Москва

Фильм
Нелюбовь

2017, Россия, Бельгия, Германия, Франция, IMDb: 7.6

7.3
оценить
18+
2 часа 7 минут
Дата выхода в России
1 июня 2017
Дата выхода в мире
1 июня 2017

Психологический триллер Андрея Звягинцева

Свежая картина одного из самых больших современных русских режиссеров выходит в прокат практически сразу после ее премьеры на Каннском кинофестивале. Инспирированная любовью Андрея Звягинцева к «Сценам из супружеской жизни», «Нелюбовь» тоже расскажет о семейной паре, переживающей кризис в отношениях. Брак Бориса (Алексей Розин) и Жени (Марьяна Спивак) давно дал трещину — оба завели любовников на стороне, грезят о новой жизни и в ворохе личных проблем забывают про 12-летнего сына Алешу (Матвей Новиков), который внезапно пропадает. То, что мальчик играет в фильме роль хичкоковского макгаффина (человека, которого все хотят найти), не случайно — по жанру «Нелюбовь» ближе к психологическому триллеру. Напряжение в картине постоянно нарастает, но и саспенс Звягинцев нагнетает по-особому.

Актеры

Режиссер фильма «Нелюбовь»
Андрей Звягинцев
56 лет
фильмов: 12
cпектаклей: 1
Российский кинорежиссер и сценарист. Первой режиссерской работой стали серии «Бусидо», «Obscure» и «Выбор» для российского телеальманаха «Черная комната». Первым полнометражным фильмом Звягинцева, в котором он выступил в качестве режиссера и сценариста, стала драма «Возвращение» об отношениях отца со своими сыновьями. За этот фильм Звягинцев удостоился пяти наград Венецианского фестиваля, в том числе главной — «Золотого льва». Следующий фильм, «Изгнание», вышел через три года, его премьера состоялась на Каннском кинофестивале. Андрей Звягинцев — один из немногих российских режиссеров, получивший признание и известность в Европе. В 2011 году на экранах появился фильм «Елена», его премьера также прошла в Каннах. В 2014 году вышла драма «Левиафан». За нее Звягинцев получил «Золотой глобус» (Лучший фильм на иностранном языке), приз Каннского кинофестиваля (Лучший сценарий) и номинацию на премию «Оскар».
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Станислав Зельвенский
Фото Станислав Зельвенский
отзывы: 1314
оценки: 937
рейтинг: 12241
4

Че такой квелый

Кажется, можно перестать переживать за Россию. Зачем, в конце концов, тратить время, когда рядом есть полный энергии, обладающий возможностями, в расцвете сил человек, который, посмотрим правде в глаза, сделает это лучше. Когда у нас прихватит сердце от очередной несправедливости, когда взгрустнется об онтологическом тупике, в котором оказалась великая страна, разве у нас будет под рукой камера Михаила Кричмана? Андрей Звягинцев, когда-то поставивший абстрактное «Возвращение» и почти комически космополитичное «Изгнание», теперь уверенно держится курса, взятого в «Елене» и развитого в «Левиафане»: он — режиссер фильмов о судьбах родины.

Ходили слухи, что «Нелюбовь» чуть ли не ремейк «Сцен из супружеской жизни» Бергмана; это не так, но автор ссылается на него как на источник вдохновения. И почти первым делом — после, разумеется, обязательных долгих планов с текущей речкой, плывущими уточками, лежащим снегом — бросает нас в эпицентр уродливого семейного скандала. Женя (Марьяна Спивак), около тридцати, менеджер салона красоты, и Борис (Алексей Розин), около сорока, сотрудник отдела продаж, собираются покончить со своим проклятым браком, забравшим у них больше десяти лет жизни. Они уже давно живут порознь, более того, счастливы с другими людьми: от Бориса беременна молодая глупенькая блондинка (Марина Васильева), Женя встречается с богатым и внимательным мужчиной постарше (Андрис Кейшс). Они продают общую квартиру и, в общем, видеть друг друга не могут.

Проблема в том, что у них растет 12-летний сын Алеша, нервный и затюканный мальчик, который никому из родителей особенно не сдался. Бергман в «Сценах» нашел простое и гениальное решение детского вопроса: на протяжении трех (или пяти в полной версии) часов, пока длится фильм, дочери героев вовсе не появляются в кадре, хотя о них регулярно вспоминают; они где-то есть, но родители так поглощены собой, что их как бы и не существует. У Звягинцева в этом месте — тяжеловесная и жестокая метафора. Мальчик сперва есть, а потом его нет: он исчезает, пропадает без вести. Никудышная мать даже не сразу это замечает, поскольку ночами шляется бог знает где.

Фильм о несчастливом браке быстро заканчивается, и начинается — как и было обещано — фильм о родине. Конечно, это не про менеджеров, которые не любят своего ребенка, так же как «Левиафан» не про имущественный конфликт. Это про Россию, которой наплевать на своих детей, о стране без любви — даже в самой простой, инстинктивной ее форме. Звягинцев, при всей своей культурной образности, никогда не чурался грубых ходов, и тут их навалом. Начинается все с невинных обрывков радиопередач в машине, а заканчивается новостями про Донбасс и Дмитрием Киселевым во весь экран. Еще лучше момент, тоже в конце, с героиней на тренажере: только успеваешь подивиться ненавязчивой элегантности и силе общего плана, как Звягинцев переставляет камеру и добрую минуту тычет зрителю в лицо надписью «Russia» на спортивной форме Bosco (удачно получилось, что сразу по-английски!).

В «Нелюбви» представлены все фирменные темы режиссера — православие, блудные родители, мотив многозначительного исчезновения (не новый, конечно, в европейском кинематографе), интимные стрижки, квартирный вопрос. Есть — словно на спор — минутка Тарковского: экскурсия по живописным развалинам турбазы. Как всегда, преувеличенное внимание отдано интерьерам, от брезгливо воссозданной мещанской квартирки до элегантных апартаментов, проникнутых холодом бесчувствия: у обеспеченного любовника Жени в комнате стоит, кажется, береза.

При этом Звягинцев-сатирик по-прежнему может произвести впечатление разве что на интеллигентных иностранцев (хотя в то, что среди них окажется каннское жюри, верится с трудом). Чего стоит искусственная и несмешная — скорее, впрочем, забытая — линия про православную корпорацию (с репродукции иконы камера наплывает на надпись «Отдел продаж», тонко!), где запрещено разводиться. Или чудовищный эпизод в дорогом ресторане, где, о ужас, блондинки делают селфи, раздают свои телефоны незнакомцам, а то и залезают в инстаграм; бедная, бедная Россия.

Что касается Звягинцева-лирика, у него есть, конечно, свои моменты. Но чувства, которые и он, и сценарист Олег Негин, неплохо слышащий устную речь (хотя порой выдающий конструкции вроде «Ты обещал мне счастье, а принес только боль и разочарование»), испытывают к своим героям, находятся в диапазоне от презрения до приветливого равнодушия. Последнее касается волонтеров-спасателей, которые занимаются поисками ребенка при бездействии полиции и как бы призваны символизировать эмпатию. В конечном счете ни один из портретов в «Нелюбви» не идет дальше более или менее искусного шаржа. В том, с какой иронической тщательностью фильм воспроизводит речевые характеристики российского миддл-класса, его манеру одеваться, есть, заниматься сексом, уже в самом выборе профессий главных героев сквозит не участие и не любопытство, а неприятное, нечестное высокомерие. И жесты сочувствия — когда Звягинцев вдруг похлопывает Бориса или Женю по спине — выглядят фальшивыми. Бергман снимал свой безжалостный фильм про себя; Звягинцев снимает про других. В притче про отсутствие любви было бы здорово увидеть хотя бы отблеск этого чувства.

1
0
...
3 апреля 2020

Лучшие отзывы о фильме «Нелюбовь»

Фото roden
Фото roden
отзывы: 20
оценки: 23
рейтинг: 89
9

Нелюбовь - это вирус. Вирус, впитанный с молоком родителей и передаваемый дальше, внушаемый из телевизора и соцсетей. Ведь можно уткнуться в экран, чтобы убежать от реальности. Можно остаться на ночь у любовника/любовницы, забыв о ребенке. Можно жить только собой и своими желаниями, переживая из-за фигуры/кредита/денег. Можно ли? Оказывается да. И можно продолжать жить дальше даже после пропажи ребенка. Это вирус, от которого нет лекарств. Есть антивирус - любовь. Но все меньше остается носителей этого антивируса, а значит общество и люди обречены ((((

34
0
...
1 июня 2017
Фото Елена Харисова
Фото Елена Харисова
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 8
3

Не, не надо идти на "Нелюбовь".
И чего это зрительный зал в Каннах 10 мин стоя аплодировал после просмотра, да ещё приз жюри? ...
Видимо увидели драму, трагедию, а для нас обыденность обыденная.
Как-будто снимали в соседнем дворе соседскую семью...
Проблема " расчеловечивания" показана просто: развод, мать ненавидит 12-летнего сына, потому что никогда не любила мужа; муж ненавидит жену и её мать ; бабуля ненавидит всех.
Он и она пытаются построить новые отношения с другими партнёрами , но атрофия чувств и отчуждение непреодолимы, полная беспросветность...
Такое ощущение , что Звягинцев дошёл до крайней степени документальности, и художественность улетучилось совсем.
Если в "Изгнании", "Елене", "Левиафане" на равне с ужасом от коллизий духовно-нравственной деградации ты получаешь эстетическое удовольствие от фильма, и герои становятся как родные , то здесь тишина...
Все думаю, что возбудило каннского зрителя, может сцена, минут на 10, когда герои смотрят по телеку "пятиминутку ненависти" с Киселёвым про Украину ; или несколько симпатичных картинок серой осени с водичкой , и в заброшенном здании - в стиле Тарковского, а может отсутствие надежды... Не знаю
Пойду почитаю, что люди пишут, наверно упустила что-то , не доглядела...

8
1
...
2 июня 2017
Фото fkdaf8
Фото fkdaf8
отзывы: 46
оценки: 77
рейтинг: 137
7

Пустота, тлен и безысходность, из которых тебя вырывают только внезапные пропадания звука, когда герои произносят матерные слова. А так - кажется что ты не фильм смотришь, а подглядываешь за чужой очень очень плохой жизнью, в которой, вероятно, часть зрителей узнает себя.

7
0
...
1 июня 2017
Фото Gawab Gawabov
Фото Gawab Gawabov
отзывы: 7
оценки: 8
рейтинг: 25
9

Несмотря на искусственную гиперболизацию событий - тут и несчастливые семьи вырастающие одна из другой, и несчастный дети, неумолимо-кармически повторяющие судьбы друг друга, и не показанный, но остро ощущаемый любым русским человеком самодур-начальник, как олицетворение "офисного" рабства, в котором, как вариант, угадывается карикатурный Бойко, и привычные нам в своем цинизме менты, и "черный ящик", изрыгающий потоки ненависти.. Несмотря на все это совмещение, фильм смотрится пугающе правдиво и документально достоверно.
Если абстрагироваться от всех других проблем и художественных обобщений, на которые Большой Мастер: конечно же, имеет право, этот фильм сделал для наших семей больше, чем все наши депутаты, РПЦ и прочие "морализаторы" вместе взятые. Звягинцев заставил нас заглянуть в глубочайшую пропасть вдоль которой мы ходим ежедневно, соскальзываем и проваливаемся, выбираемся и снова усердно наступаем на скользкие кромки. Мы посмотрели до оглушительного отрезвления, леденящего поглощающего ужаса чье-то падение, которое могло стать нашим. Кто-то писал, что после этого фильма хочется обнять собственных детей. Это правда! Лучшая терапия от упреков близким и собственного уныния, Браво, Звягинцев!

6
0
...
5 июня 2017
Фото Ekaterina Valeryevna
Фото Ekaterina Valeryevna
отзывы: 10
оценки: 11
рейтинг: 12
1

Очень странный фильм. Вродк смотрела с интересом, а вроде и думала весь фильм какой кошмар. Слишком психованная женщина , слишком неудачник ее бывший муж, слишком много сцен секса некрасивых, хочется просто закрыть глаза на этот кошмар, после фильма ощущение скорее разочарования , особенно конец убил. В целом, я не советую ходить на этот фильм.

7
1
...
4 июня 2017
Оператор фильма «Нелюбовь»
Михаил Кричман
53 года
фильмов: 10
Инженер-технолог по образованию, инженер кинематографического пространства по призванию — работал с Павлом Лунгиным, Андреем Звягинцевым и Алексеем Федорченко (благодаря сотрудничеству с последним удостоился приза Венецианского фестиваля за операторскую работу в «Овсянках»). Вообще, «Овсянки» стали для Кричмана этапной работой — в плане поиска визуальных решений, эротических сцен, глубины образов. Но больше всего он все-таки известен благодаря сотрудничеству со Звягинцевым: кадры из их фильмов так и просятся быть выставленными в картинной галерее (или быть распечатанными на фотообоях). Высокий статус Кричман подтверждает еще и тем, что сотрудничает не только с отечественными кинематографистами, но и с западными: снимал «Фрекен Юлия» для Лив Ульман и «Скрижали судьбы» для Джима Шеридана. Лауреат национальных кинопремий «Ника» и «Золотой орел».
Краткое описание
«Нелюбовь»
Информация предоставлена компанией Sony Pictures
«Нелюбовь» рассказывает о современной московской семье, переживающей тяжелый, мучительный развод. Главные герои (Женя и Борис) — еще супруги, но каждый из них уже фактически начал новую главу жизни, и потому им не терпится покончить с формальностями и развестись. В череде конфликтов и бесконечных взаимных претензий Женя и Борис пренебрегают своим единственным ребенком, 12-летним Алешей, который чувствует абсолютную ненужность обоим родителям. Неожиданно после их очередной ссоры Алеша исчезает.
В духе «Нелюбовь»