Фильм

Фильм Земля и свобода

Land and Freedom (1995, Великобритания, Испания, Германия, Италия, Франция), IMDb: 7.5

Предоставлено пользователем: Katja Likhina
1/4
СтранаВеликобритания, Испания, Германия, Италия, Франция
РежиссерКен Лоуч
Продолжительность1 час 49 минут
Дата выхода1 января 1995
Британский режиссер, один из главных авторов остросоциального европейского кино. Родился в семье шахтера, что впоследствии отразилось на темах творчества Лоуча. Его дебют «Бедняжка» критики окрестили «реализмом кухонной раковины» — этого направления режиссер, наряду с Майком Ли, придерживается до сих пор. Его следующий фильм, «Кес», вошел во все рейтинги лучших британских фильмов, а драма о войне за независимость Ирландии «Ветер, который качает вереск» принесла ему «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. При этом спустя десять лет, в 2016 году, Лоуч снова был отмечен главным призом Канн за драму «Я, Дэниел Блэйк». В то же время одно из самых сильных социальных высказываний английского левака — «Это свободный мир» — получило три премии Венецианского фестиваля, но не получило главной. Может показаться, что Лоуч, отдающий предпочтение соцреализму, специализируется только на серьезном кино, но это не так: в 2012 году он выпустил гомерически смешную комедию «Доля ангелов» про шотландцев и виски.
7

Молодой англичанин Дэвид Карр (Иэн Харт) – человек коммунистических убеждений и без сильных корней на родине. Поэтому, когда в 1936 году в Испании грянула гражданская война, он отправился туда, чтобы бить франкистских фашистов. Там он вступает в особый отряд Рабочей партии марксистского единства, где принимает участие в непосредственных столкновениях по всей стране. Это приводит к тому, что он получает ранение и отправляется в Барселону на лечение. Тем временем, он знакомится с милой испанской девушкой, но без особых надежд на роман – у нее есть парень, а вокруг гремит война, не лучшее время для любви. В Барселоне Карр вынужден пересмотреть собственные политические пристрастия. Дело в том, что сталинистское крыло коммунистической армии решает натянуть одеяло на себя и предает общие принципы, что приводит к еще более кровопролитным боям в городе, но уже против друг друга. Несколько разочарованный событиями, англичанин решает найти тот отряд, с которым он начинал, и в котором все было просто, а он был счастлив.

Первый фильм Кена Лоуча, когда он решает отойти от обычного временного контекста, в котором работал с самого начала собственной творческой карьеры, и вместо того, чтобы описывать нелегкую жизнь трудяги со дна общества в современной Англии, отправляет его в Испанию 30-х. Впрочем, чтобы зритель совсем не потерялся и не запаниковал, Лоуч, а точнее его верный сценарист Джим Аллен, для которого это станет последней совместной с режиссером работой, придумывает этакие нарративные скобки, которые начинают и заканчивают фильм в современное время. Аллен при этом оказался вполне уверен в работе с непривычным материалом, и кроме интересных подробностей, устраивает небольшие, но занятные повороты в сюжете. При этом совершенно очевидно, что историческая справедливость хронологии событий, а также попытка реставрации войны ни Аллена, ни тем более Кена Лоуча, особо не интересует.

В качестве оператора тоже знакомое лицо. Барри Экройд смог снять Испанию в совершенно уникальном сочетании ярких, сочных, насыщенных тонах мирных деревенских пейзажей, и пыльной реальности бедности и ужасов войны. С другой стороны, когда начинается часть фильма, наполненная бесконечными пулеметными диалогами, пропитанными политикой и пикированием, манифестами и слоганами, становится немного скучно. Лоуч однозначно обвиняет сталинистов в откровенном предательстве идей. Из всего этого совершенно очевидно, что работа над фильмом велась очень давно, еще с 70-х – местами он слегка идеалистически наивен. В остальном же Лоуч верен сам себе, и создает еще один потрясающе пронзительный монумент о сражении слоев общества и непримиримой классовой вражде.

25 мая 2015
Все отзывы
Читайте также
Дойти до «Точки кипения»: рецензия на снятый одним кадром ресторанный триллер
Дойти до «Точки кипения»: рецензия на снятый одним кадром ресторанный триллер
Дойти до «Точки кипения»: рецензия на снятый одним кадром ресторанный триллер
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
35 последних и не слишком известных фильмов с Брюсом Уиллисом
35
последних и не слишком известных фильмов с Брюсом Уиллисом
35 последних и не слишком известных фильмов с Брюсом Уиллисом
11 сериалов в далекой-далекой вселенной «Звездных войн»
11
сериалов в далекой-далекой вселенной «Звездных войн»
11 сериалов в далекой-далекой вселенной «Звездных войн»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость