Главное сокровище фестиваля — кавер-версия «Бойцовского клуба» и «На гребне волны», снятая ирландцем Лорканом Финнеганом (автором «Вивариума» и «Дурного глаза») и осененная присутствием Николаса Кейджа. Покрасивший волосы в рыжий актер играет мужчину на грани нервного срыва, который мог бы стать героем «С меня хватит!». Жена ушла и вот-вот выйдет замуж за другого, а на то, чтобы выкупить пляжный дом своего детства, не хватает ста тысяч долларов. Накануне Рождества герой едет с сыном-подростком на этот самый пляж, чтобы научить мальчишку ловить волну. Но местные серферы-гопники (во главе с Джулианом МакМэхоном из «Зачарованных»!) унижают его на глазах у сына — и запускают цепочку событий, от которых зрители то и дело будут кричать на экран.
События происходят в одной-единственной австралийской локации, в которой какое кино ни сними — что хоррор «Два, три, демон, приди!», что триллер «Серфер», что истерн «Соловей», — все равно получится приквел «Безумного Макса». Раскаленный материк будто бы ждет повода, чтобы сойти с ума, оскалить зубы и превратиться в дюну. Даже кенгуру здесь занимаются боксом! Пока герой Кейджа (чей градус безумия здесь перекрывает прошлогодний рекорд «Героя наших снов» — причем с солидным отрывом) вынашивает план мести и постепенно теряет все, что его определяло, пляжные бездельники превращаются из кучки гопников в братство со своей философией. Которая источает ту же токсичную маскулинность, что и банды из «На гребне волны» и «Бойцовского клуба».
Мужчин этот конфликт точно зацепит. Как минимум потому, что это всеобщий страх — быть униженным на глазах у близких. А как максимум потому, что все соблазны, которые сулит герою вступление в братство серферов, актуальны для подростков, мужчин в кризисе среднего возраста и стариков (один из которых в фильме тоже появится — и окажется тем еще бомжом с дробовиком). Невероятное кино — смешное, но страшное, гротескное, но правдивое, болезненное, но развлекательное до мозга костей.
Вершина кейджизма.
Помните «Сотни бобров» с недавнего ММКФ? Примерно те же чувства (радости, удивления и благодарности после сеанса) вызывает индийская черная комедия «Сестра Полночь». Неопытные девушка и парень женятся (разумеется, по воле своих родителей, а не любви) и начинают семейную жизнь. Притирка молодоженов превращается в комедийный приквел «Войны Роз». Фильм не немой и не черно-белый, но, как и в «Сотне бобров», в нем немыслимое количество гэгов, построенных на жестах, гримасах, ужимках, звуках и выразительном молчании. А еще эта находчивая комедия (режиссер Каран Кандхари до этого, между прочим, снял клип для Franz Ferdinand) ловко подражает Уэсу Андерсону. Камера и герои движутся исключительно под прямыми углами, а нарочитая нелепость фильма ловко подчеркивает состояние персонажей, смягчая трагизм ситуации. Потрясающее кино, которое вдобавок резко сгущает краски: нежная комедия быстро становится черной, как полночь. Надеемся привезти это чудо на российские фестивали!
Новый (и крайне удачный) режиссерский опыт французской актрисы Ноэми Мерлан. Что-то вроде сериала «Девочки», будь он умным комедийным слешером, или фильма «Доказательство смерти», не будь его режиссер мужчиной. Три подруги — актриса, вебкам-модель и начинающая (долго начинающая) писательница — изнывают от жары в марсельской квартире. С ними флиртует парень напротив — модный фотограф, красавец и умница. Казалось бы, что может пойти не так? Девушки идут к юноше в гости — и вечеринка превращается то ли в триллер, то ли в фэнтези, то ли в хоррор. «Девушки на балконе» переворачивают вверх дном жанровые тропы, здорово шутят, отлично передают атмосферу времени и место (теперь хочется попасть в летний Марсель!) и околдовывают своим саундтреком. А в конце ошарашивают замечательным сюжетным финтом.
Лидеры стран Большой семерки собираются на очередном саммите, гуляют по лесу, мило выпивают в беседке — а потом обнаруживают, что оказались в абсурдном ужастике: наедине то ли с зомби, то ли с пришельцами, то ли с собственными страхами. «Это протестующие!» — дружно кричат президенты и премьер-министры, завидев пугающие тени среди деревьев.
Фильм идет почти два часа, хотя комедийного материала и смыслов в нем едва хватает на час, но это все равно очень приятное и легкое кино. В ролях лидеров свободного мира — видные актеры из семи стран, в том числе Кейт Бланшетт, Дени Меноше, Чарлз Дэнс и чудесный канадец Рой Дюпюи, который здесь просто-напросто рок-звезда. Еще есть безумное камео у Алисии Викандер. За то милыми, то неполиткорректными шутками про политику скрывается идея, которая уже стала для фестиваля сквозной. Как и «Мегалополис», «Арманд», «Виды доброты» и другие фильмы Канн-2024, «Слухи» запускают слух, что люди, которые принимают самые важные в нашей жизни решения, мягко говоря, некомпетентны.
А еще это фильм режиссера Гая Маддина (и двух его соавторов Галена и Эвана Джонсонов) — культовой фигуры, своего рода Кевина Смита канадского кинематографа. Поэтому именно премьер-министру Канады достались все самые классные шутки.
Бескомпромиссный гонконгский боевик, которому для безоговорочного величия не хватает разве что Брюса Ли — зато здесь есть Саммо Хун! Чхеан Пхоусой выпускает фильмы с лучшей в регионе хореографией рукопашных боев, самыми отчаянными каскадерскими трюками, последними настоящими героями и образцовыми негодяями примерно раз в год. Но в этот раз у него получился не азиатский «Форсаж» (как в «Автостраде»), а настоящий эпос в духе «долларовой трилогии» Серджо Леоне, французских «Самурая» и «Профессионала» — отсюда, видимо, и приглашение в Канны.
Нищий эмигрант Лок (Реймонд Лам) пытается найти себе дом в Гонконге 1980-х и просит бандитов сделать ему фальшивый паспорт. Но те, высоко оценив его мастерство в боевых искусствах, не спешат помогать: пусть сперва испачкает руки. И эти руки быстро оказываются по локоть в крови. Большинство драк происходит в городе-крепости Коулуне — бандитской части Гонконга, где в восьмидесятые было страшнее, чем в любой антиутопии из кино. Головокружительный фильм, зрителям которого стоит быть готовыми к ультранасилию. Скажем, американский боевик «Драка в блоке 99» на фоне этого гонконгского экшна — ну просто «Слово пацана».
Сиквел корейского блокбастера «Мститель: Охота началась», который начинался как комедия про непутевых полицейских, а заканчивался мощной социальной драмой, по пути махая кулаками, словно боевик из Гонконга. Во второй части совестливый и неравнодушный сыщик снова встает костью в горле бесчеловечным олигархам, коррумпированным чиновникам и продажным политикам. Начинается все с того, что герою и его команде дают приказ защищать ценного подсудимого от возможной расправы. Подопечный бандит — настоящее зло, и его во что бы то ни стало хочет достать некий народный мститель, местный корейский Чумной Доктор. Но закон есть закон, поэтому одни хорошие парни будут весь фильм сражаться с другими, пока настоящее зло будет возвышаться над схваткой, совсем как в том афоризме Бисмарка про красных и черных муравьев в банке.
Несмотря на азиатский антураж, фильм здорово напоминает боевик «16 кварталов» с Брюсом Уиллисом, где порядочный коп должен был доставить свидетеля в суд, а весь город вставал у него на пути. Настоящая героика, которую сегодня все реже встретишь в кино.