Фильм

Фильм Я

2009, Россия, IMDb: 6.2

6.4
6.2
1/4

Новый фильм режиссера «Нирваны» — про дурдом, наркотики и самопознание

В 1993 году безымянный юноша из Севастополя (Смольянинов), энтузиаст психотропных веществ и автор подпольной радиопьесы «Рвотный дождь», с высоко поднятой головой входит в местную психбольницу косить от армии и, с порога получив в нос, понимает, что там все несколько жестче, чем у дочитанного на днях Кена Кизи. В ожидании белого билета он учит малахольных кричать персоналу «зиг хайль», влюбляется в аминазиновой горячке в медсестру (Акиньшина) и как о втором пришествии мечтает, чтоб из областной дурки к нему перевели кумира детства Румына (Горбунов) — магаданского героинового бога, которому подвластно практически все.

СтранаРоссия
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 20 минут
Дата выхода15 сентября 2009
Дата выхода в России15 октября 2009

Рецензия «Афиши» на фильм «Я»

Приключения симулянта, новый фильм режиссера «Нирваны»

В 1993 году безымянный юноша из ­Се­вастополя (Смольянинов), энтузиаст психотропных веществ и автор подпольной радиопьесы «Рвотный дождь», с высо­ко поднятой головой входит в местную психбольницу косить от армии и, с поро­га получив в нос, понимает, что там все несколько жестче, чем у дочитанного на днях Кена Кизи. В ожидании белого билета он учит малахольных кричать персоналу «зиг хайль», влюбляется в аминазиновой горячке в медсестру (Акиньшина) и как о втором пришествии мечтает, чтоб из областной дур­ки к нему перевели кумира детства ­Румына (Горбунов) — магаданского ­ге­роинового бога, которому подвластно практически все.

Начинающийся с евангельской ­ци­таты про встречу Христа с бесноватым, а заканчивающийся коллективным надгробным памятником друзьям, сторчавшимся в первую половину 90-х, «Я» довольно похоже передает свихнувшую­ся психофизику указанного периода: Swans звучат за кадром наравне с ­Ми­хаилом Кругом, разговоры о свойствах апрофена — с разговорами о Боге; имеется снятая в стилистике хеви-металлического видео сцена распятия артиста Горбунова ментами на православном кресте. Фильмография Игоря Волошина (где кроме пижонской «Нирваны» есть еще бодрый пропагандистский «Олимпиус инферно» про войну в Осетии) подсказывает, что вся эта густая мешанина из грязи и сусального золота — не столько осознанный прием, погружающий в эпоху, сколько органически приятные режиссеру краски. То, что артистам приходится по мере сил через них продираться (Акиньшиной удается ввернуть пару человеческих реплик, выход продюсера Анны Михалковой в виде разумно­го главврача — вообще как глоток свежего воздуха), можно было бы списать на особенности авторского видения мира, а то, что автобиографический (так, по крайней мере, намекают титры) сюжет на две трети повторяет лимоновского «Молодого негодяя», объяснить цикличностью русской жизни. Но проблема в том, что формат исповеди, пусть даже выдуманной, подразумевает чуть больше рефлексии и чуть меньше самолюбования. Вообще, трудно отделаться от мысли, что жанр ­радикального личного высказывания Волошину навязали непростые экономические условия. Будь у автора реальная возможность проявить свои специфические умения в каком-нибудь номерном ремейке «Техасской резни бензопилой» — это, кажется, стало бы большим облегчением, в первую очередь для него самого.

30 сентября 2009
7

Перед премьерой пришел сам автор с продюсером Анной Михалковой и сказал что ему сказали что они сняли Русский Акрополис или акрополь. я.так и не разобрал из за шумевших рядом журналистов -а в частности пишущей прессы от Журнала афиша (предупреждаю что если увидите разгромную рецензию где автором является женщина да еще и блондинка - не читайте - она ушла на 17 минуте фильма и главное даже не планировала досматривать его до конца и только громко болтала), ну да и фиг с ней, .главное был фильм - главный герой - хороший знакомый волонтер в РДКБ- Артур Смолянинов.
Конечно Артур - понравился, субъективен ли я? отвечу -да? все таки родной он мне по душе - даже в таком тяжелом фильме. Фильм действительно не из легких - не зря в эпиграфе сценария - Алексею Балабанову. выражается признательность. По моим личным ощущения - это фильм из серии груза 200 и с элементами христианской символики и неплохой игрой актеров в основном мужчин в ситуация полнейшего и думаю реального для того времени 1983-1992 кризисом культуры, души, духа, общества и системы. Довольно жестко показан произвол милиции в те времена, и верить в это увы легко, произвол же в ПсихБольнице, тоже не удивляет. удивляет сюрреалистические визуальные картины с падающим снегом, с песнями и излишней натуральностью некоторых сцен. С другой стороны учитывая что фильм основан на реальных событиях - показать его красивее было бы преступлением.
На протяжении всего фильма видя - этот произвол и жуткий реализм - я и не только я ждал - финала чтобы услышать мораль...как в грузе 200 , когда герой приходит в церковь креститься. есть мораль-итог и у Волошина а точнее у его героя -
Направляя в кадре свою ручную камеру на зрителя он просит у Бога простить за многие свои грехи и в частности за то искушения которое он льет на людей с полотняного экрана


Ходить или нет решать вам. Я что то для себя вынес, может быть главное - что никогда не позно начать все сначала, измениться и повернутся к Богу, Хотя возможно я домысливаю.

5 октября 2009
9

Я, тридцать третья и последняя буква русского алфавита.
Большая Советская Энциклопедия.

Впервые я услышал об Игоре Волошине года три-четыре назад. Мой знакомый, студент ВГИКа с курса Соловьева, рассказал, что его мастер с восторгом отозвался о фильме какого-то молодого режиссера. Название фильма "Нирвана" сразу вызвало неизбежные ассоциации с Куртом Кобейном и Буддой, а потому крепко засело в голове. Через некоторое время я увидел на пиратском развале dvd со знакомой надписью, купил его на последние 100 рублей и не пожалел. Фильм оказался убийственно красивым и, что большая редкость для нашего кино, искренним.
Потом был "Олимпиус инферно", скороспелая агитка на тему грузинского вторжения в Южную Осетию. Увидев в финальных титрах фамилию "Волошин", подумал, что тезка. Не мог поверить, что один и тот же человек мог снять сначала "Нирвану", а потом фальшивый госзаказ! Но видимо, у нас в стране это традиция – талант обязан выражать свою лояльность и творить на благо партии. Хотя бы иногда.
И вот, теперь "Я". Приговор большинства был предсказуем. Ядерная смесь из несовместимых компонентов вызывает естественную реакцию – неприятие и отторжение. Законченные героинщики в образах стиляг (привет Тодоровскому-мл.), распятый на православном кресте наркодилер, коррумпированный мент, идущий по воде аки по суху, и старый автомобиль, запряженный тройкой лошадей (привет Гоголю) – все это смахивает на провокационный бред режиссера "новой русской волны". Но в отличие от безвольных произведений "мэтров" нашего арт-хауса, у фильма Волошина есть сила, которая, как известно, в правде. Наверное, поэтому "Я" шибанул меня наотмашь. Не сразу, как "Пролетая над гнездом кукушки", где все просто и понятно, а постепенно, сработав как бомба замедленного действия. Видимо, должно было пройти время, чтобы все встало на свои места, и я увидел в этой дикой смеси болливуда, трэша, мюзикла и философской притчи не эпатажный эксгибиционизм, а беспощадно честное отражение ушедшей эпохи. Эпохи, в которой многие из нас жили и выживали, казалось бы, еще совсем недавно.
Публичная исповедь всегда дело неблагодарное. Когда-то на показе "Зеркала" Тарковского зрители в кинотеатре кричали фразы наподобие "Люди, не смотрите это! Вас обманывают!" Теперь кричать неудобно – во рту попкорн.

25 ноября 2009
7

«Я» Раскошное полотно!!! Яркая иллюстрация фантанирующего, гангренозного зловония гремучей эпохи конца 80-х начала 90-х. Времени, когда из оранжевых военных аптечек уже выгребли весь промидол, а тарен пока не дожрали. Времени лютой свободы и беспредельного панкшуя. Пока половозрелые «демократы» рвали на части большой куш, захлЁбывающейся в собственной блевотине страны, «правильная» молодЁжь отвисала, как сему благоволила деструкция переломного времени. Рвотная масса, приправленная подземельным декадансом на карнавале треша.
Фильм про моих старших товарищей, тех, кого я с красной строки вписал бы в первые строчки галереи памяти (у каждого своя сторона понимания персональной заслуженности). Разрушительная революция сознания, фильм о людях, которые не читая Берроуза, по собственному творческому разумению, построили свой сладковмазанный, забытый дьяволом мир… мир посоветского Джанки! Смотреть всем до одного! Сыграно безупречно! Отдельный респект автору сценария и режиссЁру! Давно так не цепляло!!!

24 августа 2010
7

Достойный фильм в духе "Груза 200" и "Свободного плавания". Гаркуша очень к месту со своей ролью. Горбунов в своемм амплуа великолепен.

Немного непонятна концовка. Красиво сделаны наркоприходы (особенно с попугайчиками и горящей фуфайкой)

25 января 2011
7

Фильм про то, чем кончили внуки стиляг.

Пестрое месиво из флешбэков режиссера о молодости, которая пришлась на 90-е. Картина балансирует на грани китча и дурного вкуса (один Горбунов в роли помеси Оззи Осборна с Джоном Леноном чего стоит), что многие принимают за уже сложившуюся авторскую манеру, но лично мне кажется, что это продиктовано неким самолюбованием молодого автора. Тем не менее, кино у Волошина живое. Он не кидается по примеру коллег в экзистенциальные бредни или исторические выдумки, не реализовывает провинциальные комплексы, не интересничает и не выдумывает. Он честно рассказывает о том, что видел и слышал, молодцевато привирая и приукрашивая истории, в которых побывал. Но так бы на его месте сделал, наверное, любой.

29 октября 2009
Все отзывы
Читайте также
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
15 альтернативных финалов известных фильмов
15
альтернативных финалов известных фильмов
15 альтернативных финалов известных фильмов
7 новых хороших украинских фильмов (и один сериал), которые не покажут в российском прокате
7
новых хороших украинских фильмов (и один сериал), которые не покажут в российском прокате
7 новых хороших украинских фильмов (и один сериал), которые не покажут в российском прокате