Фильм

Фильм Последний самурай

The Last Samurai (2003, США, Япония, Новая Зеландия), IMDb: 7.8

7.5
7.8
1/18

Эпическая картина с мазохистским антиамериканским подтекстом

В 1876 году император Мэйдзи решает покончить с феодальной раздробленностью и с этой целью нанимает американских офицеров, среди которых Том Круз — капитан Олгрен, спившийся герой войны с индейцами. Ему предстоит вымуштровать императорскую армию, чтобы подавить самурайское восстание. В ходе боя Круз теряет свою армию и попадает в плен к самураям. Там, в горах, он видит другую Японию: незапачканную американскими торгашами страну стихийных страстей и неизменяемых ритуалов. Эта самурайская Япония — Атлантида, и Круз знает, что она обречена. Но все равно выбирает ее. Эпическая картина с мазохистским антиамериканским подтекстом.

СтранаСША, Япония, Новая Зеландия
РежиссерЭдвард Цвик
Продолжительность2 часа 34 минуты
Дата выхода9 января 2003
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Последний самурай»

Тома Круза, размахивающего самурайским мечом, мы давно ждали, но что он придет в такой компании, никто не предполагал. Сегодня куда ни ткнись — всюду длинные стальные клинки, и непонятные лающие окрики, и стульев нет. На наши экраны один за другим, как по команде, вышли сразу четыре западных фильма о Японии: французский «Страх и трепет», тарантиновский «Убить Билла», неголливудский «Трудности перевода» и вот мегаголливудский «Последний самурай». Игнорировать эту ситуацию уже невозможно. Запад сошел с ума.

Под Японией каждый, естественно, подразумевает свое. Французы видят в ней страну невскрываемых кодов и недоступных нам иерархий, Тарантино — условный задник для боевых искусств, София Коппола — калейдоскоп непонятных слов и рекламных неонов, так подходящий для одиночества. Общее между ними только одно: Япония — это как бы другая планета, где действуют старые, уже вымершие на нашей планете законы и не действуют законы земного притяжения. Понять ее невозможно, победить — тоже. Она — другая и именно этим непобедима. Тут трудно не задаться вопросом: с чего это в начале XXI века Западу, уже через все прошедшему, понадобился Другой?

На этот вопрос «Последний самурай» Эдварда Цвика отвечает с поистине голливудскими размахом, обстоятельностью и детской непосредственностью. Он отправляется за океан, находит там две Японии и недвусмысленно делает свой выбор.

Чтобы понять, что имеется в виду, необходимо разобраться с историей. Вплоть до последней четверти XIX века Япония была раздробленной, полностью изолированной страной, где пойманного иностранца просто сразу казнили от греха подальше. В 1876 году, когда начинается действие фильма, император Мэйдзи, с юных лет мечтавший о единой Японии, решает наконец покончить с феодальной раздробленностью и с этой целью нанимает американских офицеров, среди которых Том Круз — капитан Олгрен, эдакий Буффало Билл, спившийся и превратившийся в мюзик-холльного фигляра герой войны с индейцами. Ему предстоит вымуштровать императорскую армию, чтобы подавить самурайское восстание и тем самым покончить с самурайским режимом. Только так Япония может стать частью мира. В ходе боя, в который его подопечные брошены без всякой подготовки, Круз теряет свою армию и попадает в плен к самураям. Там, в горах, он видит другую Японию — незапачканную американскими торгашами страну стихийных страстей и неизменяемых ритуалов, рукопашной доблести и смертельной чести. Эта самурайская Япония — Атлантида, и Круз знает, что она обречена. Но все равно выбирает ее. Он идет к императору и просит его расторгнуть договор с американцами, поскольку тот противоречит интересам японского народа…

Постойте, скажете вы, что же это получается? Что в дни, когда вся Америка сплотилась вокруг своего президента, какой-то режиссер Цвик говорит, что нетронутая западными руками Япония — это хорошо, а все, что приносят на чужую землю американцы (жажду наживы и пулеметы), — это плохо? Да, примерно так и получается. Не надо, конечно, преувеличивать. Цвик, режиссер преимущественно военной тематики («Слава», «Легенды осени», «Осада»), мыслит слишком усредненными категориями, чтобы замышлять радикальные выходки. Ему хорошо удаются боевые сцены (их в фильме довольно много — и все до единой отменного качества) и гораздо хуже — места, требующие мифологического мышления (поэтому аполлонический, находящийся в отличной форме бородатый Том Круз, которого лучше всего снимают режиссеры-мифотворцы типа Брайана Де Пальмы или Джона Ву, выглядит на экране как-то слишком приземленно). Но за понятным эпосом, на какой только и способен Цвик, отчетливо маячит явно подсознательное, неприкрыто мазохистское желание проиграть. Америке — проиграть. И становится понятно, почему сегодня Запад с такой готовностью свихнулся на Японии. В этой другой, непонятной и непобедимой планете Запад увидел последний реальный противовес Америке — орешек, который ей не по зубам. Мы все туда переселимся, когда Америка нас окончательно достанет.

28 января 2004
7

Вспоминая этот фильм, люди обычно говорят, что:
- он красиво снят;
- в нем яркие и очаровательные персонажи;
- в нем бесподобно играет Кен Ватанабе;
- в нем удачно, что случается с ним крайне редко, играет Том Круз;
- в нем много пафоса, а также чисто голливудской плаксивости;
- у него совершенно нелепая, смехотворная концовка, никак не вяжущаяся с предыдущим сюжетом.

Пожалуй, это главные зрительские постулаты, и я лично с ними полностью согласен. Но на мой вгляд, они все бьют немного мимо цели.

"Последний самурай" - это гимн. Такой же гимн, как "Храброе сердце" Гибсона. Разница только в том, что картина Гибсона - это гимн Freedom, свободе именно с большой буквы. И при всех своих минусах, это действительно сногсшибательный гимн Свободе. Так вот, "Последний самурай" Цвика - фильм того же порядка. Только он не о свободе, а о чувстве чести. И при всех уже его собственных минусах как гимн Чести - он замечателен.

При этом, характерно, что за фон взята была именно Япония, причем, почти феодальная. Потому что снимать такую картину на пространстве Европы или обоих Америк невозможно: там можно найти все, что угодно - самоотверженность, любовь, смирение, ярость и т.п. и т.д. в лучших их проявлениях, - но там невероятно сложно найти честную жизнь. Недаром большинство западных и современных российских фильмов посвящены проходимцам с большой и не очень дороги.
И естественно, что взоры сценаристов и режиссера обратились на страну с самым консервативным и, кстати, весьма не бесспорным, но крайне притягательным понятием о чести.

P.S. Честно говоря, дожить бы нам до того времени, когда зарубежные кинематографисты сняли бы о России хотя бы один фильм, наполненный такой же нежностью и такими же искренними симпатиями, с какими "Последний самурай" обращается к прошлому Японии.

5 сентября 2008
9

Сказать что я в восторге от этого фильма - это значит ничего не сказать! Если бы я мог награждать Оскарами, то после просмотра этого фильма, я отдал бы их все. Захватывающий, честный, добрый фильм, в который вложен глубокий смысл. Посмотрев "Последнего Самурая", вы получите огромное количество положительных эмоций! Особенно я рекомендую посмотреть этот фильм тем, кому понравилось "Храброе сердце" с Мелом Гибсоном, впечатлений получите еще больше.
В рейтинге я поставил фильму 5, но считаю, что это лишь половина того, что заслуживает "Последний Самурай".

12 февраля 2004
С пивом потянет
Мимими
Ну такое
5

Пафосное антиамериканское кино, где с несколько большим достоинством, чем в фильме «бондианы» «Живешь только дважды», показан процесс более-менее добровольного натягивания главного героя на глобус Японии. Впечатлительные зрители помнят фильм по сцене избиения Тома Круза палками.

14 октября 2021
9

Один из лучших фильмов о самураях. С большой теплотой снята картина о событиях и тех людях, которые жили в то время. Прекрасно подобраны актёры, очень интересен и динамичен сюжет, музыка гармонично вписалась в повествование. Герои реалистичны. Восхищение вызыавет игра актёров Тома Круза и Кена Ватанабэ.
Очень рекомендую любителям истории Востока и Японии в частности.

4 июня 2013
9

Я считаю, что этот фильм является уникальным, несмотря на то, что фильмов про восток сняли действительно достаточно. Но ни один фильм про восток меня не захватил так, как "Последний самурай". Я очень редко плачу во время просмотра фильма, но тут я не сдержался. Достойный внимания фильм, всем советую!

P. S.: не понимаю как можно сравнивать "Kill Bill" и "The Last Samurai"!!!???

1 июня 2008
Все отзывы
Читайте также
36 лучших фильмов про самураев
36
лучших фильмов про самураев
36 лучших фильмов про самураев
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
35 последних и не слишком известных фильмов с Брюсом Уиллисом
35
последних и не слишком известных фильмов с Брюсом Уиллисом
35 последних и не слишком известных фильмов с Брюсом Уиллисом
11 сериалов в далекой-далекой вселенной «Звездных войн»
11
сериалов в далекой-далекой вселенной «Звездных войн»
11 сериалов в далекой-далекой вселенной «Звездных войн»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость