Киноафиша Москвы

Фильм «Охота»

Jagten (2012, Дания)

7.2
0:00 / 0:00
0:00

Охота (без перевода)

Смотреть трейлер
  • 16+ 1 час 46 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода в России:

Актуальная драма Томаса Винтерберга про воспитателя, ложно обвиненного в педофилии

После тяжелого развода 40-летний Лукас заводит новую девушку, новую работу и пытается наладить отношения со своим сыном-подростком Маркусом. Но не все получается так, как задумано, и случайная ложь проникает в сердца. К Рождеству ложь распространяется, как невидимый вирус. Начинается всеобщая травля Лукаса. Во время коллективной истерии Лукасу предстоит одинокая война за свою жизнь и достоинство.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Наиля Гольман
отзывы:
48
оценок:
59
рейтинг:
472
9

Томас Винтерберг исследует механизмы массовой истерии

Добрый малый Лукас (Миккельсен), едва оправившийся от развода, живет спокойной жизнью провинциального детсадовского воспитателя: скромный дом, любимая собака, новая подруга, иногда приходит в гости сын. Все его, в общем-то, любят. Одна из воспитанниц детсада любит его настолько, что однажды застенчиво пишет на бумажке признание, а получив отказ, обижается и ябедничает взрослым, что Лукас ее трогал. И хотя на следующий день девочка в своих словах не уверена (она вообще подсмотрела на чужом айпэде, как все бывает), взрослые вытягивают из нее несуществующие детали, чтобы начать травлю.

Отойдя от канонов «Догмы-95», поблуждав в хороших и странных экспериментах, Винтерберг вернулся к уже опробованной формуле — портрет групповой истерии ему всегда удавался лучше частных историй. В очень традиционно снятой «Охоте» он выполняет свой номер как виртуоз, отработавший тему. Лукас, в невиновности которого нельзя усомниться ни на секунду, оказывается мишенью для всех мужчин города, включая веселых бородатых друзей, с которыми еще неделю назад ходил на оленя, пил пиво и громко пел песни. Несмотря на то что девочка путается в показаниях и все отрицает, а суд выносит оправдательный приговор, люди, почуявшие запах скандала, никак не хотят успокоиться, и Винтерберг, почти все время держа в кадре героя Миккельсена в качестве лакмусовой бумажки, кропотливо исследует их реакции. Сначала они не продают ему в супермаркете бутерброд, потом — разбивают лицо, кидают по ночам в окна камни и убивают собаку. Если заходит прямой разговор, конечно, отводят взгляд. Честный Лукас, что-то среднее между праведным мучеником и раненым зверем, очень долго терпит, пока не срывается на мордобой (по стечению обстоятельств — в церкви), чем окончательно убеждает всех в том, что он пропащий человек. На эту охоту у режиссера уходит примерно полтора часа из двух, а как только требуется пропустить кусок жизни, он легко ограничивается титром «Прошел год» — только для того, чтобы показать, что ничего не закончилось. Во всех интервью Винтерберг настаивает на том, что это очень датская история, что Лукас — среднестатистический скандинавский мужчина, что сними он этот фильм в другой стране — привнес бы излишнюю метафоричность. Метафора, впрочем, считывается. Забитый силач, упустивший момент, когда нужно подать голос и исправить несправедливость, — это ли не мы все.

Отзывы пользователей о фильме «Охота»

Фото Виктор Палатник
отзывы:
93
оценок:
556
рейтинг:
324
7

Идет охота на волков…на серых хищников…

Когда социум сжирает сам себя…когда климаксная, стареющая, никому не нужная, баба готова зацепится за любую соломинку лишь бы быть немного нужной этому обществу…когда кучке располневших мам достаточно кинуть кость, чтобы всё вокруг было уничтожено в один момент…когда жирный мудак готов бить даже детей прикрываясь такой правотой…когда всем становится дозволено всё по отношению к одному…именно в таком мире…в нашем мире….в отдельно взятом городке…стадо баранов может с легкость решить, кого вести на плаху…изнутри себя сам казнящий социум….

Двуликий конец фильма весьма четко показывает сущность всего…и каждого….

Фото айнеж
отзывы:
146
оценок:
146
рейтинг:
515
7

Томас Винтерберг знаменит фильмами "Торжество" и "Дорогая Венди", последний из которых снят по сценарию Ларса фон Триера. Кроме того, Винтерберг - тот, чье подпись наравне с подписью Триера значится на эпохальной "Догме-95". Тесное общение с ведущим датским (да, пожалуй что и мировым) режиссером не прошло для Винтерберга даром - в лучшие свои моменты "Охота" настойчиво напоминает фильмы самого фон Триера, чье творчество славится умением выбирать экстремально болезненные для общества темы.

В своем новом фильме Винтерберг берется препарировать датскую (читай, европейскую) мораль и выносит ей неутешительный приговор. Принято считать, что в современной Европе нет других проблем, кроме нелегальных мигрантов. Так кажется нам, посещающим Европу раз в год на новогодние праздники. Винтерберг, будучи вовлеченным в эту систему, видит и другие ее пороки. Все они, впрочем, имеют одну и ту же природу - виной всему нездоровая зацикленность европейцев на правах человека. На словах это выглядит так - иммигранты, дети, инвалиды и прочие незащищенные слои населения имеют такие же права как и коренные достигшие совершеннолетия жители. На деле эта попытка обеспечить всем жителям равные права оборачивается ущемлением в правах коренных граждан. Происходящее можно обозначить хорошим советским канцеляризмом - перегибы на местах. А перегибы - это нехорошо, везде, как известно, стоит блюсти золотую середину.

Слава богу, эта тема все чаще оказывается в объективе кинокамеры. Весной в прокате шел еще один скандинавский фильм (шведский, если быть точным) с англоязычным названием "Play". Рубен Остлунд рассуждал в этом контексте о нелегальной иммиграции. Винтерберг продолжает обвинять свойственную европейцам мягкотелость - но теперь предметом высказывания становится ювенальная юстиция. Ситуация, смоделированная Винтербергом, может произойти только в Европе, для любой недемократической страны - будь то Китай, Саудовская Аравия или Россия - подобная история кажется неприкрытой дикостью.

Сюжет прост - девочка Клара четырех лет от роду обвиняет сотрудника детского сада Лукаса в вещах, о которых детям вообще-то и знать не стоит. С этого момента жизнь Лукаса идет под откос - он теряет работу и любимую женщину, бывшая жена запрещает ему видеться с сыном, соседи не скрывают своей ненависти по отношению к нему, а вдобавок ко всему за ним приезжают стражи порядка и увозят в участок. И вот девочка уже отказывается от своих показаний, заверяя всех, что Лукас ничего не делал, но взрослые убеждают ее, что ее память просто отказывается помнить столь чудовищное происшествие. В Советской России 30-х годов за каждым мог приехать воронок с сотрудниками госбезопасности. В современной Европе любая судьба может быть разрушена не сотрудниками госбезопасности даже, а безобидной маленькой девочкой.

Таким образом "Охота" сильна в первую очередь своим бескомпромиссным социальным высказыванием. Из других достоинств фильма следует отметить отличный кастинг. Удачно выбран как актер, исполнивший главную роль, так и девочка, которой доверили сыграть Клару. Есть ощущение, что после "Охоты" эта девочка обязательно появится в каком-нибудь из тех фильмов ужасов, где носителем зла оказывается миловидный шестилетний ангелочек - во всяком случае, у нее для этого есть все данные. Несколько смущает в фильме навязчивый символизм: Лукас - заядлый охотник, а в финале охотничью лицензию получает его сын. Клара поначалу дружна с Лукасом - их сближает его охотничий пес Фанни, который ближе к финалу погибнет от рук возмущенных соседей. Мотив охоты здесь воспринимается как трюизм, назойливо подчеркивающий очевидную мысль, что Лукас из охотника превратился в жертву (двусмысленный финал педалирует эту мысль). Впрочем, этот мотив не портит кино окончательно, а лишь утяжеляет его - хороший фильм, слава богу, испортить не так-то просто.

Фото Donald DAks
отзывы:
44
оценок:
43
рейтинг:
47
9

Только с просмотра фильма. Очень понравился, но финал перевернул все с ног на голову. А был ли действительно невиновен главный герой? Последние кадры заставили в этом усомниться и перемотать сюжет назад. Во-первых, кто стрелял в учителя и почему у учителя была такая реакция, что он этот выстрел как будто ждал? Во-вторых, откуда девочка знала дорогу к дому учителя, если она с трудом к себе домой добиралась? В-третьих, во время эпизода в церкви, у Лукаса дергался глаз, и его друг сказал, что все понял по его лицу (в начале фильма была фраза о том, что глаз у учителя дергается, когда он лжет). Очень похоже, что мстил брат девочки, который мог знать о ситуации больше, чем родители, которые, в свою очередь, похоже были с девочкой не так близки...В общем, может это ночная паранойя, но фильм реально спровоцировал мозгодеятельность. Очень всем советую!

Фото Exxento
отзывы:
137
оценок:
287
рейтинг:
316
5

Фильм блёклый и скорее наполовину пуст чем полон. Он также пресен как констатация факта из ленты новостей. Сюжет, я бы даже сказал, мизерный, ничтожный, замыленный, сто раз перетертый и интересный только бабкам у подъезда. Тройка только из-за игры актеров и за отсутствие отвращения к происходящему. Смотреть или нет? А смотреть ленту новостей из раздела семейные скандалы? Каждый сам ответит себе на этот вопрос. Зато я бы посоветовал показывать его на первом курсе педагогических факультетов и детям старше 10 лет с целью нравственного воспитания. Мораль для них будет правильна и достаточна.

Оценка: 3+

Фото Татьяна Таянова
отзывы:
182
оценок:
182
рейтинг:
347
9

Трудно найти фабулу более социально заостренную, чем та, что вращается вокруг темы педофилии. Но с учетом того, что никакой педофилии в фильме нет, об обостренной социальности (или специальной социальности) этого кино говорить как-то не хочется. Возможно, педофилия в «Охоте» - это что-то сродни хичкоковскому макгаффину, а «McGuffin is nothing at all». Альфред Хичкок называл макгаффин дыркой от бублика, некой непроясненностью и добавлял еще: «Не важно, что это за вещь; главное, что все хотят ею обладать».

Странно, но в этом кино все хотят, действительно все хотят. Всем важно, чтобы педофилия (о которой нам с самого начала известно, что она дырка от бублика) на самом деле имела место. И пока им – всем – это важно, режиссер разоблачает и обнажает, рвет и мечет, дерется и плачет, молчит и кричит, блюёт обидой и истекает кровью вместе с главным героем.

Почему им всем важно, чтобы педофилия была? Потому что поверить в нее рациональнее, безопаснее, логичнее, спокойнее, справедливее даже, чем не поверить. Социальная справедливость, закон, порядок… - такие ширмы прекрасные. Можно даже не будучи собой, не будучи и наполовину человеком, красоваться под их прикрытием, самому себе нравясь, мол, правый я, справедливый, честный, не мелкий и не ничтожный, хороший, как все… Так проще, чем, ковыряясь в бедной душе, искать поводы и силы простить, поверить, понять и защитить того, на кого объявили законную охоту.

Впрочем, по большому-то счету, в чем вина тех, кто устроил охоту на ведьму, линчевание невиновного? Что отталкиваются от спорных убеждений: ребенок всегда прав, дети не лгут, такое нельзя выдумать в столь нежном возрасте? Что не проверили все досконально, научно, бережно? Что не поверили старому другу, товарищу, соседу… да и элементарной логике? Что в акте предательства и травли зашли слишком далеко?.. В чем вина? Не вижу ее. И задаю другой вопрос: в чем беда?

А беда очень большая, повсеместная, сродни тем бедам, о которых любит, переходя то на крик, то на хохот, то на личности, рассказывать друг Винтерберга Ларс фон Триер. Назовем ее, пожалуй, «мировым злом» (со вкусом апокалипсиса, конечно же). И определение этого зла не педофилия (как страшно звучит, да же?), а непонимание, недоверие, разъединенность (звучат спокойно, обыкновенно. Привычно!).
А почему, собственно, спокойно? Почему обыкновенно? Куда делся инстинкт правды, который рождает понимание и доверие, правды, что так проста и пряма (и так доступна юному сыну героя)? Почему чем больше мы пытаемся вникнуть в правду другого, тем больше погружаемся в свою - правильную? Почему соображение правды (мысль о том, какой она должна быть для всех, как выглядит приличнее, приемлемее, законнее) важнее инстинкта правды, что держится, как известно, не на целесообразности, норме и не на справедливости и законе даже, а на милосердии, любви - самом иррациональном, что есть в нас (Толстой назвал бы это «поэзией христианства»)?

В дневнике молодого Толстого от 17.II.1858 читаем: «Есть правда личная и общая. Общая только 2 х 2 = 4. Личная – художество! Христианство. Оно всё художество». Общая правда сбивает в стаю, отбирает право принимать решение, освобождает от ответственности и выбора своей усредненной простотой, своей прохладностью, очевидностью, выветренностью… Она как рельсы для «всеобщего расписания» жизни. Катись и не думай.

«Все люди закупорены, и это ужасно» (Л. Толстой. Дневники. 9.XI.1901). Герои фильма, живущие в рамках «всеобщего расписания» жизни, в рамках логики и строгой структурированности отношений (2 х 2 = 4), «в строгом соответствии с установленной процедурой» (буквальная цитата из фильма), в простеньких рамках «общей правды» - всегда выветренной и расхоложенной, уже потому что общей, эти герои не способны понять и принять любовь и поэзию правды главного героя, ее нерасчетливость, нелогичность, жертвенность, неподконтрольность, спонтанность… (как мы не способны понять, почему он остался, живет там и через год, после перенесенного позора. Да потому что простил! Потому что любит. Потому что верит. И девочку несет на руках бережно, и не страшно ему…).

«Мое дело проживать жизнь так, чтобы это была жизнь, а не смерть», - писал Толстой (письмо к Н. Н. Страхову, 1880). В фильме Винтерберга, как и во всех почти фильмах Триера (особенно в «Догвилле» и «Меланхолии»), поставлен ребром, острием, ружьем… вопрос о том, кто мы – мертвые или живые. И какой мир вокруг нас – мертвый или живой. Ведь человек – это всегда весть о нем, о мире. Живая или мертвая. В человеке совершается судьба мира. И пока мы не видим, в упор не видим и не чувствуем того, что сильнее, чем общая целесообразность и справедливость и общая, как 2 х 2 = 4, правда, ни понимание, ни единство не установятся, и кто-то всегда будет под прицелом, возможно, мы все...

P.S. А дети, маленькие копии нас, будут лгать общей ложью, чтобы скрыть боль и страх мертвого – одиночества, непонимания, нелюбви…


Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Русский репортаж»

После тяжелого развода 40-летний Лукас заводит новую девушку, новую работу и пытается наладить отношения со своим сыном-подростком Маркусом. Но не все получается так, как задумано, и случайная ложь проникает в сердца. К Рождеству ложь распространяется, как невидимый вирус. Начинается всеобщая травля Лукаса. Во время коллективной истерии Лукасу предстоит одинокая война за свою жизнь и достоинство.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить