Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.8

Фильм
Капитан Волконогов бежал

Россия, Эстония, Франция, 2021
Описание Афиши
Описание прокатчика
Как клип Shortparis «Говорит Москва», только идущий два часа

Несмотря на то что действие картины происходит в страшном 1938 году, это какой-то альтернативный Советский Союз с Ленинградом, разрисованным граффити с картинами Малевича, Филонова и Петрова-Водкина, и летающими по небу дирижаблями. По сюжету в рядах энкавэдэшников начинаются чистки. Первым из окна вылетает майор Гвоздев (неожиданно инфернальный Александр Яценко): его то ли выбросили, то ли он выбросился сам. Затем в кабинет к начальству начинают вызывать других сотрудников — разумеется, на расстрел. В этой ситуации только капитан Волконогов (Юрий Борисов) чувствует, что запахло жареным, и потому пускается в бега. На его поиски отправляется харкающий кровью майор Головня (не менее инфернальный Тимофей Трибунцев), но Волконогов оказывается проворным малым и уходит от погони. А затем к нему приходит призрак убитого сослуживца Малека (Никита Кукушкин), говорящий, что если капитан не добьется прощения хотя бы у одной из своих жертв, то отправится в ад. Вооружившись списком адресов, Волконогов отправляется к родственникам несчастных, чтобы вымолить прощение, но сделать это оказывается ой как непросто. Новый фильм Меркуловой и Чупова — кино совершенно незаурядное, к тому же содержащее вечно актуальный месседж, посвященный полицейскому беспределу и произволу высших эшелонов власти. А еще они на нехитрый концепт (упырь-энкавэдэшник, ища прощения, начинает понимать объемы зла, которое он сотворил) надевают очень нарядную форму. На что это похоже? На клипы группы Shortparis, а конкретно — на «Говорит Москва», даром что в конце ленты звучит кавер коллектива на песню «Полюшко-поле».

  • Капитан Волконогов бежал – афиша
  • Капитан Волконогов бежал – афиша
  • Капитан Волконогов бежал – афиша
  • Капитан Волконогов бежал – афиша
  • Капитан Волконогов бежал – афиша
Триллер, Драма
18+
7 сентября 2021
2 часа
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Егор Беликов
23 отзыва, 282 оценки, рейтинг 197
7 января 2022
Красный террор в авангардном Петербурге

Единственный фильм-участник из России в конкурсной программе старейшего кинофестиваля в Венеции 2021 года. По сути, конкурсанты трех крупнейших фестивалей — Берлинского, Каннского и Венецианского — формируют для мировых медиа представление о современной российской культуре и о темах, которые она поднимает и осмысляет наиболее часто. Причем выборка эта, разумеется, не очень-то репрезентативна — до фестивалей доезжают чаще всего работы уже состоявшихся режиссеров. Но таковы правила игры.

И тем важнее, что фильм Меркуловой и Чупова посвящен принятию исторической памяти, что вообще-то у нас вовсе не принято — но теперь, может, кто и задумается, что же на самом деле происходило в приснопамятном 1937 году, с которым сегодняшние времена принято иронично сравнивать в политически заряженных текстах. Вся риторика что тогда, что сейчас сводится к тому, что мы всех победили и можем повторить. Собственно, всех мы победили и в 1937–1938 годах, но, к сожалению, в основном сами себя.

Юра Борисов играет исполнителя Большого террора, чьими руками и осуществляются многочисленные беспочвенные и параноидальные чистки, но сам он никого с улицы не ловит — только допрашивает, говоря по-честному, пытает, выбивая таким образом признания-самооговоры в нарушении контрреволюционной уголовной статьи. Поначалу может показаться, что герой Волконогов, чье имя теперь наверняка станет нарицательным, живет не совсем в нашей реальности — слишком много там визуальных и эстетических гипербол на тему раннего СССР. Да и вообще действие чем‑то смахивает на фантазийную жанровую экранизацию акунинского романа «Шпион» с Козловским и Бондарчуком. Но в процессе просмотра обнаруживаешь вдруг, что не так‑то много нового привнесли в визуальный облик сталинского Союза режиссеры Меркулова и Чупов, снявшие вместе вот уже третий полный метр и один утомляюще динамичный сериал «Колл-центр». Все, что не получилось в «Колл-центре», срослось в «Капитане Волконогове» — истошная плотность действия, по-тарантиновски ураганный монтаж, мощная моралистическая и этическая подоплека.

Наконец, это попросту очень страшное кино, причем без каких‑либо увещеваний и монстров, расставленных по углам. Главный страх каждого, кто родился на советской или даже постсоветской территории, — чтобы не было войны. Слишком сильны образы, которые нам показывали Элем Климов в «Иди и смотри», Тарковский в «Ивановом детстве». Меркулова — Чупов демонстрируют нам войну с неявными целями, где никто не побеждает, а все только умирают на несуществующем фронте борьбы с неочевидным предателем, где понятия безопасности частной собственности давно растворились во мгле империалистических времен.

Родные стены вовсе ни от чего не защищают, включая полицейский произвол, который уже не остановить, и он пожирает даже сам себя.
Собственно, от этого и бежит мятежный капитан Волконогов, которого тоже провозгласили двойным агентом и который вполне мог отправиться на тот же расстрельный двор, куда ранее отсылал собственных беззащитных жертв.

Кому‑то фильм покажется нарочитым, кому‑то — прямолинейным, найдутся и те, кто возмутится искажению священной исторической правды (у нас вообще с трудом умеют принимать авторские художественные интерпретации эпохальных сдвигов, всюду видится клевета и очернительство). Но, пожалуй, такого покаяния перед самими собой мы еще на фестивалях не показывали — да и вообще не решались еще заглянуть в это слепое пятно общественной памяти, уж тем более никогда в новейшей истории не делали его биопсии.

1
0

Подборки Афиши
Все