Фильм

Фильм Вивариум

Vivarium (2019, США, Бельгия, Дания, Ирландия), IMDb: 5.8

6.8
3 отзыва
5.8
1/7

Голливудские звезды становятся пленниками дома

Молодая пара (Джесси Айзенберг и Имоджен Путс) подыскивает себе жилье по карману, но усилиями загадочного агента по недвижимости оказывается впутана в череду мистических обстоятельств. Выбранный дом является лабиринтом, откуда непросто найти выход, да и есть ли он вообще? Ирландец Лоркан Финнеган впервые попал в Канны (в престижную программу «Неделя критики»), где любят голливудские фильмы с большими звездами. В прошлом году там прошла премьера драмы Пола Дано — «Дикой жизни» с Джейком Джилленхолом и Кэри Маллиган. Стоит также заметить, что для Финнегана «Вивариум» не первый фильм: его дебют, фильм ужасов «Без имени», показывали на кинофестивале в Торонто в 2016 году.

Страна
США, Бельгия, Дания, Ирландия
Продолжительность
1 час 37 минут
Дата выхода
12 июля 2019
Дата выхода в России
17 сентября 2020
Возрастное ограничение
16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Вивариум»

8

Одни дома

Пишут, что режиссер Лоркан Финнеган (как легко догадаться по фамилии, позаимствованной будто бы у Джойса, — ирландец) при работе над «Вивариумом» вдохновлялся картинами сюрреалиста Рене Магритта и документальным сериалом «ВВС: Жизнь птиц», в котором его особенно потряс вид семейства кукушковых, которые откладывают яйца в чужие гнезда (что можно объяснить и видовым паразитизмом, и перекладыванием ответственности). Фильм тоже начинается с кадров птиц и выпавших из гнезда птенчиков. Их находят учительница младших классов Джемма (Имоджен Путс) и ее парень, разнорабочий Том (Джесси Айзенберг).

По сюжету молодые люди собираются, наконец, съехаться, поэтому заскакивают в агентство недвижимости, где их встречает странноватого вида риелтор. Он показывает им дом №9 в новом жилом квартале, похожем на игрушечный пригород, — а затем внезапно исчезает. После этого Джемма и Том понимают, что никак не могут выбраться из квартала: куда бы они ни ехали, они все время возвращаются к одному и тому же дому. Дальше — больше: вскоре у своего порога они находят подкинутую какой-то «кукушкой» коробку с младенцем и записку: «Вырастите ребенка — получите свободу». Ребенок довольно быстро вырастает в инфернального мальчика (Сенан Дженнингс), а затем и в двухметровую дылду (Эйнна Хардвик), превращающую жизнь новоявленных «родителей» в ад.

Этот фильм мог бы стать серией «Сумеречной зоны» или «Черного зеркала», или «Секретных материалов» (как мы помним, в «Икс-файлз» тоже был «рождественский эпизод», в котором Малдер и Скалли превращались в узников дома и находили собственные останки), но он разросся почти до двухчасового хоррора (ну или социальной фантастики). Параллельно разрослось и количество метафор и аллегорий, с помощью которых этот фильм можно по-разному толковать и интерпретировать.

Так «Вивариум» (точнее «Виварий») можно прочитать как социальный эксперимент в духе «Дау»: двух людей помещают в стерильную среду, как подопытных животных в виварий, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Получится то же, что и всегда: после нескольких неудачных попыток к бегству они начнут обживать этот игрушечный пригород, а чтобы жизнь совсем медом не казалась, им зачем-то еще подкинут ребенка.

Также «Вивариум» можно прочитать как аллегорию видового паразитизма (ребенка все-таки подкинули им неспроста). Или как сатиру на консюмеризм и совместное проживание в стесненных экономических обстоятельствах. Или же как злую пародию на доведенную до абсурда ситуацию вынужденной самоизоляции. «Этот дом не на время, этот дом навсегда», — говорит риелтор Джемме и Тому, но они еще не осознали весь смысл этой фразы. Внешний мир для молодых «родителей» с появлением ребенка как бы перестает существовать. Особенно остро на это реагирует «отец», который ищет любой предлог, чтобы не сидеть дома, а когда ситуация становится по-настоящему критической, начинает копать путь к свободе, еще не догадываясь, что на самом деле он роет себе могилу. «Я хочу домой!» — в то же время рыдает Джемма. «Глупенькая, ты уже дома», — успокаивает ее мальчик, которого девушка взялась защищать (и горько пожалела об этом).

Еще «Вивариум» можно понять как страх родителей перед ребенком. «Наши дети — не только наши дети, а мы не только дети наших родителей», — говорила героиня звягинцевского «Изгнания» мужу-тугодуму, тем самым спровоцировав трагедию в семье. Но если ее слова были метафорой, то персонажи Путс и Айзенберга вообще не ощущают никакой связи с мальчиком и никак не могут его понять (как всякое старшее поколение не может понять младшее). В это время растущее не по дням, а по часам непослушное чадо демонстрирует пугающую способность к мимезису (подражанию) и, как и все дети, не может отлипнуть от экрана телевизора (только по нему показывают не мультики, а дьявольские узоры — ну или «родителям» кажется, что это дьявольские узоры, а на самом деле это какая-то веселенькая инопланетная передача, недоступная взрослым).

Помимо этого «Вивариум» работает и как метафора безжалостной репродуктивной цепочки. Вся функция «родителей» тут сводится к тому, чтобы воспитать ребенка и выпустить его во внешний мир, после чего они могут спокойно умереть. Вряд ли создатели фильма выступают за чайлдфри, но они явно не согласны с тем, чтобы люди полностью растворялись в детях или заводили малышей только ради того, чтобы новое поколение занимало опустевшее офисное кресло пищевой цепи.

Плюс (и это, пожалуй, самое очевидное) «Вивариум» можно прочитать (точнее — вчитать) как аллюзию на карантин и творящуюся за окном пандемию. То, как герои фильма кружат вокруг своего дома, не в силах выбраться из заколдованного круга, выглядит узнаваемо и дико пугающе (так что слабонервным, наверное, лучше поостеречься, хотя, как и любое злободневное искусство, «Вивариум» имеет очистительный эффект: трудно не испытать катарсис, глядя на творящейся на экране ужас).

Ну и, наконец, можно не вкладывать никакие смыслы и просто смотреть этот фильм как захватывающий хоррор-аттракцион. «Вивариум» сделан мастеровито (у Финнегана до этого уже был обласканный критиками фильм ужасов «Стертый») и почти все два часа держит в напряжении — вплоть до финала, принимающего форму обескураживающего трипа и похожего на галлюциногенную экспликацию строчки из популярной нынче песни: «Мы сегодня дома. Завтра тоже дома».

15 июня 2020
9

Дорога перемен

В поисках идеального дома молодая пара знакомится со странным агентом по недвижимости. Во время показа нового поселка в пригороде, Том и Джемма с ужасом понимают, что они абсолютно одни в этом жутковато-стерильном лабиринте одинаковых домов, и что из него нет выхода. Но настоящий кошмар еще впереди – вскоре их одиночество будет прервано появлением у дверей коробки с младенцем, который похож на человека лишь внешне…
Сотрудник агенства недвижимости Мартин похожий "на робота" привозит их в недавно построенный жилой квартал в пригороде, а затем исчезает. Однотипные дома пригорода из которого невозможно выбраться, где одинаковые "облака-барашки", и стандартная солнечная погода.
"Вокруг инопланетная тишина!" - замечает однажды вечером в постели Джемма. Том и Джемма сначала пытаются выбраться, но вскоре с ужасом понимает, что они застряли в этом жутко-стерильном лабиринте одинаковых строений, и все дороги приводят их к дому №9. В отчаянии они даже поджигают дом, но на следующий день обнаруживают его новёхоньким, а также находят коробку с младенцем и записку: «Вырастите ребёнка, получите свободу». У них вырастает сын который не знает что такое - собака, который истерично орёт при каждой возможности и повторяет все их "слова" и "поступки". А Том тем временем копает яму на собственном дворе, в надежде "докопаться" до "истины", ещё не зная для кого он её роет. Родители пытаются разгадать сына, который постепенно вырастает, в телевизоре - мелькает бесконечная мозаика, и в итоге они начинают выть и лаять как собаки - на солнце...В этом покое и уюте - покой им только сниться...
Фильм снятый режиссёром Лорканом Финнеганом, по рассказу самого Финнегана и Гаррета Шенли - герметичное и жуткое пространство, которое действительно пробирает до жути. Повседневность и обыденность - приобретает здесь свои самые "страшные черты". Главные актёры - Джесси Айзенберг и Имоджен Путс - создают блестящие и одни из своих лучших актёрских работ.
Перед нами - актуальная и идеальная "утопия" о современном мировом "обществе потребления" и с глубокими философскими проблемами разума и бытия.

12 апреля 2020
Ну такое
5

Фильм не понравился. Сюжет интригующий, хоть и довольно скучно подан, но концовка..сосем не оправдала ожиданий. В сухом остатке: (как вижу) фильм метафоричное отражение одной из форм ада.

29 марта 2020
Ну такое
3Натужный триллер о том, что семейная жизнь - ловушка

Тот самый случай, когда оригинальный, но провальный фильм может прикрыться категорией "Кино не для всех". Начало интригует, но к середине действа сомнений не остается, чем кино закончится. И даже если в этом был смыл, что финал был предрешен, то как минимум надо было увлечь зрителей до этого предсказуемого финала - во время просмотра чувствуешь себя заложником, подобно главным героям. Все мои попытки связать воедино увиденное свелись к тому, что уместнее будет принять картину за утопический хоррор, чем за философскую притчу. И даже такое спасительное для фильма решение интереснее его не делает. П.С.: Мне подумалось, что если бы режиссером был Гондри, то этот мрак смотрелся бы выразительнее.

12 апреля 2020
Все отзывы
Читайте также
Лучшие хорроры 2020 года
Лучшие хорроры 2020 года
23 декабря 2020
40 кинопремьер, которые скрасили карантин
40
кинопремьер, которые скрасили карантин
27 июля 2020
Самые ожидаемые фильмы 2020 года
Самые ожидаемые фильмы 2020 года
16 января 2020
Гид по кинофестивалю на «Стрелке»
Гид по кинофестивалю на «Стрелке»
10 июля 2019