Экранизация Уайльда с Колином Фертом в роли лорда Генри.
Экранизация, Драма |
16+ |
Оливер Паркер |
9 сентября 2009 |
4 февраля 2010 |
1 час 52 минуты |
doriangraymovie.co.uk |
Невинный провинциальный подросток Дориан Грей (Барнс, принц Каспиан из «Принца Каспиана») получает огромное наследство и переезжает жить в Лондон. Там он знакомится с лордом Генри Уоттоном (Ферт) и художником Бэзилом Холлуордом (Чаплин). Первый объясняет ему, что в жизни есть только две ценности — молодость и красота, а второй пишет воздающий должное его молодости и красоте портрет. Дориан сначала не верит лорду Генри, но потом быстро обманывает невинную девушку, совращает пол-Лондона, расчленяет труп Бэзила и отправляется путешествовать. Портрет тем временем принимает на себя все свидетельства его злодейств, так что спустя 18 лет герою ничто не мешает приударить за несовершеннолетней дочкой лорда (Холл). Ничто — кроме самого лорда Генри, которому не очень нравится, когда его цинические принципы обращают против его же семьи.
«Дориан Грей» для режиссера Паркера — уже четвертый фильм по Уайльду. Предыдущие три были, что называется, добротными британскими экранизациями, так что происходящее на экране теперь — в большей степени сюрприз. Состоящую почти из одних рассуждений об искусстве и красоте книгу Уайльда едва ли можно адекватно перенести на экран: в конце концов, ее обаяние заключено в самоотрицании — провозглашении неизбывной порочности собственного изысканного литературного стиля. Идя на какой-либо фильм под названием «Дориан Грей», необходимо заранее согласиться не сравнивать его с почти одноименным романом — но Паркеру, однако ж, удается исчерпать любое, самое благонамеренное терпение. Подобная манера мелодраматической экранизации классики была в ходу в эпоху немого кино — когда даже «Чувство и чувствительность» было принято представлять в виде душераздирающих живых панно с искаженными эмоциями лицами актеров. Слово «искусство» — главное в романе — не упоминается тут ни разу, зато искусственной становится любая из описанных в нем ситуаций. Портрет Дориана, вместо того чтобы стареть и дурнеть, начинает копошиться червями и крысами, а в финале взрывается спецэффектами прямиком из первого «Гарри Поттера». Пороки викторианского Лондона проиллюстрированы голыми неграми, отплясывающими на переходящем в оргию великосветском обеде. Интереснее всего метаморфоза лорда Генри, который у Уайльда только сыплет парадоксами и развращает Дориана, подарив ему роман Гюисманса «Наоборот», а у Паркера ведет его к шлюхам, учит пить джин стаканами, а в конце взрывает его дворец.
Фильм «Дориан Грей» профинансирован Британским советом по делам искусств, цель которого — сохранение и пропаганда традиций британской культуры. В этом уважаемом органе сидят не дураки, в кумовство и коррупцию на Альбионе верить тоже не хочется, так что, скорее всего, сохранять и пропагандировать Паркер в этот раз подряжался вовсе не Уайльда — а, к примеру, традиции мелодраматической экранизации раннего английского кинематографа. Маэстро, браво!