Москва
31 мая 2024

«Дикие ночи» на Круазетт: 6 самых безумных фильмов Каннского кинофестиваля 2024 года

Егор Москвитин
Незаметно для всех респектабельные Канны, ежегодно проходящие на гламурной набережной Круазетт, стали устраивать такие же дикие ночи, как «Сандэнс» и Торонто. На фестивале перед сном крутят брутальные боевики, эстетские хорроры, социальные триллеры и безумные комедии. Секция Midnight Screenings в Каннах существует на первый год: к примеру, еще пять лет назад в ней показывали «Вечный свет» Гаспара Ноэ. Но в 2024 году жанровое кино расползлось по всем остальным программам фестиваля. Кинокритик и куратор многих российских кинофестивалей Егор Москвитин рассказывает о шести самых смешных, самых страшных и самых бойких картинах текущего феста. В список не попали «Саван» Дэвида Кроненберга и «Субстанция» Корали Фаржа — два боди-хоррора из основного конкурса, о которых вы прекрасно знаете и без нас.
Серфер
2025, Триллер
Николас Кейдж звереет и делает все, за что мы его любим

Главное сокровище фестиваля — кавер-версия «Бойцовского клуба» и «На гребне волны», снятая ирландцем Лорканом Финнеганом (автором «Вивариума» и «Дурного глаза») и осененная присутствием Николаса Кейджа. Покрасивший волосы в рыжий актер играет мужчину на грани нервного срыва, который мог бы стать героем «С меня хватит!». Жена ушла и вот-вот выйдет замуж за другого, а на то, чтобы выкупить пляжный дом своего детства, не хватает ста тысяч долларов. Накануне Рождества герой едет с сыном-подростком на этот самый пляж, чтобы научить мальчишку ловить волну. Но местные серферы-гопники (во главе с Джулианом МакМэхоном из «Зачарованных»!) унижают его на глазах у сына — и запускают цепочку событий, от которых зрители то и дело будут кричать на экран.

События происходят в одной-единственной австралийской локации, в которой какое кино ни сними — что хоррор «Два, три, демон, приди!», что триллер «Серфер», что истерн «Соловей», — все равно получится приквел «Безумного Макса». Раскаленный материк будто бы ждет повода, чтобы сойти с ума, оскалить зубы и превратиться в дюну. Даже кенгуру здесь занимаются боксом! Пока герой Кейджа (чей градус безумия здесь перекрывает прошлогодний рекорд «Героя наших снов» — причем с солидным отрывом) вынашивает план мести и постепенно теряет все, что его определяло, пляжные бездельники превращаются из кучки гопников в братство со своей философией. Которая источает ту же токсичную маскулинность, что и банды из «На гребне волны» и «Бойцовского клуба».

Мужчин этот конфликт точно зацепит. Как минимум потому, что это всеобщий страх — быть униженным на глазах у близких. А как максимум потому, что все соблазны, которые сулит герою вступление в братство серферов, актуальны для подростков, мужчин в кризисе среднего возраста и стариков (один из которых в фильме тоже появится — и окажется тем еще бомжом с дробовиком). Невероятное кино — смешное, но страшное, гротескное, но правдивое, болезненное, но развлекательное до мозга костей.

Вершина кейджизма.

Сестра Полночь
2024, Трагикомедия
Индийская комедия, которая быстро становится черной, как полночь

Помните «Сотни бобров» с недавнего ММКФ? Примерно те же чувства (радости, удивления и благодарности после сеанса) вызывает индийская черная комедия «Сестра Полночь». Неопытные девушка и парень женятся (разумеется, по воле своих родителей, а не любви) и начинают семейную жизнь. Притирка молодоженов превращается в комедийный приквел «Войны Роз». Фильм не немой и не черно-белый, но, как и в «Сотне бобров», в нем немыслимое количество гэгов, построенных на жестах, гримасах, ужимках, звуках и выразительном молчании. А еще эта находчивая комедия (режиссер Каран Кандхари до этого, между прочим, снял клип для Franz Ferdinand) ловко подражает Уэсу Андерсону. Камера и герои движутся исключительно под прямыми углами, а нарочитая нелепость фильма ловко подчеркивает состояние персонажей, смягчая трагизм ситуации. Потрясающее кино, которое вдобавок резко сгущает краски: нежная комедия быстро становится черной, как полночь. Надеемся привезти это чудо на российские фестивали!

Девушки на балконе
2025, Фэнтези
Как если бы сериал «Девочки» обернулся тарантиновским «Доказательством смерти»

Новый (и крайне удачный) режиссерский опыт французской актрисы Ноэми Мерлан. Что-то вроде сериала «Девочки», будь он умным комедийным слешером, или фильма «Доказательство смерти», не будь его режиссер мужчиной. Три подруги — актриса, вебкам-модель и начинающая (долго начинающая) писательница — изнывают от жары в марсельской квартире. С ними флиртует парень напротив — модный фотограф, красавец и умница. Казалось бы, что может пойти не так? Девушки идут к юноше в гости — и вечеринка превращается то ли в триллер, то ли в фэнтези, то ли в хоррор. «Девушки на балконе» переворачивают вверх дном жанровые тропы, здорово шутят, отлично передают атмосферу времени и место (теперь хочется попасть в летний Марсель!) и околдовывают своим саундтреком. А в конце ошарашивают замечательным сюжетным финтом.

Слухи
2024, Ужасы
Дикая сатира про бесполезность политиканов

Лидеры стран Большой семерки собираются на очередном саммите, гуляют по лесу, мило выпивают в беседке — а потом обнаруживают, что оказались в абсурдном ужастике: наедине то ли с зомби, то ли с пришельцами, то ли с собственными страхами. «Это протестующие!» — дружно кричат президенты и премьер-министры, завидев пугающие тени среди деревьев.

Фильм идет почти два часа, хотя комедийного материала и смыслов в нем едва хватает на час, но это все равно очень приятное и легкое кино. В ролях лидеров свободного мира — видные актеры из семи стран, в том числе Кейт Бланшетт, Дени Меноше, Чарлз Дэнс и чудесный канадец Рой Дюпюи, который здесь просто-напросто рок-звезда. Еще есть безумное камео у Алисии Викандер. За то милыми, то неполиткорректными шутками про политику скрывается идея, которая уже стала для фестиваля сквозной. Как и «Мегалополис», «Арманд», «Виды доброты» и другие фильмы Канн-2024, «Слухи» запускают слух, что люди, которые принимают самые важные в нашей жизни решения, мягко говоря, некомпетентны.

А еще это фильм режиссера Гая Маддина (и двух его соавторов Галена и Эвана Джонсонов) — культовой фигуры, своего рода Кевина Смита канадского кинематографа. Поэтому именно премьер-министру Канады достались все самые классные шутки.

Воины сумерек: Осада Коулуна
2024, Боевик
Гонконгская классика на современных стероидах

Бескомпромиссный гонконгский боевик, которому для безоговорочного величия не хватает разве что Брюса Ли — зато здесь есть Саммо Хун! Чхеан Пхоусой выпускает фильмы с лучшей в регионе хореографией рукопашных боев, самыми отчаянными каскадерскими трюками, последними настоящими героями и образцовыми негодяями примерно раз в год. Но в этот раз у него получился не азиатский «Форсаж» (как в «Автостраде»), а настоящий эпос в духе «долларовой трилогии» Серджо Леоне, французских «Самурая» и «Профессионала» — отсюда, видимо, и приглашение в Канны.

Нищий эмигрант Лок (Реймонд Лам) пытается найти себе дом в Гонконге 1980-х и просит бандитов сделать ему фальшивый паспорт. Но те, высоко оценив его мастерство в боевых искусствах, не спешат помогать: пусть сперва испачкает руки. И эти руки быстро оказываются по локоть в крови. Большинство драк происходит в городе-крепости Коулуне — бандитской части Гонконга, где в восьмидесятые было страшнее, чем в любой антиутопии из кино. Головокружительный фильм, зрителям которого стоит быть готовыми к ультранасилию. Скажем, американский боевик «Драка в блоке 99» на фоне этого гонконгского экшна — ну просто «Слово пацана».

Мститель: Игра на выживание
2025, Боевик
Корейская версия «16 кварталов»

Сиквел корейского блокбастера «Мститель: Охота началась», который начинался как комедия про непутевых полицейских, а заканчивался мощной социальной драмой, по пути махая кулаками, словно боевик из Гонконга. Во второй части совестливый и неравнодушный сыщик снова встает костью в горле бесчеловечным олигархам, коррумпированным чиновникам и продажным политикам. Начинается все с того, что герою и его команде дают приказ защищать ценного подсудимого от возможной расправы. Подопечный бандит — настоящее зло, и его во что бы то ни стало хочет достать некий народный мститель, местный корейский Чумной Доктор. Но закон есть закон, поэтому одни хорошие парни будут весь фильм сражаться с другими, пока настоящее зло будет возвышаться над схваткой, совсем как в том афоризме Бисмарка про красных и черных муравьев в банке.

Несмотря на азиатский антураж, фильм здорово напоминает боевик «16 кварталов» с Брюсом Уиллисом, где порядочный коп должен был доставить свидетеля в суд, а весь город вставал у него на пути. Настоящая героика, которую сегодня все реже встретишь в кино.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все