Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль
Парк развлечений Погружение
Парк развлечений Погружение
Парк развлечений Погружение

Средняя оценка: 2.3 из 5

Голосов: 6

Проголосовать
Этот фильм не идет в кинотеатрах

В руки школьнику-изгою Лайту (Нат Вулфф) попадает тетрадь смерти — собственность бога смерти Рюка, которая работает по следующему принципу: стоит в нее вписать чье-нибудь имя — и этот человек умрет. Чтобы произвести впечатление на понравившуюся ему девушку (Маргарет Куолли), юноша с азартом начинает истреблять преступников (а затем не только их). Пока американцы подбирались к манге Цугуми Обы и Такэси Обаты, в Японии уже вышли одноименный аниме-сериал, дорама и несколько игровых фильмов, которые прилежно пересказывали содержание литературного первоисточника. Адам Уингард («Гость», «Ведьма из Блэр: Новая глава») решил идти другим путем: он практически полностью отказался от оригинального сюжета и сконструировал на его материале собственную историю — с креном в сторону тинейджерской мелодрамы. Но мелодрама эта у него получилась не очень. В итоге острые находки манги в американской экранизации перестали работать, а привнесенные в «Тетрадь смерти» свежие элементы оказались лишними и надуманными.

Рецензия «Афиши»

Оценка: 3 из 5
Спасибо! 1
Евгений Ткачёв

655 рецензий · 4387 оценок · 1144 спасибо

Неудачная американская адаптация японской манги про школьника, детектива и бога смерти Рюка

На школьном поле футболисты кидают мяч, чирлидерши оттачивают движения, а местный изгой Лайт Тернер (Нат Вулфф) делает за деньги домашку другим ученикам и заглядывается на красотку Мию Саттон (Маргарет Куолли). Привычный ход вещей нарушает резко испортившаяся погода — и блокнот, упавший с неба. Как довольно быстро выяснит Лайт, это не какой-то хипстерский молескин, а самая... Показать полностью

Неудачная американская адаптация японской манги про школьника, детектива и бога смерти Рюка

На школьном поле футболисты кидают мяч, чирлидерши оттачивают движения, а местный изгой Лайт Тернер (Нат Вулфф) делает за деньги домашку другим ученикам и заглядывается на красотку Мию Саттон (Маргарет Куолли). Привычный ход вещей нарушает резко испортившаяся погода — и блокнот, упавший с неба. Как довольно быстро выяснит Лайт, это не какой-то хипстерский молескин, а самая настоящая тетрадь смерти: стоит в ней написать чье-нибудь имя — и этот человек (например, третирующий главного героя хулиган) непременно умрет. «Ты же этого хочешь, давай», — скажет ему через плечо материализовавшейся из воздуха синигами, скучающий бог смерти, Рюк (Уиллем Дефо), специально скинувший тетрадь на Землю, чтобы порезвиться.

Оригинальная «Тетрадь смерти» — аниме, которое силами самих японцев уже было превращено в игровое кино, — история, в которой сплелись запутанный детектив, подростковая мелодрама и философско-психологический трактат, серьезно отдающий достоевщиной. Амбициозный старшеклассник Лайт Ягами, сын полицейского, став обладателем тетради, решает проверить, кто тут тварь дрожащая, а кто право имеет. Впрочем, в своей (анти)героической ипостаси Лайт близок не только к Родиону Раскольникову, но и к преступному гению Мориарти. Собственно, «Тетрадь смерти» концептуально выглядит как «Записки о Шерлоке Холмсе», рассказанные с точки зрении Мориарти, где Холмс (в аниме его зовут L) гибнет в середине повествования, а центральные вопросы мультсериала сводятся к тому, можно ли во имя благой цели убивать людей, даже если они преступники? И что будет, если маленький человек заиграется в Бога?

Сложные вопросы, на которые хитрый хоррор-мейкер и мастер жанровых конструкций Адам Уингард не собирается отвечать. В игровой, максимально вестернизированной версии «Тетради смерти», он уверенной рукой выносит проблемы этики за скобки — и мастерит молодежный психологический триллер, в котором можно найти элементы как мамблкора (от to mumble — «бормотать»), так и мамблгора (mumblegore) — двух жанровых новообразований нулевых, из которых он вырос.

Подробнее про мамблкор «Афиша» когда-то писала тут, но если коротко: в начале двухтысячных в Америке хипстеры на бытовые приборы и в спартанских условиях начали снимать ультрадешевое, натуралистичное и разговорное DIY-кино про себя и своих друзей, и за это их прозвали бормотологами. Вскоре от мамблкора отпочковался мамблгор — бормотологический хоррор, характерным адептом которого после «Черепа на колесах» и стал Уингард.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что его Лайт выглядит как типичный герой бормотологического фильма — одинокий молодой человек, влачащий бесцельное существование, не способный сформулировать, чего он хочет от жизни, и испытывающий трудности в романтических отношениях с противоположным полом. В отличие от своего японского прототипа он использует тетрадь не для того, чтобы изменить мир (для этого ему просто не хватит амбиций), а чтобы закадрить красивую чирлидершу Мию. В аниме ее звали Миса Аманэ — и, наоборот, это она была увлечена Лайтом.

Впрочем, в американской вариации переосмыслению подверглись не только Лайт и Миса, но и образ полицейского L, охотящегося за владельцем тетради смерти. В интерпретации Уингарда он сменил цвет кожи (на черный) и из гениального и аутичного детектива превратился в истерика (Кит Стэнфилд), который из кожи вон лезет, чтобы доказать свою интеллектуальность, однако в конце фильма бросается бегать по городу с револьвером, угонять машины, вламываться в чужие дома и демонстрировать, что не лыком шит. При этом сама тетрадь стала играть роль не двигателя сюжета, а топора из сказки про кашу из топора. В фильме это самый бесполезный предмет, выступающий лишь катализатором для выяснения отношений между мальчиком и девочкой, Лайтом и Мией. Пока они спорят за право обладания ею, вокруг них происходит уже упомянутый мамблгор: люди погибают пачками — и, как правило, не самым приглядным образом.

Неприглядным образом в этой ситуации выглядит и режиссер. Уингард, классно переосмысливший карпентеровский «Хеллоуин» в обласканном критикой инди-триллере «Гость», снявший изобретательный хоррор «Тебе конец!» и неглупый, по-своему изящный мета-сиквел «Ведьмы из Блэр», конкретно облажался.

Его постмодернистский метод (разобрать на кусочки какое-нибудь культовое явление, чтобы собрать из него нечто свое) здесь дал сбой. Однако, справедливости ради, заметим, что самая слабая сторона «Тетради смерти» все-таки не режиссура, а сценарий. Стараниями его авторов (а их у фильма трое — знак, который часто не сулит ничего хорошего, особенно когда среди них нет постоянного сценариста Уингарда Саймона Барретта) конфликт оказался смещен с морально-философских диллем на личные взаимоотношения экзальтированных подростков, а интеллектуальная детективная притча обернулась набившим оскомину young-adult-триллером об очередном потерянном поколении, в котором никого не жалко. Уингард с присущим ему талантом и оригинальностью изо всех сил старается сделать эту историю яркой, напряженной и интересной, но постоянно натыкается на сильное сопротивление материала. Это просто не его материал — пусть лучше дальше снимает хитро сконструированные хорроры и триллеры.

В этом году на экраны вышли сразу две англоязычные постановки нашумевших аниме: «Призрак в доспехах» и «Тетрадь смерти». Но если авторы «Призрака», хоть и за счет чужих художественных средств, сумели рассказать свою историю (вместо кино про душу у киборгов у них получилась картина про майора, у которой отняли ее жизнь), то создателям «Тетради» удалось лишь придумать нескучный полуторачасовой экшн-марафон, выглядящий как необязательный фанфик к оригинальному аниме. Очевидно, на Землю с небес просто упала не та «Тетрадь смерти» — вот уж, наверное, Рюк повеселился.

Скрыть

Отзывы пользователей

Сюда пока никто не добрался. Оставьте свою рецензию и станьте первым!

Плейлист 20 лучших песен Долорес О’Риордан

Квест про женскую логику

Страшнее, чем у Стивена Кинга: игры про потусторонние миры, зомби и особняки с привидениями

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Как по-настоящему: игры с впечатляющими декорациями и невероятными спецэффектами

Главный куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева рассказала «Афише Daily»,...

К началу года проверьте судьбу любимых сериалов сезона: не всегда легко вспомнить, какие из них...

18 января начинается американский фестиваль независимого кино «Сандэнс» с ворохом свежих фильмов,...

Видео от Little Big Production шутит над самыми узнаваемыми символами Америки под удалой алкопанк...