В постапокалиптическом Чикаго, поросшем травкой и обнесенном высокой стеной, выжившие поделены на пять фракций в соответствии со своим темпераментом: Эрудиция, Бесстрашие, Самоотречение, Честность и Дружелюбие, плюс где-то на задворках копошатся изгои. Живут фракции раздельно, а политическим руководством заняты люди из Самоотречения. Подросток, достигнув совершеннолетия, должен сделать выбор в пользу одной из фракций — не обязательно той, где родился. Беатрис (Вудли), выросшая в Самоотречении, выбирает бесстрашных, местную полицию, и проходит там курс молодого бойца, попутно влюбляясь в насупленного инструктора по имени Четыре (Джеймс). Выясняется между тем, что глава эрудитов (Уинслет) задумала переворот, а сама Беатрис, теперь Трис, — дивергент, то есть человек смешанного темперамента, а их общество считает опасными и уничтожает.
«Дивергент» — первая часть трилогии, написанной американкой Вероникой Рот, которой сейчас 25, а на момент выхода романа было и того меньше. Сегмент «антиутопии для старшеклассниц» оказался невероятно прибыльным: и писательница, и продюсеры, разумеется, вдохновлялись успехом «Голодных игр». Впрочем, в «Дивергенте» можно найти следы и «Гарри Поттера» (только шляпа здесь отправляет Гарри в Слизерин, и с родителями чуть сложнее), и «Сумерек», и всех остальных достижений масскульта последнего десятилетия. Любопытен выбор на главную роль актрисы Шейлин Вудли, игравшей дочку Клуни в «Потомках» и возлюбленную провинциального тинейджера в прошлогоднем инди-хите «Захватывающее время» (откуда взяли и парня на роль этакого Драко Малфоя), — она не вполне соответствует общепринятым стандартам красоты, но так зрительницам с ней даже проще ассоциироваться. Вдобавок она действительно хорошая — пожалуй, слишком хорошая для такого материала — артистка. Во всем остальном это ровный средний уровень: в фильме нет ничего режущего глаз и почти ничего, что бы его цепляло. Немного любви, немного экстремального спорта, чуть-чуть научной фантастики — хотя в целом этот мир выглядит довольно потрепанным и напоминает скорее Восточный Берлин, чем США. Вся кровь аккуратно спрятана в монтажных склейках — даже по сравнению с «Играми» «Дивергент» кажется вегетарианским. Что касается социального месседжа, то автор, по-видимому, хочет сказать, что все беды — не столько даже от воинственных, сколько от образованных. И от взрослых, конечно. Аудитория для продолжения, иначе говоря, несколько сжимается — но не сильно.
Есть девки в Чикагских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
…В игре злая тётка не словит,
В беде — не сробеет,— спасет;
В вагон она сходу запрыгнет,
Пылающим полем пройдет!
Экранизация книжки, написанной буквально на коленке во время зимних каникул симпатичной кареглазой старшекурсницей Северо-Западного Университета в Эванстоне, близ Чикаго. Кстати, здесь же учился и лауреат многих литературных премий Джордж Р. Р. Мартин, по циклу романов в стиле «фэнтези» «Песнь Льда и Огня» которого снимается сериал «Игра тронов». Веронике Рот, американке с немецко-польскими корнями, во время написания книги клацающей клавиатурой в порыве вдохновения по десять часов в день, неожиданно выпал громадный джекпот в лучших традициях голливудщины. Хищные издатели, из корыстных соображений всюду выглядывающих очередную Роулинг или Майер, после первых успехов книги раскрутили историю до трилогии, с солидной фан-базой, собственной вселенной, а также вот уже и первым воплощением в кино (юная студентка продала права на экранизацию еще до защиты диплома). Причем, что интересно, самой Веронике воплощение своих фантазий на экране очень даже понравилось, хотя, возможно, скромная до сих пор девушка просто слишком интеллигентна, чтобы показывать своё недовольство.
Внешне это очередная история про юных партизаненов, прорывающихся во вражеский штаб, чтобы на раз-два-три наказать красивого и умного, но бестиального штурмбанфюрера (в данном случае, правда, женского рода), спасти мирное население от расстрельного рва и, конечно, уйти от погони в светлые дали. Такие гревшие наши молодые души фильмы в годы моей юности снимались на киностудии имени Максима Горького. Из голливудского же сразу вспоминаются даже не «Голодные игры», а куча фильмов на букву «Э» - «Эквилибриум», «Элизиум», «Город Эмбер», местами «Игра Эндера». Что до пресловутых «Голодных игр», Вероника даже не читала ни одной книги франшизы до написания «Дивергента». Зато очень видно , что она читала незабвенного Филиппа К.Дика, а точнее его любимейшую мною вещь – «Кланы Альфийской Луны». Очень похожа идея о разделении антиутопического общества на кланы с до того ярко выраженной линией поведения (у Дика это обострено до разных категориях психических отклонений, так как вся Альфийская Луна это просто огромная бывшая психбольница), что нормальный человек оказывается за чертой общества, хотя он физически и в более выгодном положении.
Внутренне же это типичный школьный фильм о тяготах взросления. Грубые и лихие спортсмены с паркуром, очкастые гики с пробирками наперевес и примкнувшие к ним всякие фрики-вегетарианцы прилагаются. Причем любовная линия при всей неоспоримой химией между главными героями неожиданно облегчена по сравнению с другими подростковыми франшизами.
Поэтому, на мой взгляд, фильм во многим спасает кастинг. В первую очередь это играющая в своем амплуа скромной, нежной ( но внутри очень даже бедовой) девчонки Шейлин Вудли в роли Беатрис-Трис. А также впервые на арене в роли достаточно убедительной злодейки прекрасная (и беременная, хотя на экране этого и не видно) Кейт Уинслет. К сожалению, на их фоне исполнители-мужчины выглядят неплохо, но менее выигрышно. Тео Джеймс в роли инструктора Тобайаса-Четыре (а также возлюбленного Трис) выглядит почти посерьёзневшим Джеймсом Франко, что, согласитесь, само по себе не очень. Джей Кортни в роли врага, а Майлс Теллер (уже сыгравший на пару с Шейлин в фильме «Захватывающее время») в роли врага-друга не получили возможности развернуться во всю силу. Что до Шейлин, то она просто прекрасна. Несмотря на свой немалый рост (к неудовольствию многих фанов книги, так как в ней Трис маленькая и слабенькая) она отлично передала изначальную слабость героини, которая со временем окрепла до настоящего бойца. Кстати, схожая ситуация с фанами недавно была и с главным героем в «Игре Эндера». Естественная, почти славянская мягкая красота Шейлин (на мой взгляд, киномакияж слегка даже мешал) в сочетании с прекрасной мимикой поддерживает всю конструкцию фильма, подпорченной, как всегда, родовыми болячками современных франшиз-трилогий – пунктирность и незавершенность многих линий, оставленных на будущее. Что же, будем ждать следующей картины по второй книге «Инсургент».
Земля далекого будущего, погруженная в хаос и разруху. От США остались лишь воспоминания о звездной пыли, едва ли сохранившиеся в первозданном виде на охваченных террором территориях, населенных оставшихся в живыми по остаточному принципу. В славном Городе Ветров и некогда мекке самой разношерстной бандитствующей публики Чикаго, где правит всем тиранам тиран, до корок заучивший учения чучхе, тоже не все в порядке, ибо от подростков, не достигших половозрелости, требуется определиться не только с сексуальной ориентацией, но и собственными политическими воззрениями, присоединившись в итоге до конца дней своих(причем конец этот может быть очень скоропостижным) к добродетельным фракциям. Однако очень скоро этот дивный новый мир начнет трещать по швам с появлением на его авансцене очередной избранной быть избранной по имени Трис.
Красной нитью, прошивающей ткань всех без исключения антиутопий, является четкое разделение на белое и черное по социальному, расовому или любому иному принципу, тотальные раструб и сегрегация в системе, далекой от прелестей демократического мира. Однако если в серьезных антиутопиях и не суть важно, книги ли это или фильмы, главенствует идея, смысл, то в подростковом чтиве антиутопической разновидности - исключительная развлекательность и упрощенность. В подобных произведениях, пик популярности которых пришелся на нулевые года, нет и не может быть даже полутонов, оттенков, дополнительных подтекстов и всего того, что обогащает развитие первичного сюжета. Упор лишь на легковесность и тривиальную лирику, которая не всегда и не везде может равноправно сочетаться с физикой, порождая на выходе дрожжевое брожение жанров по постмодернистским заветам.
"Дивергент" 2011 года Вероники Рот - очередная подростковая эпопея, ставшая бестселлером в определенных читательских кругах - является не более чем паразитарным образованием на теле более удачных, хотя и совсем не лишенных шероховатостей "Голодных игр" Сьюзан Коллинз, потому едва ли можно говорить вообще о художественных достоинствах данного литературного ширпотреба самого невзыскательного свойства, ибо они минимизированы. Потому и экранизация подобного чтива, одноименный фильм 2014 года, снятый под режиссерским рукоблудством Нила Бергера, воспринимается как своеобразная данность моде на антиутопические пастиши для публики, не пробовавшей на вкус Стенли Кубрика и Фрица Ланга, но как таковую кинематографическую цельность и ценность не имея вовсе, представляя из себя новый проигрыш на старый лад знакомых мотивов, видоизмененных в угоду авторскому замыслу с лапидарной целесообразностью.
Вновь перед зрителем предстает общество в состоянии тотальной катастрофы. Общество, стоящее на краю пропасти и обреченное туда упасть скорее рано, чем поздно. Вновь наблюдается активность на фронте предпубертатной и пубертатной публики, которая по достижении определенного возраста отправляется в расход на очередную игру на выживание с последующей проверкой на вшивость, то есть приверженность всем немногочисленным бесхитростным принципам Великой и Ужасной Системы. И вновь с ней начинает бороться не обыкновенный люд, заточенный во фракции, а Избранная, которая, естественно, еще и попутно встретит своего принца не на железном коне, но с пулеметом. Главенствующая в картине проблема жизненного выбора и последующего обретения своего Я подается безыскусно, а все возможные и невозможные даже политические и социокультурные аллюзии в фильме остаются сугубо периферийными, носящими рясу этакой необязательности, вникать в которую не требуется, а следовало бы, поскольку чем дальше в лес, тем все гуще мрак. Мрак многочисленных шаблонов, которые не скрывают своей порочной личины, и мрак чрезвычайной упрощенности вкупе с явным стремлением сыграть в голодные игры, но с новыми лицами, но со старыми правилами. Моментами фильм становится симптоматично пародийным по духу, ибо серьезность всего происходящего поступательно достигает высот наичистейшего абсурда, а сюжет замораживается в состоянии тривиального квеста, где все задания просчитаны до длинной вереницы нулей с предсказуемым результатом. И далее все слишком просто и очевидно будет развиваться, чтобы "Дивергент" можно было счесть по-настоящему оригинальным творением. Шитый белыми нитками сомнительный сюжет, страдающий диареей вторичности, хоть и к финалу набирает определенные обороты, становясь динамичным и даже в меру сил зрелищным, но это не становится спасением всего фильма, который чересчур бесхитростен и намеренно пуст. Причем эту всеобъемлющую зияющую пустоту бесхарактерности и бесхребетности даже не пытаются компенсировать ни внятной режиссурой, ни четким сбалансированным стилем повествования, ибо фильм грешит аки девственница в последней стадии дефлорации/беременности истерическими перепадами настроения и жанров, все больше скатываясь в сюрреалистический сумбурный трэш, в котором, как известно, и не суть важно что и как ты творишь. Главное - с задором! Главное - с хардкором! Но на поверку у Нила Бергера выходит совершенно бесцветный и безвкусный китч, в котором форма все еще страдает неопределенностью неполовозрелости, а содержание топчется на месте вплоть до финала, в котором кровь и кишки возможны, пускай и в очень далекой негоризонтальной перспективе.
Сумерки плюс Голодные игры получилось...дивергент
Снять в таком же стиле,дежавю в каждом эпизоде,всё бонально,эмоций нет,только картинка...
И очень затянут местами,всё под копирку...
Будет вторая часть точно...
Главные герои просты
Весьма неплохо снятое кино о девочке-подростке, раскрывающей заговор властей футуристического кастового мира. Интересно показаны касты, которые практически идеально совпадают с факультетами Хогвардса, очень здорово показзаные иллюзии и очаровательный мальчик-любовный интерес и гуру пикапа по совместительству. Впрочем, главный недостаток фильма - ощущение непродуманности не только и даже не столько действий героев, сколько мира вообще, хотя, вероятно, что в книге се это представлено куда полней и обоснованней.
В общем и целом не плохо, лучше смотреть на большом экране, так оно куда эпичней.
Приветствую!
Все таки три звезды!!! Эээ, в принципе задумка блин была не плоха, но:
1. Слишком долго.
2. А с кем бестрашные воевали вообще то? надо бы их за забор было сводить пострелять монстров.
3. Оружие, стрельба, драки - убогий детский сад.
4. Главное героиня - пошли такие типажи, какая то плоско-неопределенная девочка.
5. Сюжет не вылизан - много просто проколов.
Можно было сделать из этого же - просто напорядок круче тему. Ну один раз можно посмотреть. Но даже до голодных игр не дотягивает на половину.
P.S. Если, бы у бесстрашных отбор был реально в таких условиях, то они бы единицы получали в лучшем случае.