Фильм

Фильм Француз

2019, Россия, IMDb: 6.7

6.9
6.7
1/7

Последняя (вроде бы) картина Андрея Смирнова про молодого француза, который в Москве 1950-х влюбляется в балерину и ищет своего отца — белого офицера

В конце 1950-х в Москву приезжает французский студент Пьер Дюран (Антон Риваль), который влюбится в балерину Большого театра Киру Галкину (Евгения Образцова), подружится с фотографом Валерием Успенским (Евгений Ткачук), окунется в жизнь подпольной Москвы и постарается отыскать своего отца — белого офицера Татищева (Александр Балуев). Последняя картина Андрея Смирнова, которая в этом году закрывала фестиваль «Кинотавр», посвящена памяти одного из первых советских диссидентов, «Александра Гинзбурга и его друзей, кто хотел жить не по лжи». Необходимо предупредить, что по киноязыку это достаточно архаичный фильм, точно не шедевр, однако в иные (самые ослепительные) моменты он демонстрирует такое владение режиссурой, которое не снилось современным российским постановщикам. Так и правда сейчас не снимают.

СтранаРоссия
ЖанрыДрама
Продолжительность2 часа 8 минут
Дата выхода16 июня 2019
Дата выхода в России31 октября 2019
Официальный сайтФранцуз
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Француз»

5

Вокзал Сен-Лазар

В конце 1950-х в Москву приезжает молодой французский коммунист Пьер (Антон Риваль), сын эмигрантки, почти без акцента говорящий по-русски. Он живет в общежитии, слушает лекции на филфаке МГУ и знакомится с прогрессивной местной молодежью — фотографом (Евгений Ткачук) и балериной (Евгения Образцова). Помимо культурного обмена Пьер занят поисками сведений о неком Татищеве, предположительно сгинувшем в сталинских лагерях.

Черно-белый, как и сам фильм, постер, на котором Риваль и Образцова влюбленно смотрят друг на друга через какой‑то луч, видимо, символизирующий железный занавес (у нее за спиной Воробьевы горы, у него, понятно, Эйфелева башня), дает о картине несколько неверное представление. Романтическая линия — схематично набросанный любовный треугольник в духе «Жюля и Джима» — тут действительно есть, но она остается где‑то на втором плане вплоть до финального отрезка, когда о высоких чувствах вдруг от безысходности вспоминают и герои, и режиссер.

По большей же части автор — 78-летний Андрей Смирнов, актер, редко, но регулярно сам пишущий и снимающий фильмы (самый знаменитый из последних, разумеется, «Белорусский вокзал», поставленный им в молодости) — озабочен другими материями. Как и в предыдущей смирновской картине «Жила-была одна баба», речь во «Французе» главным образом идет о так называемых судьбах России, глобальных общественных сдвигах, которые проецируются на частные обстоятельства: на этот раз в фокусе хрущевская оттепель, период для шестидесятника Смирнова по очевидным причинам особенный.

«Голоса» по радио, самиздат (герои читают и даже распространяют прозрачно переназванный «Синтаксис», поэтический альманах будущего диссидента Гинзбурга, памяти которого посвящен фильм), Белла Ахмадулина, Лианозовская группа (герои навещают в мастерской Оскара Рабина и долго за него выпивают), полулегальные джазовые клубы, вернувшиеся из Сибири заключенные и так далее: по итогам XX съезда КПСС столица слегка расслабилась. Но КГБ на месте, как и 60 лет спустя, и, глядя из будущего, режиссер не разделяет робкий оптимизм, вроде бы разлитый в московском воздухе: в психоаналитическом смысле «Француз», вероятно, не столько урок истории, сколько тяжелый разговор автора с собственной юностью и семьей (отец Смирнова был номенклатурным писателем, лауреатом Ленинской премии).

Тем обиднее, что драматургически тут мало что получается. Фильм распадается на эпизоды, которые с большим скрипом складываются в единую картину, а по отдельности выглядят то натянуто, то затянуто, то наивно, то все это сразу. Француз ходит по квартирам заслуженных артистов (Роман Мадянов играет функционера, Михаил Ефремов — бывшего зэка, Наталья Тенякова с Ниной Дробышевой — прошедших через ГУЛАГ дворянок), которые раскрывают ему глаза на разные стороны русской жизни: функционер цитирует Молоховец, зэк пьет водку, дворянки рассказывают что‑то в духе «Анатоль божественно вальсировал». И все это вроде и не страшно, но мы-то не француз, что‑то и сами слышали. Студенческая жизнь — казалось бы, совсем из первых рук — показана не менее условно и шаржево.

Едва ли не самый обаятельный фрагмент фильма — пролог в кафе на набережной парижского острова Сен-Луи, где главный герой с приятельницей провожают товарища на Алжирскую войну: Нотр-Дам, ч/б, французский язык и воздух сразу превращают несколько театральную сценку в какой‑то привет Риветту. Но чем дальше от Сены, тем этот театр становится тяжеловеснее и напыщеннее; когда Пьер доберется до Переславля-Залесского и бараков при хлебозаводе, от Риветта уже останется перестроечный телеспектакль в натуральном актовом зале, с Александром Балуевым в роли настолько китчевой, что ее мог бы спасти разве что Никита Михалков.

Русский француз Риваль не феноменален, но в рамках поставленной задачи вполне хорош. Как, в общем, и прима Большого Образцова, пониженная тут до кордебалета, и Ткачук, единственный опытный киноактер из главной троицы. Не исключено, что если бы Смирнов больше доверился этим героям и этим артистам, чаще оставлял бы их в кадре без присмотра старших товарищей, и фильм получился бы чуть менее высокомерным, чуть более живым, быстрым, сегодняшним. Элегантный и внезапно пронзительный, вопреки всему, финал намекает на то, что это было возможно. Впрочем, как напоминает «Француз», в России много что казалось возможным.

31 октября 2019
9Идти обязательно

Драматургически фильм не очень удачен, он рассыпается на эпизоды. Но как портрет эпохи он вполне состоялся. Он снят в стилистике фильмов 60-х. Черно-белое кино, снятое оператором Шайгардановым, воспроизводит эстетику фильмов типа "Июльского дождя" (да и киноцитаты там есть), и потому мозаика эпизодов вполне оправданна.
Как всегда у Смирнова, это фильм-месседж, политическое высказывание.
Плакатно, в лоб даны символы. Герой Мадянова, писатель, который ест соляночку, приготовленную по Молоховец, живет в высотке, утверждает, что органы после ХХ съезда уже не те, но при этом убеждает гостя помалкивать и никому не верить. Повсюду заборы и вахты, даже на хлебозаводе -- страна как огромный концлагерь. Девица, мечтающая вступить в фиктивный брак с иностранцем, только бы вырваться из Союза. Вахтерши в общежитии, прослушки, преподаватель марксизма, слушающий вражьи голоса...
Есть совершенно гениальные актерские работы, только из-за них уже стоит посмотреть это кино. Во-первых, Нина Дробышева и Наталья Тенякова, играющие двух дворянок-смолянок Обрезковых, долгое время проведших в лагерях. Сыграли они с долей гротеска, но под этим такая правда образов, что не по себе делается. У меня ком в горле стоял. Во-вторых, фотограф-диссидент Валера Успенский, его потрясающе сыграл Евгений Ткачук. Ну и Балуев в роли Татищева, конечно.
Фильм посвящен Александру Гинзбургу, диссиденту, издателю "Синтаксиса". Это из-за журнала "Грамотей" сажают Успенского, и именно пленки с последним номером этого журнала увозит за границу главный герой. Фильм насквозь литературен (как сама эпоха шестидесятников): вначале отсылки к "Постороннему" Камю (Алжир), потом и сам герой, как посторонний будет смотреть на всю советскую жизнь, героя зовут Пьер, он приезжает в Россию искать отца, отец умирает и т.д. и т.п. Россия -- литературоцентричная страна, так что все это оправданно.
Но главное в фильме не это. В нем воссоздана атмосфера советской жизни. Одним боком коммуналка, а другим концлагерь. И режиссер чуть не криком кричит, что нельзя весь этот гной и травмы заматывать тряпками и затыкать -- нарыв может стать гангреной.

2 ноября 2019
7

Стоит увидеть даже ради одной сцены!
Провинция 60-х. Переславль-Залесский. Город ссыльных. Зима - как форма бытия. В этом черно-белом мире ссыльных и бывших каторжных даже небо всегда свинцово серое. Лагерный казематно-барачный быт - убогий, беспросветный, унылый...
оттепель - о которой в фильме, сюда как будто не дошла.
И в этой серой повседневности в актовом зале советского дома культуры, в антураже советского плаката за малярным столом и бутылкой «Московской» происходит диалог, ради которого собственно - весь фильм. А потом вдруг в этом убожестве из старого пианино, сопровождающего пионерские линейки и капустники, раздаётся Бетховен - «Лунная соната». И ты понимаешь, что столько ещё Бетховеных, не покинувших на каком-нибудь философском пароходе или ещё как-нибудь нелегально советскую Россию, просто сгинуло в лагерях и бараках, ссылках и застенках.
Ты видишь гениального математика в исполнении Александра Балуева, доказавшего бытие Бога языком теорем - не сломленного, но разбитого, потерянного, опустившегося. Человек, готовящийся почить в этом бесславном мире.
поэтический язык черно-белого кино, ощущение события - в отдельных сценах и эпизодах фильма. Практически передан трёхмерный мир, даже запах, как ты можешь его себе представить.
Безупречная игра Александра Балуева, Михаила Ефремова, Евгения Ткачука. Даже ради этого стоит смотреть.
К сожалению, главный герой истории не получился, игра Риваля - прям «не верю»! Честно говоря, он все испортил. Думаю, поэтому и нет цельности фильма, что отмечают критики. Поскольку он центр картины, все рушится. Он просто никакой...
И тем не менее, в своём главное - замысле, языке, атмосферности фильм состоялся.

4 ноября 2019
7

Фильм, вроде бы, и хорош эпизодами, но сценарного единства ему не достает катастрофически. Каждый отдельный кусочек - достоверен и даже местами поражает глубиной актерской игры (как, например, сцена с персонажем Михаила Ефремова), но цельного фильма не получается. Такой набор "картинок", который весьма условно объединяет главный герой Пьер - самая слабая из актерских работ здесь.

5 ноября 2019
7

За обманчивым названием "Француз" скрывается не что иное, как собирательный образ русского человека прошлого века, а он полон парадоксов: счастье народа, оказывается, не зависит от личного счастья отдельного человека; сын попа может столь же рьяно, как его отец православие, проповедовать марксизм; колымский ссыльный ищет доказательства - казалось бы, оставившего его - бога; талант на русской земле не признается таковым. И вот мы, зрители, европеизированные ровесники века нынешнего, смотрим глазами Пьера, протагониста, на свое прошлое и ищем там свои корни, своего заблудшего отца. Но Андрей Сергеевич далек от того чтобы давать оценки или судить: он рисует хоть и черно-белую, но яркую картину времени, отталкиваясь от вполне насыщенной событиями жизни конца 50-х, попавшую к нему в объектив, в то время как его дочь, Авдотья, выносит российскому обществу весьма однозначный приговор - но оба их фильма оказываются горестно близки нашему времени.

4 ноября 2019
Стоит увидеть
10Адская реальность, одухотворенная прекрасными людьми.

Есть громкие фильмы, о которых не знает разве что глухой. Выходишь, и внутри ничего, штиль. И сожаление о потраченном времени. Есть те, о которых не кричат. И ты захвачена ими, выходишь из зала словно из другой реальности, другая ты. А потом цитаты из них и стихи звучат в твоей голове, а фрагменты ясно встают перед глазами. Если вы сторонники второго сценария, то "Француз" точно для вас.

1957 год, быт и реальность в картине отражены весьма неприглядные. Правда, на зрителе это не особенно отражается, потому что в фильме есть что-то более важное. Люди, которые в окружающем убожестве сохраняют силу духа, читают стихи современников, математически доказывают существование Бога на каторге,... На мой взгляд, в этом и есть главная заслуга режиссера, в умении показать неприглядную и тяжелую реальность через призму духа.

Когда я очень затоскую,
Достану книжку записную.
И вот ни крикнуть, ни вздохнуть,-
Я позвоню кому-нибудь.
О голоса моих знакомых!
Спасибо вам, спасибо вам
За то, что в трудном переплете
Любви и горя своего
Вы забывали, как живете,
Вы говорили: "Ничего".
И за обычными словами
Была такая доброта,
Как будто бог стоял за вами
И вам подсказывал тогда.

Ключевым моментом картины является встреча и общение главного героя Пьера Дюрана со своим отцом, Татищевым. Отца, человека благородного происхождения, белого офицера сыграл Александр Балуев. И его герой потрясает до глубины души, он еще помнит, как жили:

В красивое время,
Когда опасались
Грешить слишком много,
И чёрта боялись,
И верили в Бога,
Слова были твёрды,
Друзья были честны,
Все рыцари горды,
Все дамы прелестны.

И еще о своем о девичьем. Евгения Образцова в роли балерины Киры Галкиной поразительно красива, гранциозна, харизматична и женственна.

А напоследок немного цитат из фильма.

А в Москве есть джаз? В Москве есть все, надо знать, где искать.

Большая балерина - это всегда жуткий характер, все подчинено одной цели.

Есть вещи поважнее, чем классовая борьба. Например, любовь (французские студенты советским девушкам💏).

Ну, как объяснить это иностранцу? В нашей стране джаз уже не запрещен, но еще не разрешен.

Советский человек должен быть привязан куда-нибудь.

Рисунку можно научиться, живописи нет.

Никакой России давно нет на свете, все это СССР, прости, Господи.

СССР - колхоз нищих за колючей проволокой.

Ты что, коммунист (верующий отец сыну)? Чувство юмора у Господа неподражаемо, абсолютно безжалостно.

Вы с помощью математики доказываете, что Бог есть?.. Кто-то на каторге в голоде и холоде вычисляет, есть ли Бог или нет.

- Мне с Вами можно?
- Упаси Бог, ты ж украдешь секрет сушек, сухарей, а это государственная тайна.

27 ноября 2019
Все отзывы
Читайте также
Лучшие российские фильмы 2019 года
Лучшие российские фильмы 2019 года
Лучшие российские фильмы 2019 года
26 главных кинопремьер октября
26
главных кинопремьер октября
26 главных кинопремьер октября
Гид по фестивалю «Кинотавр-2019»
Гид по фестивалю «Кинотавр-2019»
Гид по фестивалю «Кинотавр-2019»
11 новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
11
новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
11 новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость