Фильм

Фильм Мамочка

Mommy (2014, Канада), IMDb: 8.1

7.6
8.1
1/14

Повторение истории о проблемах яблока с яблоней

Непутевая мать забирает своего еще более непутевого сына из интерната, но его вспышки немотивированной агрессии расстраивают планы воссоединившейся семьи. В свои 25 лет канадский режиссер снимает уже 6-й фильм и, похоже, начинает движение по второму кругу. «Мамочка» очевидным образом перекликается с нашумевшим дебютом Долана и повторяет неприятную мысль о том, что отношения сына и матери сложнее квантовой физики. От полного самоповтора картину отличает бесполезный вертикальный экран и более плотное повествование. В 2014 году «Мамочка» получила приз жюри Каннского фестиваля, но если вспомнить, что повторение — мать учения, то в контексте творчества Долана получается очень странная динамика.

СтранаКанада
ЖанрыДрама
РежиссерКсавье Долан
Продолжительность2 часа 18 минут
Дата выхода22 мая 2014
Дата выхода в России13 ноября 2014
Возрастное ограничение16+
Долан родился в Монреале, крупнейшем городе франкоязычной провинции Квебек (Канада). Его отец — актер египетского происхождения, поэтому в начале своей карьеры (которая складывалась преимущественно на телевидении) Ксавье подписывался на титрах как Долан-Тадрос. Гиперактивный характер юноши не позволил ему окончить школу, поэтому своими университетами режиссер называет семинар сценарного мастерства Роберта Макки и курс английского языка по методике «Берлиц». Дебютировал в 20 лет драмой «Я убил свою маму», которая через пять лет получила тематическое продолжение в картине «Мамочка» про непростые взаимоотношения матери-одиночки и ее буйного сына. Помимо содержания фильм был интересен формалистским обрамлением: Долан использовал формат изображения 1:1 (когда ширина и высота образуют ровный квадрат), поэтому экран в картине — это и замочная скважина, за которой мы по-вуайеристски подглядываем за героями; и рамки, в которые заключены персонажи; и пространство, в котором им тесно. Среди других работ талантливого канадского самородка: мелодрама «Воображаемые любови», драма про транссексуалов «И все же Лоранс», триллер по пьесе Мишеля Бушара «Том на ферме» и экранизация еще одной пьесы, на сей раз Жан-Люка Лагарса, «Это всего лишь конец света». Долан не только многократный лауреат Каннского фестиваля и премии «Сезар», но и открытый гомосексуалист, поэтому в его фильмах немало места отведено вопросам нетрадиционной сексуальной ориентации и гендерной идентичности.
7Quebec, такой Кебек

Она может быть замужем, или вполне открыто презирать мужчин, возможно, даже обладать тем внутренним стержнем, которого большинство представителей sexe forte лишены. Сейчас она может быть погружена в экзистенциальный вакуум пустой кухни, а в следующей сцене оказаться среди заполненных сырами и покупателями полок гипермаркета - и тут уж и не сразу определишь, что среди этих двух данностей первично в своей предметной значимости. Она может пытаться найти ключи к дверям, которые ведут в души окружающих ее людей, или же резко плюнуть бычок от сигареты в лицо. Внешне такая сильная и уверенно раздвигающая привычные рамки и стереотипы отношений - среди как всегда прекрасно подобранынных Доланом песен и образов - она попытается организовать свою жизнь, невольно втягивая в нее сына и соседей, забрасывая их в барабан стиральной машины, она закурит и сделает свой выбор между деликатной стиркой и отжимом. Фоном этому выбору станет несколько неожиданное смещение Долана в сторону размышлений о семье - отходя от сексуальных переживаний он будто бы взрослеет, отдавая главную роль не себе и набрасывая аккуратный портрет альтернатвного восприятия таких казалось бы привычных категорий, как семья, дружба и любовь - рамки их будут стерты вечным и всегда актуальным размышлением о том, что мы практически не меняемся в нашей жизни, позволяя себе лишь иногда выбирать другие маски для того, чтобы умирать и возрождаться, повторять привычные жесты, совершать одни и те же ошибки, раздвигая руками границы мира и позволяя скрытому в нас навсегда ребенку вырываться наружу, глубоко дышать и издеваться над классическим французским. Так мы боремся со своим внутренним я, но, будучи не в состоянии обмануть самих себя, неохотно вскидываем белый флаг.

19 ноября 2014
9

Ближе к концу фильма хотелось крикнуть: "Сукин ты сын !" Как же можно было так поступить со зрителем, дав надежду, показав будущее которого нет. Словно ножом режут вены не на экране, а тебе. И так больно. Больно от непонимания. Что делать, когда не верят в твои чувства, и проявления любви ? А подарки от сердца не принимают, а задают вопросы. И ты ищешь поддержку у окружающих и не находишь ее. Как передать, что не хватает отца ? Ты чувствуешь свою мать, как ни один из мужчин, окружающих ее. Герой фильма любит свободу так, что границы мира словно экран кинотеатра расширяются. Долан, это имя, которое теперь связано с новыми открытиями. Имя которое многие теперь будут ждать снова и снова на экранах.

16 ноября 2014
9

Темпераментная драма о том, как проблемы чужой семьи помогают решить проблемы собственной. Герои со своими очаровательными и устрашающими странностями такие "живые", что им невозможно не сопереживать. Такой эффект погружения делает их на 2 часа твоими родственниками. Техническая часть - не просто цветопередача и звуковые волны, а гармоничное сопровождение эмоций. Долан, удачи в погоне за "Оскаром"!

10 декабря 2014
9

«Все скептики будут посрамлены».

Развеселая молодящаяся татуированная вдова Диана (Дай) вынужденно забирает своего сына Стива из интерната для трудных подростков.
Стив не просто катастрофа в пубертате – он болен СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Его неконтролируемые вспышки агрессии опасны для него самого и окружающих.
Диане и Стиву Деспре (похоже, от французского дезеспере (безнадежные)). предстоит научиться существовать под одной крышей.
Мать и сын провоцируют друг друга, кричат и даже дерутся. Эмоции бьют через край. Все чувства доведены до предела. Бешеный темперамент обоих вытесняет из кадра все остальное. Они так чувствуют друг друга, так болезненно привязаны друг к другу, как будто одни на свете: у нее есть он, а у него – только она.
По соседству проживает Кайла, бывшая училка, которая вследствие психологической травмы становится заикой и вынуждена на неопределенный срок оставить профессию. Серая депрессивная мышь, весь дом которой как будто затянут паутиной печали на фоне безжизненного мужа и замкнутой дочери. Для Кайлы сумасшедшая семейка безнадежных – буквально глоток кислорода, возможность выбраться из депрессий и побыть самой собой.
Диана нанимает Кайлу заниматься уроками со Стивом, и трагический треугольник складывается.
Весь фильм – драма от начала до конца с небольшими передышками на счастливую эйфорию троицы: мысленно съеживаешься и ждешь, когда мина замедленного действия наконец рванет.
Фильм снят в формате 1:1 инстаграма - напоминает подглядывание в замочную скважину: это буквально взрывает тесное пространство кадра изнутри. Переходы на широкий экран сопряжены с ощущением бесконечного счастья и надежды, что все еще может быть хорошо.
Клиповая нарезка кадров из воображаемого будущего и прошлого смотрится на надрыве и с комком в горле.
«Мамочка» -это история о беззаветной, безграничной любви матери и ребенка. Она не поддается объяснению и логике, здесь нет места осуждению. Невозможно выбрать, кто прав, а кто нет. Каждый герой понимает правду по-своему, видит происходящее под своим углом зрения. Невозможно примкнуть к кому-то одному из них. Жалко их всех и почему-то себя заодно.
В финале хочется вскочить, рыдать и кричать вместе с героями. Сопереживание размывает все границы. Остается не стесняясь утирать слезы рукавами и слушать финальные аккорды «Борн ту дай».
25-летний мальчишка Долан прочувствовал, написал и снял так, как не дано многим именитым режиссерам. Действительно, говоря словами главной героини фильма «все скептики будут посрамлены». Долан, чертов гений, снимай еще!

27 ноября 2014
7

Мать, сын и соседка

Ваша любовь не может его исцелить (с)

Диана забирает своего сына из интерната и хочет начать с ним все заново. Но оба давно привыкли жить по собственным правилам, каждое их действие на встречу друг к другу сталкивается то с внешними факторами, то со вспышками гнева, одолевающими Стива. Все постепенно приходит в норму, когда к ним начинает заходить соседка Кайла, которая берет на себя домашнее обучение Стива.

25 летний Ксавье Долан представляет на суд зрителей и критиков свой шестой фильм. «Мамочка» это скорее закрепление успеха, чем шаг назад или вперед. Режиссеру удается с легкостью представить публике героев, почти незаметными движениями. Долан безмерно любит своих героев, какими сумасшедшими бы они не казались на первый взгляд.

Несмотря на то, что Ксавье в первую очередь важны эмоции, краски, картинка, актеры и музыка, у проекта получились прекрасные диалоги, продуманный и держащий до самого финала сюжет и умело прописанные герои.

Оператор «Пожаров» и предыдущего проекта Долана «Том на ферме» создал завораживающий мир непохожий ни на что. Андре Тюрпен снял фильм в формате инстаграмма, то есть прямоугольной картинки. Позволив публике не отвлекаться на ненужную мишуру, а четко следовать за героями и только в моменты их выхода из своих ракушек, экран раздвигается, и зрители видят картинку целиком.

Актерское трио сыграло на высочайшем уровне, пронзительно и ярко отыграв каждую сцену. Долан на этот раз решил не участвовать в фильме как актер, полностью отдав все силы режиссуре, что, несомненно, пошло картине на пользу.

Проекты Долана всегда снабжены отменными саундтреками , дерзкими, хлесткими, усиливающими эмоциональную составляющую стократно.

«Мамочка» чудесная работа Долана и его команды. Режиссер с каждой новой картиной приобретает опыт и понимание того, что он хочет показать и рассказать своему зрителю. Его фильмы затянуты из-за того, что Ксавье есть о чем говорить, и он каждый раз хочет вкладывать в них все, что накопилось в нем. В «Мамочке» ему спокойно можно было останавливаться на первом финале, и мыслей после него было бы больше, и картина в целом воспринималась органичнее. Но, таков уж Ксавье Долан, ему нужны эмоции, надежда и невероятная вера в своих героев.

16 октября 2014
Все отзывы
Читайте также
110 самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
110
самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
30 ноября 2020
Трудности пубертата: какие фильмы посмотреть, чтобы лучше понять подростков?
Трудности пубертата: какие фильмы посмотреть, чтобы лучше понять подростков?
23 апреля 2020
10 фильмов про отцов и детей — от режиссера Ивана И. Твердовского
10
фильмов про отцов и детей — от режиссера Ивана И. Твердовского
10 октября 2018
«Паразиты» vs «Игра в кальмара»: какая южнокорейская сатира на капитализм круче?
«Паразиты» vs «Игра в кальмара»: какая южнокорейская сатира на капитализм круче?
30 ноября 2021