Киноафиша Москвы

Фильм «Тельма»

Thelma (2017, Норвегия, Франция, Дания, Швеция)

5.9
0:00 / 0:00
0:00

Тельма (без перевода)

Смотреть трейлер

Мистическая инди-драма о девушке со сверхспособностями

Вырвавшаяся из-под опеки религиозных родителей и обладающая паранормальными способностями Тельма (Эйли Харбе) в университетском городке влюбляется в свою сокурсницу Аню (Okay Kaya). Красивый скандинавский триллер, в котором режиссер Йоаким Триер («Осло, 31 августа», «Громче, чем бомбы») разыгрывает «Жизнь Адель» на территории «Кэрри», а также метафорически скрещивает телекинез и левитацию с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Картина выдвинута Норвегией на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Актеры

Режиссер фильма «Тельма»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1163
оценок:
794
рейтинг:
18186
7

Норвежский ответ «Кэрри»

Тельма (Эйли Харбе) приехала из провинции в Осло учиться в университете на биолога. Родители (Хенрик Рафаэльсен и Эллен Доррит Петерсен) звонят ей по пять раз на дню, чтобы выяснить, чем она завтракала, какие лекции послушала и что собирается делать. Тельма, которой в зависимости от освещения и макияжа можно дать то 15, то 30 (но скорее все же первое), послушно докладывает — к тому же больше никто ее жизнью особенно не интересуется.

Однажды в библиотеке рядом с ней садится студентка Аня (Кайя Уилкинс) и все начинает меняться: Тельма впервые пробует пиво, потом покурить, потом понимает, что влюблена. Параллельно у нее случается что-то вроде эпилептических припадков, которые не могут объяснить врачи.

Больше всего, если коротко, это похоже на фильм «Кэрри» — с поправкой (существенной) на скандинавские декорации и соответствующий темперамент норвежского режиссера Йоакима Триера. Автор трех замечательных картин, «Реприза», «Осло, 31 августа» и «Громче, чем бомбы», норвежский Триер живо интересуется темой взросления и на этот раз подошел к ней с неожиданной стороны. Можно было бы назвать это его первым опытом в жанре, но «Тельма», конечно, жанр очень условный: режиссер хоть и пользуется отдельными приемами и образами из хоррора, не ставит перед собой задачи напугать зрителя.

Первый час фильма за исключением пока непонятного и оттого особенно зловещего флешбэка в прологе — вообще почти реалистическая драма со знакомыми мотивами: религиозная семья со сводом запретов, подавленная сексуальность, девочка превращается в женщину и все такое прочее. Потом «Тельма» потихоньку сдвинется в сторону сверхъестественного — и там есть что-то вроде тайны, но по большому счету подробности не очень важны: как и в «Кэрри», сказочное измерение — лишь распространенная метафора. Некие способности, которые открываются у героини, не более чем художественный комментарий к изменениям в ее организме, характере и статусе.

Также не слишком важен лесбийский мотив. Харбе (вообще восхитительная) и Уилкинс (певица и музыкант, выступающая под псевдонимом Okay Kaya) очень красиво смотрятся в общих — относительно немногочисленных — сценах, но будь на месте Ани какой-нибудь Петя, это не сильно изменило бы историю, разве что некоторые кадры получились бы менее бергмановскими.

Что же тогда здесь важно, собственно? Может быть, ничего; многие фильмы прекрасно обходятся без этого, и в «Тельме» есть несколько сцен — пролог на охоте, поход в театр, обследование в больнице, два эпизода на озере, — которые, как говорят в таких случаях, стоят цены билета. Триер не Де Пальма и не Хичкок, которого он тоже усиленно цитирует, но он заметно прогрессирует именно как режиссер-постановщик. Заснеженные пейзажи, пустые бассейны, ледяной нордический эротизм — все это очень эффектно выглядит, хорошо продается, и, если так пойдет дальше, следующий роман про Харри Холе можно уже будет экранизировать без шведов.

Но, конечно, Триер едва ли стремится в резервацию «скандинавский триллер». Как сценаристу хуже всего ему удаются как раз самые вроде бы простые символы из хоррор-букваря (скажем, некоторые сцены с младенцем; или финал — но это отдельный разговор). Зато он по-прежнему прекрасно знает, что делать на экране с одиночеством, отчуждением, непониманием, как быть дальше. «Тельма» — старая как мир история, элегантно перенесенная в эпоху фейсбука и инстаграма, а также в норвежский контекст: религия и вообще все иррациональное вызывает скептические улыбки в отличие от влюбленных друг в друга девушек. Это интересное развитие темы — героини Стивена Кинга, например, живут в совсем другой среде. Но если с предрассудками можно справиться, то с природой уже сложнее. Камера разглядывает сверху толпу в студенческом кампусе, словно не зная, кого бы выбрать, и в итоге безошибочно выбирая самого уязвимого.

4

Отзывы пользователей о фильме «Тельма»

Фото Juniper
отзывы:
244
оценок:
243
рейтинг:
575
7

Тихая студентка из религиозной семьи по имени Тельма внезапно начинает биться в эпилептических припадках. Неприятно, но после одного из них Тельма знакомится с Аней и вскоре открывает для себя другой мир.
Приятная драма о переходе к самостоятельной жизни, которая успешно прикидывается фильмом ужасов. Естественно, тут не избежать сравнения с "Кэрри", о чем не сказал только ленивый. Впрочем, "Тельма" именно что скандинавский фильм, с его холодноватой немногословностью, в которой подчас больше бушующих страстей, чем в большинстве романтических драм.

1
Фото KHALY
отзывы:
161
оценок:
164
рейтинг:
272
7

По-нордически неторопливая (от чего кульминационные сцены будоражат сильнее) и кажущаяся по началу экзотической попсой история о (вдвойне) неординарной девочке обрушивается в последние 5 минут безапелляционным высказыванием о силе самовыражения. Помимо глубины посыла изумительна и подача – гармония аскетичных форм и цветов рождает изумительные кадры. Метафоричная сцена расплаты на лодке – до мурашек.

0
Фото Константин Симоконь
отзывы:
56
оценок:
64
рейтинг:
88
7

Наткнулся в анонсе "Афиши" в разделе "Скандинавская мистика и фантастика";признаться,я не знаток нордического кинематографа(за исключением исландского фильма "Содом в Рейкьявике" в переводе Володарского),чего не скажешь о музыкальном направлении pagan,где они-лучшие.Напряжённый,слегка вялотекущий фильм о девушке из религиозной семьи,страдающей припадками эпилептического телекинеза и левитации.Из разряда "Кино не для всех".Мне понравилось

0

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией Arthouse

Тельма поступает в университет и впервые начинает жить отдельно от родителей, гиперопекающих христиан. Девушка не поддается соблазнам, не пьет и не курит, но одному соблазну противостоять не может — ей очень нравится сокурсница Аня. Пробуждающиеся чувства и желания внезапно высвобождают ее пугающие темные способности. Когда подруга Тельмы пропадает, девушка осознает, что это может быть ее виной…