Фильм

Фильм Мир, полный чудес

Wonderstruck (2017, США), IMDb: 6.2

6.8
6.2
1/15

Формалистская экранизация книжки про мальчика и девочку, живущих в разные эпохи

Режиссер Тодд Хейнс с идеальным чувством ретростиля («Кэрол», «Вдали от рая») экранизировал книгу с погружением в былые времена: в основе фильма — одноименный роман Брайана Селзника, у которого Мартин Скорсезе уже поставил «Хранителя времени». Как и в книжке, две истории выполнены в разных стилистиках, но обречены на пересечение: девочка из 1927 года живет в эстетике немого кино, а мальчик из 1977 года рыскает в цветастом Нью-Йорке. Оба ребенка глухие, но вскоре их объединит не только недуг, но и магия кино в воплощении актрисы Джулианны Мур.

СтранаСША
РежиссерТодд Хейнс
Продолжительность1 час 55 минут
Дата выхода18 мая 2017
Дата выхода в России6 января 2018
Официальный сайтМир, полный чудес
Возрастное ограничение12+
9

Признаюсь, фильмография необыкновенной актрисы Милли Симмондс (Millicent Simmonds) привела меня к просмотру фильма "Мир, полный чудес"/"Wonderstruck" (экранизация романа Брайана Селзника). Только вот удивляет, отсутствие проката в России и явно искусственно заниженные рейтинги фильма. Объясните мне, чем этот фильм хуже той безвкусицы, которой сейчас заполнены кинотеатры? Фильм оценили критики в Каннах, но почему у нас ему не дали зеленый свет?
Если говорить о фильме, то тут есть: прекрасная качественная постановка двух исторических эпох (20-е и 70-е годы), прекрасная картинка (каждый кадр в рамочку и на стенку), прекрасная музыка Картера Беруэлла, прекрасный саундтрек с композициями Девида Боуи "Space oddity" , "All the Way Down"- Эстер Филипс, "Fox On The Run" - группы Sweet и музыкальной репликой "Also Sprach Zarathustra". И, конечно же, талантливая игра юных актеров, Милли Симмонд, Оакса Фигли и Джейдена Майкла. Что касается ролей Джулианны Мур и Мишель Уильямс, то они сводятся к кукольным образам, и потому больше служат приманками на афише.
Композиционно фильм построен необычно, он разделен на несколько разных по стилистике частей. Притом две части перемешаны между собой как в калейдоскопе, а третья объединяет и замыкает фильм. Возможно, эта особенность и помешала некоторым зрителям и некоторым критикам понять и оценить фильм по достоинству.
Первая часть, это история глухой девочки Рози, которую талантливо играет также слабо слышащая юная актриса Милли Симмондс. Повествование ведется в духе черно-белого немого кино и заполнено волшебной музыкой Картера Беруэлла.
Рози живет в богатом доме в Нью-Джерси около реки Гудзон, напротив Нижнего Манхэттена. В ее жизни есть черствый отец, не питающий к глухой девочке какого-либо сочувствия. Есть образ материи, актрисы немого кино, выраженный в вырезках газет и журналов. Есть у Рози и старший брат, который посылает ей открытки из Нью-Йорка. На Рози в доме постоянно кричат, хотя она и ничего слышит, а видит только гримасы. В качестве инструмента коммуникации ей предлагают только занудный учебник для глухих. И конечно наступает момент, когда Рози решает выйти из запертого мира навстречу неведомой ею материнской любви.
Самый пронзительный момент, когда Рози пишет в блокноте "Мама я скучаю по тебе" и показывает надпись сморщенной от злости и крика героине Джулианны Мур.
Во второй части, поставленной уже в стилистике фильмов 70-х годов, в далекой Миннесоте живет мальчик Бен. Он сирота, его мать недавно погибла в автокатастрофе, да еще к тому же он потерял слух в результате несчастного случая. Бен не слышит, но он помнит звуки и помнит музыку, которую любила слушать его мама. Наверное, потому эта часть фильма наполнена рок, блюз, соул композициями 70-х годов. Бен в отличие от чувствительной Рози, по-провинциальному нагловат и напорист. У него есть тетя, кузен и кузина, но этого Бену мало. Ему не хватает семьи, своей семьи. И хотя Бен очень быстро находит себе друзей, он все равно одержим поиском неведомого отца в Нью-Йрке.
Поразительно как Оакс Фигли, сыгравший Бена, вписался в ребенка из 70-х, так как в ходе просмотра приходилось себе напоминать, что фильм новый, и снят 2016 году, однако "великая сила искусства" вихрем уносила твое сознание в эпоху "шатальных" брюк клёшей, диско музыки, и заставляла память воспроизводить детали уже из твоего детства.
Две части фильма, две сюжетные линии в конце сливаются в третью часть, поставленную уже в виде кукольного представления, где штрихами зрителю нарисуют другие эпохи и судьбы, заполнившие пространство между историями Рози и Бена.
Хотя фильм и посвящен детскому одиночеству, присутствие на экране глухих детей, имеет больше метафоричное значение. Тут нет манипулятивности фильма "Чудо". Тут никого не призывают жалеть и сострадать. Герои фильма не ущемлены в физическом плане. Они лишены возможности слышать, но они полноценны, просто в их мире нет лишнего шума и криков. Поэтому глухота тут скорее благо, так как душа ребенка остается, наполнена своим звуком и своей музыкой.
Кроме того, очень тонко в фильме выстроена идея познания, познания мира, познание природы и истории. Неспроста автор направляет своих героев в Нью-Йорке по одной дороге, что ведет в Музей естественной истории. И вот тут я допускаю некоторое непонимание фильма теперешними зрителями, и в частности детьми, так как познание мира посредством музеев и книг им покажется не современным, так как под рукой есть электронный гаджет, дающий в одно касание ответы на все вопросы. Да и само познание, кому оно интересно, когда можно ограничиться развлечением.
Итак, фильм "Мир, полный чудес", подобен драгоценному камню, который огранили в замысловатую форму, и каждая грань в нем играет по-своему, имеет свою музыку и свой ритм. Однако что бы понять фильм надо приложить немного усилий, и не пытаться проглотить сюжет как марвеловскую и диснеевскую дешевую конфетку в ярком фантике, а пытаться проникнуться каждой стороной и понять его световую и музыкальную гармонию.


21 апреля 2018
5

Сама история в фильме – сентиментальный детский Диккенс (дети в поисках отца и матери, сиротство, мелодраматические трогательные встречи) про мальчика из 1970-х и девочку из 1920-х, которые попадают в Нью-Йорк. Wonderstruck сложно судить со «взрослых позиций», так как это чистой воды святочный или рождественский рассказ, Christmas Carol, про несчастных девочек и мальчиков Диккенса, Достоевского, Андерсона, в жизни которых неожиданно происходит чудо. Хейнс рассекает святочный рассказ вдоль сюжетной линии, и смешивает кусочки при помощи ассоциативного монтажа. В первом временном плане девочка существует действительно в настоящем немом кино, потому что немая и живет в эпоху немых фильмов – это кино черно-белое, с отсылками к Мурнау (фильм внутри фильма с любимой актрисой девочки – ее играет Джуллиана Мур) и Кингу Видору (см. «Толпа», например). Звуковое сопровождение, впрочем, есть – это шумы, звуки и музыка, и звуковое полотно – отдельный художественный язык, который Хейнс применяет очень удачно (с попыткой подделаться под язык немого кино – все немного сложнее). Звуковая палитра фильма по насыщенности и соперничеству на силу влияния на зрителя – вообще достойна упоминания в ряду с операторской. Во втором временном плане мальчик существует внутри американского кинематографа 1970-х годов, похожие цветовые фильтры, тональность, музыка. Из сцены в сцену жизни мальчика и девочки временами не то чтобы пересекаются, а скорее перекликаются, отголосками, эхом, музыкальным и кинематографическим. Девочка пускает кораблик HELP! – мальчик ночью идет мимо качающихся на волне настоящих лодочек; мальчик роется в вещах матери в поисках упоминаний об имени отца, когда за окном гремит настоящая буря – девочка полвека назад «в это же время» идет в кино и смотрит кино «Сиротка в бурю», то ли отсылающее к сцене в «Фаусте» Мурнау, то ли к фильму «Сиротки в бурю» с Лиллиан Гиш – на экране «настоящая буря».

Лучшее, по-моему: сцены в музее, в котором, разумеется, девочка и мальчик оказываются кинематографически одновременно с разницей в полвека, и, кажется, вот-вот столкнутся друг с дружкой. Ракурсы, плывущая камера, бегающие в кадре подростки, черно-белое кино – цветное кино, мальчик, девочка, девочка, мальчик – вплоть до ощущения головокружения. Прекрасная кинематография. Сама тональность рассказа и простота истории близки короткометражке Тарковского «Каток и скрипка» и, в особенности, «Красному шару» (Le ballon rouge, 1956) Альбера Ламориса: такая же детская трогательная воздушная зарисовка с перекличкой цветов.

А вот что происходит дальше, не совсем весело и не всем зайдет. Понятно, что Диккенса тут прямо объявляют вслух, отдельные персонажи встречаются чуть ли не в «Лавке древностей», мальчики на улице – привет, Оливеру Твисту. Но в итоге авторы сводят концы с концами – в прямом смысле слова в нашем случае – делая совсем уже заагуканно-засюсюканный финал, щедро политый сахарной карамелью и солеными слезами.

Начинаясь как детское стихотворения, продолжаясь детскими открытками кино заканчивается детским же конструктором, который от придыхания шатает на ветру.

Но за отдельные художественные решения и все-таки виртуозность владения кинематографическим языком (лучшее все-таки не музей – а улицы, наверное, где и когда как будто бы ничего не происходит: и вот это ничего оказывается всем, и полным всяческой магии, если ты глухой или смотришь хорошее кино) Хейнсу все-таки два плюса в карму.

1 февраля 2018
Все отзывы
Читайте также
Пес с тобой: «Лулу и Бриггс» и «Руби, собака-спасатель» — два милых фильма про дружбу
Пес с тобой: «Лулу и Бриггс» и «Руби, собака-спасатель» — два милых фильма про дружбу
Пес с тобой: «Лулу и Бриггс» и «Руби, собака-спасатель» — два милых фильма про дружбу
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
55 лучших фильмов про волшебство
55
лучших фильмов про волшебство
55 лучших фильмов про волшебство
52 аниме, которые надо уже наконец посмотреть
52
аниме, которые надо уже наконец посмотреть
52 аниме, которые надо уже наконец посмотреть
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость