Измученная авторским кризисом детективная писательница из Лондона (Рэмплинг) приезжает отдохнуть во Францию на загородную виллу своего издателя. Вместо покоя ее ждет нашествие нагловатой дочери издателя (Санье), о которой тот забыл упомянуть. Тут-то и начинается игра, в которой от враждебности до влечения, а от влечения до убийства — один шаг. Новый фильм Франсуа Озона состоит из белого солнца, синей воды, желтого песка и полуголых людей с нечистой совестью на фоне чистого неба. А еще — из многозначительных пауз, угрожающих недо сказанностей, смертельных оплошностей и убийственной маленькой лжи.
Триллер |
16+ |
Франсуа Озон |
18 мая 2003 |
1 час 42 минуты |
Уже осень. А на пляж хочется. Солнце белое, песок желтый, небо голубое, море синее. Нега. Самая страшная тревога — как не сгореть.
Пляжное кино между тем занимается другими тревогами — как выжить. Пляжное кино — это «Талантливый мистер Рипли», «На ярком солнце» (более ранняя экранизация того же романа Патриции Хайсмит), «Бассейн» Жака Дере, даже не детективы, а кошки-мышки, чреватые летальным исходом. Немудрено: кому нужна нега, кому интересны беспечно покоящиеся (по большей части некрасивые) голые тела штабелями? С другой стороны, первичные элементы — песок, солнце, небо и вода — создают идеальный, почти абстрактный фон для преступления; палящее солнце беспощадно высвечивает каждую трещинку; а люди раздеты до первородного состояния (теперь их можно раздевать дальше — другими способами). Где же прятать труп, как не в пустыне, в которой негде спрятаться? Как же обманывать, если не раздетым до наготы, подразумевающей последнюю честность?
Новый пляжный фильм — «Бассейн» Франсуа Озона — прекрасно вписывается в почетный ряд. То, что речь идет не о море, а о бассейне, не должно смущать: элементы те же, а ограниченность водной стихии только добавляет триллеру клаустрофобии. Измученная авторским кризисом детективная писательница из Лондона (Рэмплинг) приезжает отдохнуть во Францию на загородную виллу своего издателя. Вместо покоя ее ждет нашествие нагловатой дочери издателя (Санье), о которой тот забыл упомянуть. Тут-то и начинается игра, в которой от враждебности до влечения, а от влечения до убийства — один шаг. Смотреть на такую игру ужасно неприятно — из-за странного томления, какое испытываешь от многозначительных пауз, угрожающих недосказанностей, смертельных оплошностей и убийственной маленькой лжи, но это томление и делает настоящее «пляжное кино» таким изощренным развлечением.
Нельзя сказать, что Озона не в чем упрекнуть. Персонажи иногда ведут себя так, как удобно сценаристу, а не как велит их внутренняя логика, — в игре, зависящей от точности реакций, претензия довольно существенная. Но в конце концов фильм случается — в мире не найдешь сегодня более правильного режиссера для «пляжного кино», чем Озон. Он знает, сколько можно рассказать двусмысленными взглядами и сколько внушить, ничего не показывая; он знает, в какую диву выросла его любимица Людивин Санье, которую он снимает преимущественно голой; и знает, что прозрачные глаза и не поддавшееся времени тело Шарлотты Рэмплинг — уже сами по себе целый «пляжный фильм» с обманом и убийством.
Озон, уже давно вошедший в киноэлиту, вопреки очевидному не пользуется успехом на международных фестивалях и работает вне традиции французского мейнстрима. Тем не менее он сегодня — единственный французский режиссер, от чьих фильмов исходит ощущение настоящей модности: репутация, которую он окончательно утвердил «8 женщинами». «Бассейн» — следующая и очень перспективная заявка. Фильм прокатили в Каннах, но это и понятно: Озон снимает завтрашнее кино, и можно не сомневаться, что в недалеком будущем, независимо от прогноза синоптиков, нас ждет еще много белого солнца, желтого песка и полуголых людей с нечистой совестью на фоне чистого неба.
Самое интересное, что события, выданные нам Озоном как детективное действо, на самом деле не происходили. Сара (Шарлотта) все придумала, не было ни прекрасной дочери издателя, ни ее кошмарных дружков, ни тем более убийства - невероятная легкость и беспрепятственность цепочки событий объясняется просто - это выдумка, выдумка Сары, выдумка Озона, всего-навсего создавшего прелестную атмосферу тепла и солнца, неги и безделья. В конце концов фильм очень прост, а все остальное мы придумываем сами, каждый свое.
Франсуа Озон никогда не изменяет своему жанру (не считая мюзикл "8 Женщин"). "Бассейн" так же драматично скучен, так же эротичен, так же эгоистичен, как и его ранние фильмы.
Фильм для тех, кто любит тишину француского кино, для тех, кто может вникнуть в проблему и мысли героя не с помощью диалогов, а с помощью мимики и жестов последних.
Это дано понять не каждому...
бытовая трагедия о материально успешной, но несчастной Донцовой английского розлива неожиданно перетекает в эротическую мелодраму, а потом так же неожиданно в детектив. на последних минутах становится ясно, что фильм водит зрителя за нос практически с самого начала. и это могло бы даже сильно расстроить, если бы не приятная атмосфера курортного городка, которой пропитан фильм, красивая картинка и интригующие и забавные моменты, которые весьма умело раскиданы по всему хронометражу ленты.
Как же хорошо, что я научилась воспринимать и понимать такое кино. Для этого нужно стать взрослым - во всячком случае, мне нужно было стать.
Моя прямолинейная максималистская натура просто не слишком понимала, вот зачем создавать такое кино, где главную и единственную роль играет - атмосфера. Хотя бы даже Озону удалось создать не атмосферу места или там, ситуации - дело в кино обычное, а атмосферу внутреннего мира!!!!!
И все, больше ничего, кроме голой ст рашненькой Хлои, нет. Это тоже забавно - очень красивое тело и абсолютно некрасивое лицо, хоть дреды прицепи, хоть не прицепляй.
Ну, может, французы думают иначе, ладно))))
И ведь наоборот - после слов о том, что "эта англичанка ничего", удается увидеть красивую женщину... волшебник, мистификатор Озон - фамилия очень подходящая - как Эфир))))
Ясный, спокойный фильм. Путает странными музыкальными пассажами, кажется, что вот-вот кого-то жестко расчленят. Но ничего такого нет. Одно единственное убийство сделано в раскрепощенно-стебном озоновском стиле. Озон - великолепный стилизатор, этакий Акунин с камерой. С музыкальным кино и детективами он уже поиграл, вот теперь триллер. Хотите настойщий триллер - вы его не увидите. Хотите 2 часа модной, красивой солнечной картинки и много красивого женского тела - покупайте билет. На видео/DVD не рекомендую, нужно прочувствовать картинку. Осень, мокрые дороги, желтые листья в Москве, а на экране - голубая вода бассейна, который к концу фильма увеличивается до размеров моря, и мокрые от слез глаза главной героини в главной сцене фильма. Покупайте абонемент и купайтесь на здоровье