Киноафиша Москвы

Фильм «Довлатов»

2018, Россия, Польша, Сербия

7.1
оценить
Смотрите фильм "Довлатов" на сайте okko.tv от 299 рублей
Без рекламы!
В Full HD
0:00 / 0:00
0:00

Довлатов — трейлер

Смотреть трейлер
  • 16+ 2 часа 6 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода в России:

Лиричный фильм о том, как важно оставаться собой в эпоху застоя

Вслед за «Концом прекрасной эпохи» Станислава Говорухина выходит еще один байопик про Сергея Довлатова — но более лаконичный и конгениальный прозе самого писателя. Режиссером выступил Алексей Герман-младший («Бумажный солдат», «Под электрическими облаками»), для которого 70-е имеют особое значение: его родители (Алексей Герман-старший и Светлана Кармалита) и сами принадлежали к показанной в фильме городской интеллигенции. В картине показано всего шесть дней из жизни Довлатова (сербский актер Милан Марич). Писатель мучается над репортажем для газеты, пытается пристроить свою прозу в литжурнал и делает все, чтобы удержать свою семью от распада. Несмотря на то что в трейлере фильм притворяется комедией в духе Вуди Аллена, перед нами рассказ об удушающей эпохе брежневского застоя, которая сама подталкивает своих героев, Довлатова и Иосифа Бродского (Артур Бесчастный), к эмиграции.

Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Максим Сухагузов
отзывы:
36
оценок:
361
рейтинг:
350
7

Серб и молод

Начало ноября 1971 года, Ленинград накануне празднования Дня Октябрьской революции. В редакциях журналов ждут стихи про нефтяников, в газетах заказывают интервью с поэтом-метростроевцем, в честь неизвестного писателя Платона Нифонтова называют целый корабль, а к его запуску на воду снимают кинобалаган с ряжеными Гоголем, Пушкиным и Толстым. Реальные же писатели, художники и творцы ныкаются по коммуналкам, обивают пороги издательств, страдают от невостребованности, фарцуют, вскрывают вены, пьют.

В этом прокуренном и промозглом лабиринте обитает начинающий Сергей Довлатов (Милан Марич), которому все сложнее выдавливать из себя ироничную улыбку, писать фельетоны и не послать всех на три буквы. Его близкий приятель Иосиф Бродский (Артур Бесчастный) не знает толком, чем его поддержать, так как сам находится на грани, поэтому предлагает чай.

Само собой, в фильме гораздо больше Германа, чем Довлатова. В отличие от «Движения вверх», где действие происходит в те же 1970-е, это не попытка воздвигнуть памятник, а повод заглянуть в важную для автора эпоху глазами героя. «Довлатов» сразу отличается от «Легенды № 17» и других байопиков — здесь нет воспевания чьего-то таланта или конструирования достижений. Довлатов тут скорее наблюдатель, который что-то чиркает на полях, стоя в уголке.

Камера польского оператора Лукаша Зала (визуал оскаровских картин «Ида» и «Ван Гог. С любовью, Винсент») то описывает круги в душных комнатах вместе с Довлатовым, то падает вместе с ним ниц, то не может уместить его в кадр, как будто выдавливая его. В какой-то момент эта позиция даже напрямую проговаривается главным героем. Вообще, это чуть ли не самый внятный и прямолинейный фильм Германа-младшего. Но не стоит сбрасывать со счетов предыдущие германовские наработки — тут они все на месте, нашептывая зрителю на ушко нужные мантры.

На первых порах на роль молодого Сергея Довлатова рассматривался Иван Ургант, но в итоге выбор пал на уютного серба Милана Марича, которого, по словам режиссера, несколько месяцев откармливали пельменями с салом, обольщали русскими девушками и просто вводили в нужное состояние. В итоге некоторая нездешность Марича очень подходит фильму. Точно так же узнаваемые русские актеры вроде Данилы Козловского, Елены Лядовой или Светланы Ходченковой как будто осязаемо не находят себе места в предлагаемых обстоятельствах, выпирают или опережают свое время.

Для Германа-младшего это времена, когда его отец-режиссер снял «Проверку на дорогах», но из-за цензуры фильм 15 лет пролежал на полке, подкосив здоровье и карьеру Алексея Юрьевича. В фильме Довлатов говорит, что такие, как он, как будто не существуют для страны, их тексты никому не нужны, их реальность выведена за рамки, в городе он ходит, как призрак, в семье он тоже почти что отсутствующий элемент. Даже куклы для дочери, которую он ищет весь фильм, в итоге тоже нет. В фильме есть сцены, где Довлатову пытаются на пальцах объяснить законы драматургии и подсказывают, как и что лучше написать, пристают с античной литературой, пока окончательно не выведут его из себя. Как и сейчас, искусством пытаются управлять, государство национализирует поэтов и просит писать что-то посветлей. Конечно, тут Герман-младший проговаривает важные и актуальные для себя вещи.

Для фильма о писателе в «Довлатове» текст довольно странно работает со зрителем: либо всплывает большими познавательными титрами, либо забрасывает бесконечным неймдропингом. Не проходит и двух минут, чтобы с экрана не прозвучало имя хотя бы одного писателя и художника, что, наверное, закономерно для фильма, в котором фамилия писателя выведена в само название. Есть какие-то шуточки для своих, но большинство имен лепят, чтобы любители филологических каламбуров не переставали хихикать в зале.

Гораздо интереснее, как со зрителем без всяких слов разговаривает вещественный мир фильма. Художник-постановщик Елена Окопная снова создала для Германа-младшего удивительную предметную вселенную. Окружение Довлатова постоянно торчит какими-то вертикальными конструкциями, остовами, штырями, прутьями, как будто его до сих пор окружают лагерные вышки (они ему снятся), колючие проволоки или обглоданные скелеты. «Скелетики, скелетики», — пробормочет будто бы случайный мальчик в кадре, но, как известно, у Германа такие фразочки и составляют основную ткань фильма. И вот уже в кадре появляются кости детей, погибших в бункере во время войны и обнаруженных только сейчас во время стройки станции метро.

«30 лет уже прошло с войны», — так же впроброс подмечают в этом эпизоде, но, как и в предыдущей картине Германа-младшего «Под электрическими облаками», здесь тоже чувствуется призрачное присутствие войны, которая неясно — то ли прошла, то ли осталась, то ли будет. И кровь обязательно прольется в фильме. Смерть следует за героем по пятам, как и он в одной из сцен обхаживает выкинутые на макулатуру кипы рукописей литературных изгоев, будто это могилки. Это ощущение вне времени, где нет ни прошлого, ни будущего, подчеркивается снами Довлатова, который то видит Брежнева с Фиделем Кастро, то возвращается в годы своей службы в лагере, где не различал солдат и заключенных. В этой закольцованности показанный Ленинград 1970-х — тоже какая-то полуявь.

Очаровавшись другой берлинской премьерой «Остров собак», во время просмотра «Довлатова» я невольно стал замечать собак, появляющихся в кадре. С самого первого эпизода рядом с Довлатовым на кровати стоит кудрявый фокстерьер. Потом Довлатов выгуливает песика на поводке по утреннему Ленинграду. И чем дальше шел фильм, тем больше собак появлялось в кадре. Не навязчиво, а так, по-германовски, вполглаза. Вот кто-то тявкает за кадром, вот пробежал еще один на заднем плане, а вот величаво тащат на поводке целую ораву псов. А когда в кадр ввели огромного далматина, я уже не выдержал — это не может быть случайно! Ведь это же нужно специально привести пса на съемочную площадку, протащить его именно здесь как будто бы просто так. Нет, тут явно что-то нечисто.

Метафора того, что система держит на поводке таких, как Довлатов? Или они сами себя держат? Вот Довлатов на экране в очередной раз поправляет свой шарфик на шее, в который он кутается на протяжении всего фильма, забирает его у перепутавшего художника, а чем ближе к концу, тем больше распутывает узлы на шее и глядит на мир свободней, щенячьим взглядом сербского актера Марича. И картина складывается.

34
0
...
19 февраля 2018

Лучшие отзывы о фильме «Довлатов»

Фото Максим
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
42
3

Сходили на Довлатова…
Двухчасовое унылое г..но! Циничная спекуляция Алексея Германа Бесконечно Младшего на фамилии моего любимого писателя. Кроме названия фильм не имеет к Довлатову никакого отношения.
Очевидно стремление режиссера снять унылое г..но было на столько сильным, что предмет не имел уже никакого значения. С таким же успехом его можно было назвать Пушкин или Брежнев. Левиафан Звягинцева это просто праздник жизни по сравнению с этим...
И актеры вроде замечательные, но эта театральная переигранность, эта убивающая очерёдность монологов, когда один актер не начинает говорить пока не закончит другой, эти унылые тона того же цвета что и суть работы.
И это фильм об искрометном, ярком и самобытном писателе с воинствующей иронией и фантастическим чувством юмора.
Уверен, что человек, не знакомый с творчеством Довлатова и пришедший на фильм, никогда не захочет его прочесть.
Слава Богу фильм идет в прокате всего 4 дня.
Уверен, что по той же причине, что и Левиафан, фильм ожидает успех заграницей. Там любой ушат помоев на голову отечества удостаивается поощрения. Фильм оказался той самой политикой, вне которой хотел творить герой.

42
0
...
2 марта 2018
Фото Алексей  Соловьянов
отзывы:
57
оценок:
61
рейтинг:
116
3

..как можно снять такое нудное неинтересное кино про такого ироничного писателя, как Довлатов..?
конечно же я не ожидал от мл.Германа "задорного" фильма.. но чтобы так..)

понимаю, фамилия обязывает снимать кино.. но деградация налицо.. от фильма к фильму..

тот случай, когда природа взяла паузу..
извините.

14
0
...
2 марта 2018
Фото Мария Амелина
отзывы:
17
оценок:
68
рейтинг:
32
3

Очень унылое кино, атмосфера безнадёги и непроходимой тоски присутствует в каждом кадре фильма, безусловно, здесь твёрдая пятерка создателям. Но я не понимаю, как ироничный писатель Довлатов мог сформировать свой неповторимый стиль в таких реалиях. Если делать выводы из фильма, то гнетущая атмосфера советской эпохи застоя поглотила его полностью (как и всех присутствующих в зрительном зале). К сожалению, половину сеанса я боролась со сном(((.
Пошла перечитывать прозу Довлатова! Удовольствие от прочтения гарантировано!

9
0
...
2 марта 2018
Фото Oksana Chernukha
отзывы:
2
оценок:
1
рейтинг:
10
1

Чудовищная тягомотина. Тоска смертная, но с претензией на эстетику Германа-старшего... Если бы не в кино, не досмотрела бы...

9
0
...
1 марта 2018
Фото Tаня @
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
10
1

Вымученное кино,выдержали половину и то,только потому что сидели в центре зала и не хотелось беспокоить других. Довлатова очень люблю.Обидно, когда его именем назвали фильм совершенно тусклый и бесцветный. Пару лет назад смотрела Конец прекрасной эпохи о Довлатове,снятый Говорухиным. Какой контраст! Отличное кино. А этот распиаренный фильм полностью меня разочаровал. Жаль потраченного времени.

8
0
...
2 марта 2018

Галерея
Добавить фото

Информация от прокатчика «Довлатов»

Информация предоставлена компанией Walt Disney

Фильм о нескольких днях из жизни писателя Сергея Довлатова в Ленинграде начала 70-х годов накануне эмиграции его друга, будущего лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского. Это круговорот из парадоксальных и смешных ситуаций. Столкновение с криминалом, светская и литературная жизнь Ленинграда, киностудия «Ленфильм», музыка, чтение стихов, ремесло журналиста, страстное желание купить для своей дочери куклу, которую не достать нигде. В череде жизненных коллизий, иногда смешных, а иногда пронзительных, мы открываем для себя жизнь тонкого, блестящего, ироничного человека, который выбирает свой творческий путь, чтобы позже превратиться в одного из самых популярных русских прозаиков XX века.