Киноафиша Москвы

Фильм «Разоблачитель»

Le révélateur (1968, Франция)

оценить
Кино: «Разоблачитель»
Кино: «Разоблачитель»
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Лучшие отзывы о фильме «Разоблачитель»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
512
5

Погружение в сон, навеянный воспоминаниями о детстве, какими они могут быть годы спустя, обеззвученный фильм Филиппа Гарреля строит все свое шаткое повествование вокруг персоны маленького мальчика, проводящего, как и полагается, свое время со своими родителями. Но, так как это хронометрия жизни, преломленная сквозь границу яви и грез, персонажи и ведут себя соответственно – то крадутся сквозь поле, полное высоких трав, то бегут друг от друга и прибегают друг к другу в ночном лесу. Их лица перекошены, порой, маской каких-то внутренних загадок, а движения порой напоминают неконтролируемые рывки зомби, но во сне есть место всему. Ощущение какой-то апокалиптичности не отпускает, впрочем, на протяжении всей картины. И, когда герои начинают спускаться в какой-то кратер, эмоции окончательно обволакивают зрителя и становится ясно, что даже ровным счетом ничего не поняв в этой повествовательно сложной экспериментальной лентой, которую, по слухам, ребята делали под LSD, проникнуться теми настроениями, которые режиссер вложил в свою работу, придется.

Неопределенность затрагивает практически все аспекты картины, начиная с перевода названия. Существуют различные мнения, касающиеся как кинематографической сущности термина – «проявитель», так и философского – «Провозвестник». Есть тут и попытка интерпретировать показанные события, что вытекает в название «Разоблачитель», а кто-то пытается оттолкнуться от общего ощущения и находит корень «грезы». Отказ от звуковой дорожки как факта, скорее всего, можно объяснить как отказом от ненужного. Для Гарреля, особенно раннего, поэзия тел, движений, является главным средством выразительности. Плюс к этому, явно напрашивается и вывод о верности традициям «новой волны», к тому времени выкристаллизовавшейся в какие-то химические осадки.

Известно, что фильм был снят в Германии, куда Гаррель уехал после того, как поддержанная им студенческая революция весной 1968 года закончилась ничем. Однако, как это ни парадоксально, но никакой прямой взаимосвязи между теми событиями, между статусом изгнанника, и показанной в фильме историей, нет. Как и многие картины Гарреля, «Разоблачитель» очень автобиографичен, а вот те ощущения, которые излучает фильм, явно пропитаны горечью и даже детской обидой и попыткой понять, почему же все так. Другой точкой привязки этой работы к французской действительности того времени является тот факт, что лента была выпущена под патронажем Сильвии Боссона, которая профинансировала все, что вышло под крылом «Zanzibar Films».

Впрочем, если вы не интересуетесь французской историей, настроениями конца 60-х, символизмом и экзистенциализмом, это еще не значит, что вы не найдете для себя в фильме ничего интересного. В отличие от своего первого фильма, в этом Гаррель предстает в качестве талантливого постановщика, который не стесняется проводить рискованные эксперименты с камерой, с мизансценой, большинство из которых завершаются успешно. Бег по ночному лесу, тонкое чувство построения кадра в сценах в доме, нереальное освещение с жестко высвеченными тенями и грубым, прямолинейным светом, вторгающимся в уютную темноту непонимания – все это должно заинтересовать человека, испытывающего интерес к киноязыку.

0
0
13 декабря 2012