Фильм

Фильм Жертвуя пешкой

Pawn Sacrifice (2014, США), IMDb: 7

6.9
7
1/26

Тоби Магуайр и Лив Шрайбер играют в шахматы

Фильм про шахматный «матч столетия», состоявшийся в Рейкьявике между американцем Бобби Фишером и советским гроссмейстером Борисом Спасским. Тоби Магуайр и Лив Шрайбер играют знаменитых шахматистов, которые, разумеется, не просто сражаются на доске за шахматную победу, а отстаивают честь своих стран: на дворе 1972 год, холодная война в разгаре, и за каждым ходом в этой партии следит абсурдное количество людей по всему миру.

СтранаСША
РежиссерЭдвард Цвик
Продолжительность1 час 56 минут
Дата выхода11 сентября 2014
Дата выхода в России19 ноября 2015
Сайтvolgafilm.ru
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Жертвуя пешкой»

5Шаблонная, но увлекательная биография Бобби Фишера

Летом 1972 года в СССР началась очередная антиалкогольная кампания, в вашингтонском гостиничном комплексе «Уотергейт» полиция задержала пятерых взломщиков, а в Рейкьявике проходил матч за звание чемпиона мира по шахматам. Обладатель титула Борис Спасский (Шрайбер) встретился с 29-летним американским гроссмейстером Робертом Фишером (Магуайр). Американец проигнорировал церемонию открытия, проиграл первую партию, на вторую не явился вовсе и пригрозил уехать, если организаторы не уберут камеры, которые слишком громко жужжат, а заодно и зрителей.

Чем закончился «матч столетия», не секрет, но учитывая все обстоятельства, удивительно не то, что об этом сняли фильм, а то, что с этим тянули 40 лет. И в итоге немного опоздали: превосходная документалка «Бобби Фишер против всего мира» (2011) исчерпывающе описывает исландский триллер и, насколько это возможно, трагикомическую биографию шахматного гения. По большому счету необходимость в «Пешке» после этого фильма пропала: по крайней мере Эдвард Цвик, постановщик качественных тяжеловесных блокбастеров («Осада», «Последний самурай», «Кровавый алмаз»), не тот автор, который мог бы найти в истории Фишера какие-то неожиданные глубины. С другой стороны, сюжет сам по себе настолько хорош, что за ним было бы интересно следить и в школьном драмкружке; туповатая режиссура Цвика и добротный, не более, сценарий уважаемого британца Стивена Найта («Порок на экспорт», «Лок») — вполне сносное предложение.

Проанонсировав матч, фильм, как обычно бывает, берет длинную паузу и уходит в прошлое. Маленький Бобби в бруклинской квартире, где мать, еврейка, коммунистка и, видимо, легкомысленная особа (Фишер позднее безуспешно пытается выяснить, кто был его отцом), учит его не разговаривать на улице с фэбээровцами. Бобби-подросток, делающий головокружительные успехи в шахматах и уже научившийся по-свински вести себя с окружающими. Наконец взрослый Бобби — который ссорится с ФИДЕ, покидает турниры из-за того, что русские якобы играют друг с другом договорные ничьи, но не оставляет мечту разрушить советскую монополию. Тут ему в помощь являются гроссмейстер-священник Билл Ломбарди (Сарсгаард), тренер и друг Фишера, который будет его секундантом в Рейкьявике, и Пол Маршалл (Сталбарг), юрист, называющий себя патриотом (фильм обтекаемо, но недвусмысленно намекает на его связи с официальными структурами).

Где-то маячит и могучая фигура суперврага — словно Магуайр снова стал Питером Паркером. Это, конечно, Борис Спасский, которого Лив Шрайбер играет с недурным русским произношением и впечатляющей харизмой. Молчаливый, сосредоточенный, редко снимающий черные очки Спасский — полная противоположность психопату Фишеру. Но если второплановые русские выведены в «Пешке» очевидно карикатурно и довольно злобно, у Шрайбера есть яркие и по-настоящему смешные моменты — и не только когда он идет окунуться в океан в сопровождении двух мужчин в штатском. Сцена со стулом на турнире — один из тех редких эпизодов, когда кажется, что фильм наконец примет непредсказуемое направление.

Шахматы не самый зрелищный вид спорта, и, упираясь в извечный вопрос, как показать на экране гениальность, полет, который и словами-то описать непросто, Цвик действует дедовскими методами: драматическая музыка, нахмуренные лица, иногда даже немного спецэффектов. Работает ли это? И да и нет; как минимум шахматные сцены не лишены элегантности. К счастью для авторов, Фишер настолько артикулированно проявлял свое безумие и при этом был настолько блестящ, что необходимая комбинация складывается сама собой: Магуайр спокойно дает Кэрри Мэтисон — и в то же время результаты, как говорят спортивные комментаторы, на табло. К несчастью для авторов, любить или даже полноценно сочувствовать главному герою трудновато — фильм до последней минуты обреченно и безуспешно борется с этим парадоксом. Но щедрая история и тут дает Цвику костыли (а он и тут ленится проявить фантазию — ну сколько можно озвучивать начало 70-х «Белым кроликом»?): конечно, это не только про человека, но и про время. Противостояние сверхдержав, съежившееся до размеров шахматной доски, — что может быть нагляднее. И когда дело доходит до знаменитой шестой партии, Фишер перестает быть Фишером, параноиком, антисемитом, позером и скандалистом. Он уже даже не рок-звезда — а американец на Луне. И тут даже мы, скучные русские в серых пиджаках, вынуждены аплодировать.

20 ноября 2015
9

"Третья мировая война за шахматной доской". Исчерпывающая характеристика фильма одной фразой из этого самого фильма.

Не знаю, почему этот фильм вышел в прокат так тихо. Предполагаю, потому, что он заканчивается победой американца над русским. Но что поделаешь: так и было. Фильм всё же по большому счёту не о победе, а о войне. Грандиозной войне, даже крошечный кусочек которой (размером с шахматную доску) выглядит как битва века. Это отличный фильм о двух гениях, которых сделали оружием в противостоянии систем. И сломали обоих. Но битва осталась в истории, как многие великие битвы. Людей только жалко. Но уж лучше такие битвы (или, например, хоккейные) чем реальные, которых хватало и в той войне, и сейчас меньше не стало. Увы.

P.S. Тоби Магуайр особенно хорош. Подфартило с ролью: Фишер это вам не человек-паук. Он круче, потому что был на самом деле. Ну и остальные актёры не подкачали.

20 ноября 2015
9

Фильм завораживает с первых кадров. По аналогии с историей Филиппа Петти, французского канатоходца-самоучки, фильм рассказывает нам о явлении гения человечеству, который своей неистовой жаждой невозможного, раздвигает границы человеческих способностей и такие люди притягивают нас как магнит. Они дают нам чувство полёта и сопричастности к чему-то невозможному, чего человеческий гений способен достичь.
Бобби Фишер, совершенно не приспособлен к жизни в социуме, он социопат, истерик и одинокий молодой человек, у которого нет друзей и личной жизни. Он несчастен? Совсем нет! Ведь у него есть страсть, есть мечта и вся жизнь его- путь к этой мечте. Он хочет быть лучшим в мире шахматистом. Это нереально, только сумасшедший может мечтать о том, чтобы победить советскую шахматную машину. Многолетний конвеер по производству чемпионов мира. И в это не верит никто... никто, кроме мальчишки из бедной американской семьи. Детские страхи и комплексы оставляют на его психике свои следы и фобии, перерастающие в мании, мешают ему совершенствовать свой дар... но мешают ли? Один из героев фильма, на предложение полечить Бобби в психиатрической клинике, отвечает аналогией, что лечить гения всё-равно, что забетонировать природный источник.
Но это гораздо более глубокий фильм чем история гения и его успеха и болезни. Гений в социуме. Гений брошенный на алтарь холодной войны. Он один должен драться за Америку с огромной красной империей. Справится ли он с этой ношей? С кем ему труднее бороться, с великим и непобедимым чемпионом Спасским или со своими демонами? Сломает ли его система государственной машины? Встроится ли гений в социальные рамки государственной политики и правильного поведения официального лица? Это покажет картина, если кто не знаком с биографией великого нонконформиста и бунтаря от шахмат Бобби Фишера. Он не стал бороться за сохранение шахматного трона, не согласился на миллионные гонорары, стал бунтарём и политическим провокатором. Он как художник из песни на стихи Вознесенского, продал картины и кров и не стал успешным человеком. Но загубив свою карьеру и жизнь, Бобби приобрёл то, что правильным чемпионам , ныне забытым и не снилось, Бобби Фишер стал легендой для своей страны, которая была к нему жестока при жизни. Был ли Бобби счастлив? Наверное был, ведь у него был этот главный миг в его жизни, миг величайшего триумфа гения, который побеждал вопреки всему, всем правилам и схемам. Ему аплодировал лучший на тот момент шахматист мира и вместе со Спасским, ему аплодировал весь мир. Он вспыхнул и погас, оставив в истории ярчайший след и ушёл непобеждённым чемпионом. Безумству храбрых поём мы песню. Безумные гении раздвигают нам пространство возможного, дают человечеству надежду и право на мечту. Покойся с миром Бобби.
P.S.
Безусловно лучшие роли в карьере Тобби Магуайера (Фишер) и Лива Шрайбера (Борис Спасский)

4 декабря 2015
5USA versus USSR через шахматы

В некоторой степени актуальное сейчас с политической точки зрения противостояние двух легендарных гроссмейстеров – американского и советского – казалось бы и рассказано красиво и сыграно хорошо, но почему-то при этом – субъективно – совершенно лишено вовлечения зрителя в процесс и эмоционально не цепляет. Для осознания какой-то внутренней заинтересованности и получения большего удовольствия от просмотра этого фильма нужно, вероятно, быть более мотивированным и увлеченным игрой в шахматы.

23 ноября 2015
7

«Ты думаешь, что у тебя 40 миллионов комбинаций, но на самом деле есть только один верный ход».

Думаю, успех байопика определяется способностью режиссера создать не фотографию, а настроение времени, в котором жил герой, и рассказать не биографию, а историю. С этим у Эдварда Цвика все отлично. Умению органично вплетать в сюжет кинохронику и дополнять аутентичной, берущей за живое музыкой у него можно поучиться.
Идея фильма не менее выигрышна: личное безумие гроссмейстера Бобби Фишера – гениального психа-одиночки (образ, бьющий все рекорды по популярности в современной культуре) - в какой-то момент совпало с безумием его эпохи. Одержимый шахматами и паранойей Бобби, по словам одного из персонажей, «умудрился пропустить «Биттлз» и Вьетнам», но остался в истории фигурой по масштабу, сравнимой как с «Биттлз», так и Вьетнамом. Капризный эгоист, упрямый и вечно обиженный ребенок, чьи партии смотрит миллиард зрителей, на которого кидаются девушки и лично звонит президент США. Феноменальный шахматист, чья готовность жертвовать пешкой, но никогда не соглашаться на «ничью», сначала превратила его в национального героя, а потом уничтожила.
Бобби, в исполнении Тоби Магуайера, практически весь фильм находится на грани, вызывая, несмотря на все свои скандальные выходки, безмерную жалость. То ли к сожалению, то ли к счастью для него на той же грани, в то время находились взаимоотношения между СССР и США. Советский чемпион Борис Спасский – злой гений Фишера, с непроницаемым, но обаятельным лицом Лива Шрайбера в темных очках , в неизменном сопровождении агентов КГБ, кажется, доводит до паранойи не только Бобби, но и всю Америку вместе взятую. «Ты не понимаешь, что он срывает матч из-за того, что боится проиграть? А ты не думал, что он боится выиграть?».
Сложно ожидать подобного от голливудского фильма, но, в процессе просмотра, пару раз задаешься вопросом «это вообще американцы снимали или мы?». Признаюсь честно, меня подкупила тонкость в изображении советской стороны конфликта и с огромным удовольствием посмотрела бы аналогичную историю со стороны Спасского, но, боюсь, от современного российского кинематографа в этом случае стоило бы ожидать только очередную «Легенду №17».

21 ноября 2015
6На любителя

До просмотра данного фильма я никогда не думала, что игра в шахматы может быть вполне интересной. История основана на реальных событиях и происходит в 70-е годы во время «холодной войны». США соперничает с СССР во всем, даже в шахматах.

Рассказать историю о легендарном шахматисте Бобби Фишере кажется неплохой идеей, поскольку не было художественных фильмов, посвященных ей. Однако, удалось ли фильму передать идею? Персонаж Тоби Магуайра недостаточно раскрыт. На протяжении всего сеанса были показаны лишь его истерические припадки и признаки паранойи.

Возможно, фильм стоит посмотреть любителям шахмат.

4 марта 2019
Все отзывы
Читайте также
«Маска», «Смертельная битва», «Охотники за привидениями» и «9 1/2 недель»: так ли были хороши видеокассетные хиты?
«Маска», «Смертельная битва», «Охотники за привидениями» и «9 1/2 недель»: так ли были хороши видеокассетные хиты?
2 декабря 2021
6 новых российских сериалов — про эфэсбэшников, женщин и маньяков
6
новых российских сериалов — про эфэсбэшников, женщин и маньяков
2 декабря 2021
5 анимационных сериалов по играм на Netflix — от худшего к лучшему
5
анимационных сериалов по играм на Netflix — от худшего к лучшему
1 декабря 2021
18 кинопремьер декабря
18
кинопремьер декабря
1 декабря 2021