Москва
7

Фильм
Белый материал

White Material, Франция, Камерун, 2009
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в
О фильме
Действие разворачивается в неназванной африканской стране, раздираемой восстаниями. Белая француженка Мария, подвергая себя опасности, отказывается бросать свои кофейные плантации и возвращаться вместе с сыном во Францию. Но у ее бывшего мужа Андре есть свои планы...
  • Белый материал – афиша
  • Белый материал – афиша
  • Белый материал – афиша
  • Белый материал – афиша
  • Белый материал – афиша
Боевик, Драма
Клер Дени
6 сентября 2009
1 июля 2010
1 час 46 минут
whitematerial-lefilm.com

Другие фильмы Клер Дени

Участники

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20395
23 июня 2010
Из Африки

Условная африканская страна, армия теснит повстанцев, миротворцы в спешке уходят. Как уходят все, кто способен передвигаться и может позволить себе хотя бы мотоцикл.

Не уходит только француженка Мария (Юппер), которой досталась в управление кофейная плантация ее бывшего свекра, умирающего в огромном доме. В том же доме ее бывший муж (Ламберт), живущий теперь с молодой чернокожей, рассчитывает спасти свою новую семью. Взрослый сын Марии (Дювошелль), голубоглазый блондин, постепенно сходит с ума. Лидер повстанческой армии по прозвищу Боксер (Де Банколе) молча истекает кровью на диване.

Клер Дени с первых шагов в кино заворожена Африкой, как была заворожена ею самый, возможно, парадоксально близкий Дени режиссер — Лени Рифеншталь. Африка как последний континент, способный волновать художника, место, в кото­ром сегодня до сих пор не наступило. Сколько в этом испуганном восхищении романтики, а сколько — цинизма, где кончается участие и начинается эксплуатация, что вообще забыла в этих местах белая женщина — вопросы, не имеющие простого ответа. Собственно, ровно их задает фильм — и на них не отвечает. Иррациональная, как бы расслабленная режиссерская манера с первых кадров выводит «Материал» за границы традиционного колониального кино. Дени избегает очевидных контрастов, предпочитая снимать черные лица в полумраке, а прозрачную, неспособную загореть Юппер — на фоне ослепительных африканских пейзажей. В первобытном конфликте нет правых и виноватых, но есть волнующий, чувственный элемент, который Дени умеет поймать на пленку, как мало кто из современных авторов, и не боится этого. Не ищет точку опоры в хаосе, а отдается ему — в почти эротическом смысле. «Светлые волосы притягивают несчастье. В голубых глазах есть что-то тревожное», — формулирует главные вопросы самый, кажется, разумный персонаж картины, оборотистый местный чиновник. Мария молчит, но Дени есть что ему ответить, и она снимает этот фильм, и дети с автоматами в руках из плакатных жертв войны превращаются на наших глазах в прекрасных ангелов апокалипсиса.

14
0

Отзывы

7
bolshoi-zaitz.livejournal.com
57 отзывов, 145 оценок, рейтинг 118
20 июля 2010

Очень тяжелый, но полезный фильм. И Юппер просто молодец, что снялась в такой неоднозначной роли, да еще и без макияжев и крупных планов с морщинами хоть отбавляй.

Её героиня не вызывает желания, ну скажем, поступать также на её месте. Наоборот - вызывает к концу фильма всё бОльшее раздражение.
Иногда лучше прислушиваться и плыть по течению , чем пытаться перекрыть Ниагару.

У нее на глазах вырос сын. Она себя обманывает и не позволяет беспристрастно посмотреть, в какого инфантильного урода он вырос.
Её все предупреждают, что на плантации наступает пиздец и надо валить оттуда. Но она здесь выросла и нарисовала себе мир, в котором знакомые ей люди, некоторые даже друзья, не смогут сделать её семье ничего плохого.
Она из сострадания спасает предводителя тех повстанцев, которые ей и её сыну несут зло. Просто как раненого человека.
Она хотела, как лучше. И не могла бросить свою фактически любимую, но не принимающую её родину, несмотря на все её старания.

Какой-то большевизм по-африкански там.

И при этом снято явно с любовью к своеобразным африканским пейзажам.

И очень жалко африканских детей, вовлеченных во всё это дерьмо


4
0
7
Ksenia Fr
50 отзывов, 62 оценки, рейтинг 47
20 июля 2011
Африка ни при чем

Серьезный и глубокий фильм Клер Дени про одиночество, поиски своего места в мире, потребность человека в точке отсчета, в системе координат.

Глаз русского зрителя - судя по отзывам - цепляет Африка, для нас это экзотика, она бросается в глаза и привлекает к себе внимание. Для европейцев иначе: для них Африка - еще вчера часть страны, кто-то там вырос, кто-то имеет бизнес или ездит отдыхать на побережье.

Женщина оказалась посреди войны - это могло случиться в России 20-х годов, Германии 40-х, Югославии 90-х... Где угодно. Что ей делать - бежать? спасать имущество? заботиться о семье?

Всё, что есть у Марии, героини фильма, - это плантация кофе, которая, впрочем, ей не принадлежит (владелец - отец бывшего мужа) и взрослый лоботряс-сын, "ленивый ублюдок" (по словам Дени). Она слишком много своей жизни вложила в дом, который теперь делит с бывшим мужем и его новым семейством, и не готова что-то менять. Более того, она вообще не хочет видеть никаких перемен вокруг. Стреляют? Это не страшно. Война? Пройдет мимо нас.

Уехать в Европу, как большинство белых? Там Марию не ждет никто и ничто. Если здесь, в Африке, она может жить в придуманном ею самой мире, то, поменяв его, ей придется столкнуться с реальностью. А далеко не каждый человек на это готов.

Безумно одинокая женщина, без друзей, родных и семьи, она живет, как заводная кукла: плантация - работники - урожай. Это то, на чем держится ее жизнь. И поэтому поменять заведенный порядок для Марии тяжелее, чем расстаться с жизнью.

Да и - не будем делать из нее совсем уж бездушный автомат - она женщина, и ей нужно заботиться о сыне, о свекре, о домашнем очаге (пусть мифическом).

Африка проснулась - разбудит ли она эту спящую женщину?


2
0
7
Юлия Karpushina
52 отзыва, 133 оценки, рейтинг 53
8 июля 2010

Нелегкое кино...к концу мне настолько противна стала главная героиня,что хотелось ее задушить...жить ради себя конечно же хорошо,но не до абсурда. В том, что все закончилось как закончилось (не люблю рассказывать концовку, чтобы не терялся интерес к фильму) виновата только одна она...

1
0
7
Igor Sinelnikoff
413 отзыва, 450 оценок, рейтинг 401
14 февраля 2011

Африка, пожалуй, лишь во времена первобытных обезьян считалась более менее комфортабельной, спокойной территорией. Мы же знаем, что с незапамятных времен Черный континент был охвачен колониальной бойней за землю, алмазы и рабов. Выжженные Солнцем и залитые кровью саванны и пустыни вполне привычный образ, оставшийся в наследство от Жюля Верна и Луи Буссенара, новостных сводок середины XX века. Казалось, что когда европейские захватчики покинут африканскую землю, то на ней воцарится если не благополучие, то хотя бы мир, но раз за разом рушатся недавно образованные страны, а одни народности подчистую вырезают другие, при дележе доступа к ресурсам, вернее того, что от них осталось после британского и французского владычества. Многое связывает с Африкой и французского режиссера Клер Дени, которой она посвятила свой последний фильм с Изабель Юппер в главных ролях — «Белый материал».

Белым материалом называют слоновую кость и белых людей, чаще всего, господ. Это абсолютно расистское выражение абсолютно закономерно, и в то же время удивительно для многих людей. Ведь мы привыкли слышать о сегрегации и дискриминации чернокожих людей в Америке, но Клер Дени идет совсем в другую сторону, показывая «идеальный тип» намечающегося геноцида белого человека, задержавшегося на колониальных задворках африканской страны. Причем, у страны в фильме Дени нет названия. Нет имен и у народностей, затеявших гражданскую войну. Разве это существенно, когда подобное происходит по всему континенту.

Есть территория, есть коренные жители, сотни лет эксплуатируемые французами, есть французская семья, не желающая покидать кофейную плантацию, которая даже не приносит дохода, а только ввергает в долги. Хозяйка плантации Мария Виаль (Изабель Юппер), выросшая здесь, всеми силами держится за землю, ставшую ей родной, не взирая на грозящую расправу. Даже получая предупреждения от французских военных покидающих страну, мужа, друзей, да попросту от тех, кто грозится вырезать их, она до последнего борется, чтобы собрать урожай, а в перспективе, пересидеть волнения и остаться дома. Ей нечего делать во Франции, вся ее жизнь среди бушев. Мария говорит, что во Франции она не сможет проявиться своего мужества и привыкнет к комфорту. Хрупкая рыжеволосая женщина, регулярно попадая под прицел автоматов, ищет новых работников, взамен бежавших старых, а тем временем в ее доме прячется главарь повстанцев «Боксер», беспорядки нарастают, и даже маленькие дети, вооружившись мачете и копьями, становятся реальной угрозой для нескольких белых человек, которым во что бы то ни стало надо выжить на Черном континенте. А как известно, первыми летят головы чужаков, а потом уже переключаются на «своих» из другого племени. Для Марии это не аргумент…

Несмотря минимализм в действиях героев, «Белый материал» брутален и жёсток. В вечной резне неважно, чье горло вскрыли первым. В тишине и последовательности фильма, в полнейшей неразберихе политической ситуации, когда доверять нельзя даже друзьям, рождается настоящий ужас, и трудно представить, как героиня до последнего надеется, что опасность ее минует, когда насилие уже захлестнуло ее дом и даже проникло в ее сына, обрившего голову наголо и примкнувшего к повстанцам. Клер Дени демонстрирует попросту дикие, но показательные проявления расизма и жесткости, будь это тихая поножовщина, или запихивание «золотых» волос, приносящих несчастье, в глотку черного человека. Политкорректностью в фильме Дени и не пахло. Она смело и безжалостно исследует противостояние господ и рабов, сталкивая расы и инициируя архетипический страх белого человека, теряющего контроль над колонизированными территориями, своим имуществом, а ведь в дальнейшем, черный человек, отвоевав свою землю, может нанести ответный удар уже на территории врага.

Изабель Юппер как всегда прекрасно справляется с поставленной задачей, перевоплощаясь в последнего выжившего рыцаря, защищающего дальние бастионы, ставшие ему уже родными. Не сказать, что ее жалко, но и правда становится страшно смотреть, как она лихо дает распоряжения черным работникам, ожидая, что те в любой момент могут с ней расправиться. В этом триллере нет ничего необычного. Все по Марксу. Эксплуатируемые народы свергают господ, а господа крепко держатся за свою землю. В фильме Клер Дени со своей спецификой, конечно. Но как же жутко за этим наблюдать.

0
0

Читайте также

Подборки Афиши
Все