КиноафишаМосквы

Фильм «Жертвуя пешкой»

Pawn Sacrifice (2014, США)
6.4
оценить
Смотрите фильм "Жертвуя пешкой" первые 10 дней бесплатно на сайте okko.tv
Без рекламы!
В Full HD
0:00 / 0:00
0:00

Жертвуя пешкой

Смотреть трейлер

Тоби Магуайр и Лив Шрайбер играют в шахматы

Фильм про шахматный «матч столетия», состоявшийся в Рейкьявике между американцем Бобби Фишером и советским гроссмейстером Борисом Спасским. Тоби Магуайр и Лив Шрайбер играют знаменитых шахматистов, которые, разумеется, не просто сражаются на доске за шахматную победу, а отстаивают честь своих стран: на дворе 1972 год, холодная война в разгаре, и за каждым ходом в этой партии следит абсурдное количество людей по всему миру.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1194
оценок:
824
рейтинг:
18449
5

Шаблонная, но увлекательная биография Бобби Фишера

Летом 1972 года в СССР началась очередная антиалкогольная кампания, в вашингтонском гостиничном комплексе «Уотергейт» полиция задержала пятерых взломщиков, а в Рейкьявике проходил матч за звание чемпиона мира по шахматам. Обладатель титула Борис Спасский (Шрайбер) встретился с 29-летним американским гроссмейстером Робертом Фишером (Магуайр). Американец проигнорировал церемонию открытия, проиграл первую партию, на вторую не явился вовсе и пригрозил уехать, если организаторы не уберут камеры, которые слишком громко жужжат, а заодно и зрителей.

Чем закончился «матч столетия», не секрет, но учитывая все обстоятельства, удивительно не то, что об этом сняли фильм, а то, что с этим тянули 40 лет. И в итоге немного опоздали: превосходная документалка «Бобби Фишер против всего мира» (2011) исчерпывающе описывает исландский триллер и, насколько это возможно, трагикомическую биографию шахматного гения. По большому счету необходимость в «Пешке» после этого фильма пропала: по крайней мере Эдвард Цвик, постановщик качественных тяжеловесных блокбастеров («Осада», «Последний самурай», «Кровавый алмаз»), не тот автор, который мог бы найти в истории Фишера какие-то неожиданные глубины. С другой стороны, сюжет сам по себе настолько хорош, что за ним было бы интересно следить и в школьном драмкружке; туповатая режиссура Цвика и добротный, не более, сценарий уважаемого британца Стивена Найта («Порок на экспорт», «Лок») — вполне сносное предложение.

Проанонсировав матч, фильм, как обычно бывает, берет длинную паузу и уходит в прошлое. Маленький Бобби в бруклинской квартире, где мать, еврейка, коммунистка и, видимо, легкомысленная особа (Фишер позднее безуспешно пытается выяснить, кто был его отцом), учит его не разговаривать на улице с фэбээровцами. Бобби-подросток, делающий головокружительные успехи в шахматах и уже научившийся по-свински вести себя с окружающими. Наконец взрослый Бобби — который ссорится с ФИДЕ, покидает турниры из-за того, что русские якобы играют друг с другом договорные ничьи, но не оставляет мечту разрушить советскую монополию. Тут ему в помощь являются гроссмейстер-священник Билл Ломбарди (Сарсгаард), тренер и друг Фишера, который будет его секундантом в Рейкьявике, и Пол Маршалл (Сталбарг), юрист, называющий себя патриотом (фильм обтекаемо, но недвусмысленно намекает на его связи с официальными структурами).

Где-то маячит и могучая фигура суперврага — словно Магуайр снова стал Питером Паркером. Это, конечно, Борис Спасский, которого Лив Шрайбер играет с недурным русским произношением и впечатляющей харизмой. Молчаливый, сосредоточенный, редко снимающий черные очки Спасский — полная противоположность психопату Фишеру. Но если второплановые русские выведены в «Пешке» очевидно карикатурно и довольно злобно, у Шрайбера есть яркие и по-настоящему смешные моменты — и не только когда он идет окунуться в океан в сопровождении двух мужчин в штатском. Сцена со стулом на турнире — один из тех редких эпизодов, когда кажется, что фильм наконец примет непредсказуемое направление.

Шахматы не самый зрелищный вид спорта, и, упираясь в извечный вопрос, как показать на экране гениальность, полет, который и словами-то описать непросто, Цвик действует дедовскими методами: драматическая музыка, нахмуренные лица, иногда даже немного спецэффектов. Работает ли это? И да и нет; как минимум шахматные сцены не лишены элегантности. К счастью для авторов, Фишер настолько артикулированно проявлял свое безумие и при этом был настолько блестящ, что необходимая комбинация складывается сама собой: Магуайр спокойно дает Кэрри Мэтисон — и в то же время результаты, как говорят спортивные комментаторы, на табло. К несчастью для авторов, любить или даже полноценно сочувствовать главному герою трудновато — фильм до последней минуты обреченно и безуспешно борется с этим парадоксом. Но щедрая история и тут дает Цвику костыли (а он и тут ленится проявить фантазию — ну сколько можно озвучивать начало 70-х «Белым кроликом»?): конечно, это не только про человека, но и про время. Противостояние сверхдержав, съежившееся до размеров шахматной доски, — что может быть нагляднее. И когда дело доходит до знаменитой шестой партии, Фишер перестает быть Фишером, параноиком, антисемитом, позером и скандалистом. Он уже даже не рок-звезда — а американец на Луне. И тут даже мы, скучные русские в серых пиджаках, вынуждены аплодировать.

3

Отзывы пользователей о фильме «Жертвуя пешкой»

Фото badman
отзывы:
17
оценок:
18
рейтинг:
48
9

"Третья мировая война за шахматной доской". Исчерпывающая характеристика фильма одной фразой из этого самого фильма.

Не знаю, почему этот фильм вышел в прокат так тихо. Предполагаю, потому, что он заканчивается победой американца над русским. Но что поделаешь: так и было. Фильм всё же по большому счёту не о победе, а о войне. Грандиозной войне, даже крошечный кусочек которой (размером с шахматную доску) выглядит как битва века. Это отличный фильм о двух гениях, которых сделали оружием в противостоянии систем. И сломали обоих. Но битва осталась в истории, как многие великие битвы. Людей только жалко. Но уж лучше такие битвы (или, например, хоккейные) чем реальные, которых хватало и в той войне, и сейчас меньше не стало. Увы.

P.S. Тоби Магуайр особенно хорош. Подфартило с ролью: Фишер это вам не человек-паук. Он круче, потому что был на самом деле. Ну и остальные актёры не подкачали.

7
Фото Vint
отзывы:
39
оценок:
58
рейтинг:
175
9

Фильм завораживает с первых кадров. По аналогии с историей Филиппа Петти, французского канатоходца-самоучки, фильм рассказывает нам о явлении гения человечеству, который своей неистовой жаждой невозможного, раздвигает границы человеческих способностей и такие люди притягивают нас как магнит. Они дают нам чувство полёта и сопричастности к чему-то невозможному, чего человеческий гений способен достичь.
Бобби Фишер, совершенно не приспособлен к жизни в социуме, он социопат, истерик и одинокий молодой человек, у которого нет друзей и личной жизни. Он несчастен? Совсем нет! Ведь у него есть страсть, есть мечта и вся жизнь его- путь к этой мечте. Он хочет быть лучшим в мире шахматистом. Это нереально, только сумасшедший может мечтать о том, чтобы победить советскую шахматную машину. Многолетний конвеер по производству чемпионов мира. И в это не верит никто... никто, кроме мальчишки из бедной американской семьи. Детские страхи и комплексы оставляют на его психике свои следы и фобии, перерастающие в мании, мешают ему совершенствовать свой дар... но мешают ли? Один из героев фильма, на предложение полечить Бобби в психиатрической клинике, отвечает аналогией, что лечить гения всё-равно, что забетонировать природный источник.
Но это гораздо более глубокий фильм чем история гения и его успеха и болезни. Гений в социуме. Гений брошенный на алтарь холодной войны. Он один должен драться за Америку с огромной красной империей. Справится ли он с этой ношей? С кем ему труднее бороться, с великим и непобедимым чемпионом Спасским или со своими демонами? Сломает ли его система государственной машины? Встроится ли гений в социальные рамки государственной политики и правильного поведения официального лица? Это покажет картина, если кто не знаком с биографией великого нонконформиста и бунтаря от шахмат Бобби Фишера. Он не стал бороться за сохранение шахматного трона, не согласился на миллионные гонорары, стал бунтарём и политическим провокатором. Он как художник из песни на стихи Вознесенского, продал картины и кров и не стал успешным человеком. Но загубив свою карьеру и жизнь, Бобби приобрёл то, что правильным чемпионам , ныне забытым и не снилось, Бобби Фишер стал легендой для своей страны, которая была к нему жестока при жизни. Был ли Бобби счастлив? Наверное был, ведь у него был этот главный миг в его жизни, миг величайшего триумфа гения, который побеждал вопреки всему, всем правилам и схемам. Ему аплодировал лучший на тот момент шахматист мира и вместе со Спасским, ему аплодировал весь мир. Он вспыхнул и погас, оставив в истории ярчайший след и ушёл непобеждённым чемпионом. Безумству храбрых поём мы песню. Безумные гении раздвигают нам пространство возможного, дают человечеству надежду и право на мечту. Покойся с миром Бобби.
P.S.
Безусловно лучшие роли в карьере Тобби Магуайера (Фишер) и Лива Шрайбера (Борис Спасский)

3
Фото Георгий
отзывы:
709
оценок:
857
рейтинг:
2255
5

USA versus USSR через шахматы

В некоторой степени актуальное сейчас с политической точки зрения противостояние двух легендарных гроссмейстеров – американского и советского – казалось бы и рассказано красиво и сыграно хорошо, но почему-то при этом – субъективно – совершенно лишено вовлечения зрителя в процесс и эмоционально не цепляет. Для осознания какой-то внутренней заинтересованности и получения большего удовольствия от просмотра этого фильма нужно, вероятно, быть более мотивированным и увлеченным игрой в шахматы.

3
Фото reginamarina
отзывы:
61
оценок:
63
рейтинг:
352
7

«Ты думаешь, что у тебя 40 миллионов комбинаций, но на самом деле есть только один верный ход».

Думаю, успех байопика определяется способностью режиссера создать не фотографию, а настроение времени, в котором жил герой, и рассказать не биографию, а историю. С этим у Эдварда Цвика все отлично. Умению органично вплетать в сюжет кинохронику и дополнять аутентичной, берущей за живое музыкой у него можно поучиться.
Идея фильма не менее выигрышна: личное безумие гроссмейстера Бобби Фишера – гениального психа-одиночки (образ, бьющий все рекорды по популярности в современной культуре) - в какой-то момент совпало с безумием его эпохи. Одержимый шахматами и паранойей Бобби, по словам одного из персонажей, «умудрился пропустить «Биттлз» и Вьетнам», но остался в истории фигурой по масштабу, сравнимой как с «Биттлз», так и Вьетнамом. Капризный эгоист, упрямый и вечно обиженный ребенок, чьи партии смотрит миллиард зрителей, на которого кидаются девушки и лично звонит президент США. Феноменальный шахматист, чья готовность жертвовать пешкой, но никогда не соглашаться на «ничью», сначала превратила его в национального героя, а потом уничтожила.
Бобби, в исполнении Тоби Магуайера, практически весь фильм находится на грани, вызывая, несмотря на все свои скандальные выходки, безмерную жалость. То ли к сожалению, то ли к счастью для него на той же грани, в то время находились взаимоотношения между СССР и США. Советский чемпион Борис Спасский – злой гений Фишера, с непроницаемым, но обаятельным лицом Лива Шрайбера в темных очках , в неизменном сопровождении агентов КГБ, кажется, доводит до паранойи не только Бобби, но и всю Америку вместе взятую. «Ты не понимаешь, что он срывает матч из-за того, что боится проиграть? А ты не думал, что он боится выиграть?».
Сложно ожидать подобного от голливудского фильма, но, в процессе просмотра, пару раз задаешься вопросом «это вообще американцы снимали или мы?». Признаюсь честно, меня подкупила тонкость в изображении советской стороны конфликта и с огромным удовольствием посмотрела бы аналогичную историю со стороны Спасского, но, боюсь, от современного российского кинематографа в этом случае стоило бы ожидать только очередную «Легенду №17».

3
Фото Су-ов
отзывы:
78
оценок:
79
рейтинг:
98
9

Никогда не интересовался шахматами, но имена Бобби Фишера и Бориса Спасского кое-что говорят даже мне. Правда, вспомнить, почему, я бы так и не смог. Но мало про какие шахматные партии снимают целые фильмы, причем с неплохими актерами Тоби Магуайром и Ливом Шрайбером!

Картина, конечно, своеобразная, но с обеими своими задачами она справляется. Во-первых, она дает отличное представление о том, что же произошло тогда, в почти пятьдесят лет назад, в Рейкьявике. И почему это было так важно. Понятно, что это наверняка только одна из версий, и так далее, но это уже имеет не такое значение.

Во-вторых, даром что кино про шахматы, это настоящий психологический триллер. За что огромное спасибо режиссеру и актерам - когда смотришь, сидишь как на иголках, по-настоящему переживаешь, даже пугаешься… Это признак мастерства, конечно. Очень рекомендую.

1

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Вольга»

В разгар холодной войны внимание всей планеты приковано к «схватке столетия» — матчу за звание чемпиона мира по шахматам в Рейкьявике. Бой между абсолютным чемпионом Борисом Спасским и по-настоящему одержимым игрой Бобби Фишером превращается в борьбу за интеллектуальное превосходство двух сверхдержав. Права на проигрыш нет. Вокруг поединка разражается мировой скандал. Спасскому приходится справляться с беспрецедентным давлением. Гениальный разум Фишера, взвинченный паранойей, начинает охватывать безумие.