Детектив, Боевик, Триллер |
Такаси Миикэ |
22 июня 2002 |
2 часа 11 минут |
Первый раз эта история проявилась в литературном виде воспоминаний участника событий; второй раз это дело экранизировал покойный классик Кинджи Фукасаку, коего я не осилил (в силу нежелания оставлять послевкусие смазанного конца в отношении сабжа). Через 25 лет мэтра перегнал другой, выдающийся во многих аспектах окромя кино, человек и пароход — Такаши Миике.
Трагичный криминальный романс о человеке, который сгорел на работе. Рико Ишиматцу попал в стройные ряды якудза по воле двух стульев, один из которых смачно запечатал киллера в ресторане, где Рико всего лишь мыл посуду. Так он, даже не разменяв третий десяток, ушел в Организацию. Но социально-психологические сдвиги не мимо проходили, и вот у Ишиматцу сорвало резинки: он колет черепа сотоварищей пепельницами и из-за какой-то мелочи стреляет в Папу. Так он стал сначала изгоем и первым в списке охотников за головами, потом героиновым наркоманом, системщиком, подсадившим на иглу свою маруху; братоубийцей, настоящим мерзбоу-рокенрольщиком и легендой. Оче спорной, но а легенды и не бывают иными прочими.
Снимая бандитское кино в Японии, невозможно абстрогироваться от показа будничных дней и забот офисных мафиозов, но это не особенно мешает транслировать расщепление цельнометаллической оболочки, и абсолютно идентичный с рептилией артист Горо Кишитани гениально изображает отделение в выход. Хочется провести параллели с "Плохим Лейтенантом" Феррары, и я их проведу — ибо и там, и там так-то не адский сам по себе человек в какой-то момент теряет знание пароля и видение ориентира. Пусть даже он якудза или коп, конец у них един — и это очень печально.
Мрачный и грустный гангстерский нуар с офигенным джазовым саундтреком.
Стилистическое и чуть ли не тематическое продолжение картины «Агитатор». Еще одна двухчасовая сага посвященная новым временам, что несут новые проблемы старым традициям функционирования якудза. Как и все фильмы этого периода Миике, «Кладбище чести» являет собой высказанное в нелицеприятной форме сомнение автора относительно правомерности и полезности экономико-социальных изменений в современной Японии.
На этот раз Миике рассказывает о жестоком, замкнутом человеке, который и якудза-то стал по воле случая – в ресторане, где он работал на кухне, началась стрельба, наш герой вышел и врезал пару раз стулом, чем резко обратил на себя внимание потенциальных работодателей. Потом будет все – и разбой, и загул, и тюрьма, и «стрелки», и расправы, и стычки с полицией. Фильм основан на воспоминаниях реального гангстера, причем известного, поэтому полнота жизни представлена во всем спектре красок красного оттенка.
Картина сделана в такой же неспешной, нарративной манере, что и «Агитатор». Более того, закадровый голос, который изредка вставляет редкие, но уместные фразы о жизни и истории, придает повествованию более ретроспективный характер и оттенки глобальных проблем. Только если в «Агитаторе» тематический коктейль состоял из попрания традиций и проблемы «отцов и детей», то тут последний ингредиент заменен на не менее излюбленный режиссером – изгой. Ожидаемый финал, правда, обилием своей крови густо смазывает впечатление. Не удержался Миике, все-таки, и дал трэшняка.