Король Лир





















Трансляция трагедии в постановке Сэма Мендеса
С тех пор как лондонский Национальный театр придумал играть свои спектакли разом на весь мир, соответствующим образом изменился и контент. Дошло до того, что премьеру «Короля Лира» здесь выпускает голливудский умница и оскароносец Сэм Мендес, тот самый, что снял «Красоту по-американски», «Дорогу перемен» и последнего «Джеймса Бонда».
Театр, на мой взгляд, это такое существо, чувствовать биение сердца которого желательно чувствовать, сидя непосредственно в зрительном зале. Но если возможность приобщаться к прекрасному, но далекому искусству - это сеанс в кинотеатре, то грех этим не воспользоваться.
Это уже второй мой поход на постановки британских театров, которые показывает Театр HD. И пока что британцы не разочаровывают. Я с нетерпением жду, когда начнутся трансляции "Бури" Шекспира, чтобы в первых рядах прийти и посмотреть на это произведение-завещание великого драматурга, поставленное в "Глобусе".
Вернемся к Королю Лиру. Постановка, на мой взгляд, выдержана в духе Шекспира, но действие из «легендарно относимого к IX веку до н. э.» перенесено в относительную современность. Король Лир, которого великолепно сыграл Саймон Расселл Бил (для тех, кто смотрел четырехсерийный сериал Hollow Crown по 4 пьесам Шекспира - Ричард II, Генрих IV, части 1 и 2, и «Генрих V» - он знаком по роли Фальстафа), в начале пьесы изображён как эдакий диктатор. Это в первую очередь подчеркивает как военная форма, так и то, как обыграна вся сцена разделения страны между дочерьми. В какой-то степени она напоминает трибунал.
В начале пьесы, когда Лир, разозлившись на младшую дочь, Корделию, за отказ льстить ему, выгоняет её, а также посмевшего заступиться за неё графа Кента - он вызывает злость и презрение. Но по мере развития сюжета, когда его старшие дочери предают его, Лира становится жалко. Когда от огромной свиты остается лишь несколько человек: шут, граф Кент, переодетый в моряка и поступивший на службу к королю, да бедняга Том (на самом деле сын графа Глостера Эдгар, прячущийся под маской сумасшедшего нищего). На помощь отцу приходит и изгнанная им Корделия.
Но поверьте, не стоит ждать счастливой развязки. В конце концов - это же Шекспир.
На протяжении всего спектакля зал сидел в полнейшей тишине. Ни звука, ни шороха. Из входящих в зал я увидела только одного человека с попкорном. Всё-таки люди понимали, куда пришли.
После окончания трансляции в душе была какая-то буря, многое наталкивало на размышление. На попытку осознать и увидеть. А это - отличный знак. Если после просмотра театральной постановки у Вас в душе такое смятение, то значит постановка добилась необходимого эффекта - она Вас зацепила.
О поведении короля Лира очень интересно рассказывают в антракте спектакля (который в целом длится примерно 15 минут). О том, что им движет, почему он разделяет земли, о причинах его странного и агрессивного поведения. К сожалению, и об остальных персонажах хотелось бы услышать поподробнее, но увы - время ограничивает.
Кстати о времени на заметку: вместе с антрактом спектакль идёт три с половиной часа. Так что будьте готовы к этому.
В целом, постановка прекрасна как игрой актеров, которые все вжились в свои роли на все сто, так и декорациями и создаваемой атмосферой. Зрелище не для романтического вечера, но для возможности покопаться в себе. Если Вы хотите по-настоящему приобщиться к британскому искусству - спектакль для Вас!
Стоимость билета в кассах: 600 р., если покупаете билет онлайн - 660 р.
Честно говоря, я думаю, что Сэм Мендес просто не умеет делать плохо. И "Король Лир" с такой геометричной, "вневременной" сценографией, с таким упрощением до современного облика, что остается только психологическая драма, - это просто очень круто и очень точно.