Безумное кино для взрослых








Слитое в сеть домашнее порно становится триггером для румынского общества
После того, как домашнее видео учительницы Эми (Катя Паскариу) попадет на просторы интернета, ей предстоит отчитаться перед родительским судом во дворике школы (коронавирус, как-никак), где она преподает, чтобы тот принял решение — увольнять ее или нет. Пока героиня мечется по невзрачному Бухаресту, режиссер показывает зрителю краткий словарик-справочник румынской повседневности — смешной и иронично-дидактический. «Неудачный трах, или Безумное порно» — новая работа румынского экспериментатора Раду Жуде («Браво!», «Израненные сердца», «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары»), расположившаяся где-то между эксплуатейшеном, фарсом и остросоциальной драмой. В разбитом на триптих фильме (Эми скитается по городу, переживает сюрреалистический суд, а между этими частями на экране показывается галерея главных понятий современной Румынии с иллюстрациями) Жуде развенчивает двойные стандарты консервативного общества, не принимающего «проступок» Эми, хотя он не то чтобы противоречит его принципам. Финал разбит на три части, чтобы публика сама могла ответить на моральную дилемму вокруг слитого в сети хоум-видео учительницы: с точки зрения прогрессивности, с точки зрения патриархальности и с точки зрения Чудо-женщины.
Прежде чем решиться на просмотр этого фильма, надо понимать, что это в большей степени философское эссе, нежели некая оформленная история. Что роднит картину с лентой Рубена Эстлунда "Квадрат", взявшей главный приз в Каннах в 2017 году; "Неудачный трах" же удостоился самой значимой награды Берлинале, наиболее политизированного кинофестиваля. Это тоже памфлет, являющийся саркастическим отражением нашего сегодняшнего мира - он ультрасовременен, ковидная реальность там предстает во всей свой социальной красе.
Фильм четко поделен на части - короткий порно-пролог, который еще повториться позже и вызовет чувство стыда не только у главной героини, но и, думаю, у зрителя; прогулка по Бухаресту, из которой очень хорошо видно, насколько похожи наши с румынским народом; румынский алфавит (напомнивший мне об излюбленных Триером отступлениях) во второй части, подводящий к пониманию некоторых аспектов того, что произойдет в третьей, игровой - развязке, которая больше задаёт вопросы, нежели даёт какие-то ответы.
Во второй части режиссер сравнивает кино с отражением Медузы Горгоны в щите Персея. Я думаю, что и русскому зрителю будет полезно посмотреть в этот щит. И тот факт, что фильму не дали в России прокатное удостоверение, очень хорошо встраивается в канву самой картины, - посмотрите, и вы поймёте, о чем я говорю.