Фильм

Фильм Проклятый путь

Road to Perdition, США, 2002
Проклятый путь – афиша
1/7

Криминальная драма Сэма Мендеса

Промозглой зимой 1931 года 12-летний поклонник криминальных книжек с картинками внезапно узнает, что его благополучный отец — мафиози, рэкетир и убийца. Попытка первой кинотрагедии, снятой на основе комикса, у Мендеса («Красота по-американски») не задалась — несмотря на выверенность пластики фильма все испортил Том Хэнкс в роли отца: он пыхтит, давит на слезу и превращает эстетскую затею в грузную кинолекцию об общечеловеческих ценностях.

СтранаСША
РежиссерСэм Мендес
Продолжительность1 час 57 минут
Дата выхода12 июля 2002
Дата выхода в России27 сентября 2002
Возрастное ограничение16+
Самые ожидаемые события
Рецензия «Афиши» на фильм «Проклятый путь»

Рок-Айленд, промозглая зима 1931-го. Печальный мальчик двенадцати лет с огромными черными глазами меряет распутицу на велосипеде, носит клетчатую кепку Шерлока Холмса, курит, спрятавшись за голой осиной, трубку и читает по ночам криминальные книжки с крупным шрифтом и большими картинками. Он не подозревает, что фантазии, которые так занимают его, — на расстоянии невытянутой руки. Пожелав узнать, кем работает его отец, мальчик прячется в багажнике авто и наблюдает сцену прямо из своей книжки: отец с подельником сначала наезжают на зажиточного поселянина, а потом его убивают.

Каково это, будучи поклонником Шерлока Холмса, узнать, что твой отец — профессор Мориарти? Из читателя криминальных книжек превратиться в участника событий, которые вызывают кровь, ужас и слезы и которые не покидают тебя в миг, когда ты закрываешь книжку? Крайне интересно узнать, как разрулит конфликт Сэм Мендес, дебютировавший в режиссуре три года назад «Красотой по-американски». «Проклятый путь» — самый долгожданный второй фильм года: на карту поставлены шесть «Оскаров» «Красоты» и ее слава первого великого сатирического киноромана со времен «Дорогой». Мендес и в этот раз оригинален. Его затея интригующа — впервые в истории снять экранизацию комикса как трагедию. В основу легла популярная в США гангстерская сага в картинках о Чикаго начала 30-х. Воплощение под стать: Мендес создал мрачную движущуюся гравюру, каталог застывших, словно под ледяным ливнем, кадров, попросив от актеров абсолютно условной игры. Пол Ньюмен, например, в роли местного главаря имитирует севший голос Брандо в «Крестном отце». А Джуд Лоу в роли наемного убийцы-фотографа и вовсе кажется гуттаперчевым мальчиком из кровавого гиньоля.

И тут на чуткое режиссерское ухо Мендеса наступил медведь — в лице обладателя двух «Оскаров», самого молодого обладателя премии Американского киноинститута за вклад в киноискусство, медали ВМФ США, отца мальчика по имени Честер и мальчика по имени Труман («верный»), потомка Авраама Линкольна — актера Тома Хэнкса. Он играет отца мальчика. Фильму он оказывает ту же услугу, что Мориарти Холмсу: топит.

Хэнкс — главное препятствие, которое никогда не позволит мне понять Американскую киноакадемию. Или разделить чувства, испытываемые американским народом. Они — Академия и народ — его обожают. Я — ненавижу.

Хэнкс мыслит кино как гражданский акт. Его речь, произнесенная по случаю вручения ему «Оскара» за роль гея-адвоката, больного СПИДом, вбила кол в сердце свободы слова американцев в отношении сексуальных меньшинств: отныне они все хорошие; так же хороши априори были для советского народа генсеки КПСС. Последовавший «<a href"http://www.afisha.ru/movie/175849/">Форрест Гамп</a>» отменил само понятие недееспособности: принцип «от каждого — по возможности, каждому — по потребностям» был узаконен вторым «Оскаром» Хэнкса. Не факт, что режиссеры Демми и Земекис мыслили свои соответственно мелодраму и сатиру как гражданские высказывания; Хэнкс помог выбить из них художественную душу.

Впрочем, когда речь идет о фильмах, затрагивающих проблемы общества, можно ожидать крена в область лекции, а не искусства. Но с тех пор как Хэнкса одарили «Оскарами», он стал играть любую роль — как последнюю, топча любые жанровые соблазны. В прошлом году он умудрился даже «Робинзона Крузо» превратить (в фильме «Изгой») в двух с половиной часовое нечто, полное дутой значимости, семейных и общечеловеческих ценностей.

В «Проклятый путь» он вошел грузно, тяжело дыша под подложным животом, муляжным носом и наклеенными усами, подозрительно оглядывая углы живописного кадра: нет, как же это он будет играть в какой-то стилизации? Он надуется, пустит слезу и заставит зрителя размышлять на тему отцов и детей, кровного и духовного родства, ответственности перед подрастающим поколением и т.п. Тонкие материи, которые хотел изучить Мендес, все эти «что происходит, когда фантазия становится реальностью», ему не по масштабу.

Так что остается сидеть и наблюдать, как хэнксовский гуманизм цветами зла пожирает эмаль филигранно сконструированных кинокадров, фильм становится невообразимо длинным и тяжеловесным. Посреди фильма — надо же было о чем-то думать, чтобы не заснуть и не сойти с ума от тоски, — мне вспомнился дурацкий анекдот. Звонок в дверь. Мужик открывает и видит амбала в маскарадном костюме Винни-Пуха, который направляет на него дуло и говорит: «Поздравляю с днем рожденья. Желаю счастья в личной жизни!» Пух!!! Вот так и Хэнкс в «Проклятом пути»: и страшно, и за чужую глупость неудобно.

1 октября 2002
9

"Простите за грубость, сэр"..., но рискну утверждать, что предыдущие ораторы ни черта не поняли в этой картине. Фильм не об Америке 30-х годов, не о чикагской мафии - про неё уже было достаточно. И даже не о Томе Хэнксе, да простит меня американский народ. Это - про взаимоотношения между отцом и сыном. Центральная, самая важная сцена - разговор двух, так похожих друг на друга Майклов, в ходе которого старший из них находит в себе смелость признаться, что он действительно иначе относился к своему сыну раньше, до наступления описанных в фильме событий. Не замечал, уделял слишком мало внимания. Может быть, именно в этот момент главный герой понимает для себя нечто очень важное: которая семья для него важнее. Его, уже практически уничтоженная семья или "семья" - мафия. И делает выбор в пользу своей, настоящей. Он убивает людей, принявших в его свою семью и погубивших его собственную. И даже в последний момент сам, своей рукой завершает начатое, делает последний выстрел - только бы его сын не встал на тот же путь. Проклятый путь.

Так, что, господа рецензенты, когда идете в кино, оставляйте за порогом свой культурный багаж и постарайтесь смотреть незамыленным взглядом. может быть, хотя бы тогда толк будет?

27 марта 2009
5

Основательная криминальная драма с отличными актёрами и оператором, но очень уж нудная.
Преступная империя поживее выглядит

2 января 2013
5

После «Красоты по-американски» перед режиссером Сэмом Мендесом стояла основная задача сделать не менее хороший и достойный фильм, причем с самого начала работы над новым фильмом было ощущение, что Мендес взял на себя слишком большую задачу. Просто потому, что «проклятый путь» это серьезный фильм про гангстеров, который в то же самое время снят на основе комикса. Вы знаете хоть одну хорошую драму на основе комикса? Я тоже нет.
Нужно отметить, что у Мендеса задача почти сошлась, фильм получился весьма достойный, гангстеры серьезны, их легендарные шляпы на месте, даже пафоса почти столько сколько полагается фильму про Америку 30-х. Джуд Лоу напоминает чертика из табакерки, Крейг отрицательного истерика, а Ньюмен настоящего мафиози, который к сожалению и отец плохого парня. А вот кого напоминает Хэнкс? Ответа нет, но явно что-то весьма слезоточнвое и сентиментальное, чего не может быть у нормального убийцы, он должен быть хладнокровен и холоден, а его забота о сыне должна быть такой же спокойной…
Увы, именно из-за дважды оскароносца Хэнкса фильм получился весьма средненьким, а первый фильм Мендеса он сам так и не превзошел.

13 ноября 2008
7

"Проклятый путь" – это настоящее произведение искусства с очень своеобразным стилем. Блестящая игра актеров, музыка и выдающаяся работа оператора и художника-постановщика безусловно играют важнейшую роль в восприятии этой картины. Есть фильмы, в которых на первый план выходит сюжет, смысл, мораль, а все остальное (музыка, операторская работа и так далее) как приложение, но это не тот случай. В данном же случае, на мой взгляд, именно форма, способ выражения идеи этого кино, выходит на первое место, как главная ценность фильма.
Если говорить о небольших отрицательных аспектах данного кино, то во время просмотра не покидает ощущение того, что, в отдельных эпизодах сюжет можно было бы сделать более интригующим, и, немного "заострить". Но в целом, получилось очень даже пристойно. Как бы то ни было, конечно режиссеру и сценаристам виднее, и та работа, которую они проделали, достойна глубокого уважения. Кино получилось очень хорошим, и что очень важно оставляет приятное послевкусие. Советую посмотреть!

12 января 2010
7Как сыну гангстера не пойти по дороге отца.

"...Все испортил Том Хэнкс.." (пишут в первой рецензии) - я бы на вашем месте не спешил с выводами, а написал сколько всего Том Хэнкс привнес в данную картину.

Здесь и не стояло первоначальной целью показать гангстерскую резню с целью определить - кто из капоне останется у руля, как сынок Капоне сможет добраться до власти, как изысканно убивает мафия...Это все есть, для этого есть качественные в своем стиле фильмы Крестных отцов и др. В этом фильме же совсем другая судьба. Здесь судьба гангстера, который по всем правилам отомстив, хочет выйти из игры, хочет подписать с мафией отходную, после чего сможет дать новую жизнь своему сыну...

И Том Хэнкс хорош, он максимально жестоко, максимально жизненно преодолевает преграды, выставленные ему мафиозными кланами. Он очень переживает в душе о судьбе своего сына Майкла, что и движет им во всех его действиях - когда он грабит мафию, когда мстит за жену и второго сына.

И надо отдать должное Сэму Мендесу, который построил такой выразительный взгляд на мафиозные разборки, приблизив произошедшее максимально к реальности.

Посмотрите, будет время...Фильм очень увлекательный.

Спасибо.

26 октября 2009
Все отзывы
Читайте также
Лучшие фильмы про бандитов
Лучшие фильмы про бандитов
Лучшие фильмы про бандитов
20 сериалов июня
20
сериалов июня
20 сериалов июня
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11
полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
12 фильмов (и один сериал), которые мы ждем с Каннского кинофестиваля 2023 года
12
фильмов (и один сериал), которые мы ждем с Каннского кинофестиваля 2023 года
12 фильмов (и один сериал), которые мы ждем с Каннского кинофестиваля 2023 года
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость