакомые амплуа — прогрессивный учитель, старая карга, талантливый скромник, красавец-циник и прочие — выдержаны строго, но школьная драма в данном случае всего лишь удачная форма, для того чтобы поговорить о другом. «Доживем до понедельника» сыгран на полутонах и деталях, в случайных репликах здесь правды больше, чем в центральных сценах. Его не зря называют одним из самых загадочных фильмов отечественного кино. В депрессии преподавателя Мельникова угадывается нечто большее, нежели профессиональная истощенность идеалиста или внутренний кризис немолодого мужчины, разрывающегося между привычным одиночеством и бывшей ученицей, вернувшейся в школу на правах учительницы английского. Некоторые киноведы, привыкшие читать эзопов язык советского кино, видят в глазах учителя едва ли не страдания интеллигента, переживающего вторжение танков в Прагу, как бы предсказанное Ростоцким за год до событий.