Фильм

Фильм Поцелуй меня, глупенький

Kiss Me, Stupid (1964, США), IMDb: 7

6.8
7
1/4

Комедия Билли Уайлдера

Знаменитый певец Дино останавливается на заправке по пути в Калифорнию. Не веря своему счастью, хозяин бензоколонки Барни решает во что бы то ни стало задержать гостя.

СтранаСША
ЖанрыРомком
Продолжительность2 часа 5 минут
Дата выхода22 декабря 1964
Возрастное ограничение0+
Билли Уайлдер, ровесник XX века, — самая значительная фигура в Голливуде 40-х — 50-х; может быть, и вообще. Половина его фильмов — от «Бульвара Сансет» до «В джазе только девушки», от «Двойной страховки» до «Свидетеля обвинения» — впечатана в историю кино аршинными золотыми буквами. Вторую половину, сравнивая с первой, нещадно ругали — но со временем оказалось, что многие из этих картин не менее важны, и даже его неудачи интереснее большинства удач. Циник, Уайлдер находил смешное в трагическом, помещая действие язвительных комедий в разрушенные войной города, в лагерь для военнопленных, на эшафот. Романтик, он давал даже самым отталкивающим своим героям шанс на искупление. Провокатор, он за раз за разом обманывал цензуру, ставя картины, немыслимо смелые для своего времени. Эмигрант, он всю жизнь снимал фильмы о людях, занимающих чужое место. Но его собственное место, как постепенно выяснилось, было везде, где у человека было право совершить ошибку и возможность ее исправить.
3

Фильм, в котором Билли Уайлдер доигрался с пошлостью материала. Посреди самого обычного американского штата на выселках в самой обычной заправке живет и работает учитель музыки Орвилл Спунер (Рэй Уолстон), который мечтает однажды написать песню, которую бы взял себе в репертуар какой-нибудь певец. Вместе с ним мечтает его коллега по бензиновой заправке Барни (Клифф Осмонд). И вот однажды случается чудо. Мимо их заправки проезжает знаменитый Дино (Дин Мартин) из Лас-Вегаса. Нет, сразу он не влюбился в милый мотив, что друзья напели ему, не отходя от бензиновой колонки. Но они тут же испортили ему машину и пригласили пожить у Орвилла, пока автомобиль будет в ремонте. За это время он уж точно что-нибудь полюбит и возьмет себе в репертуар. Одна проблема – за Дино водится привычка трахаться каждую ночь, чтобы наутро голова не болела. Поэтому Орвилл отправляет свою жену (Фелисия Фарр) к матери, а вместо нее нанимает местную проститутку Полли (Ким Новак) притворяться женой и ублажать заезжую звезду. Впрочем, все развивает совсем не так, как он планировал.

Фильм, который буквально объявил войну между католической цензурной организацией «Национальный легион приличия» и режиссером Билли Уайлдером. Да с самого начала все шло к этому. Как обычно, для своего нового фильма режиссер нашел какую-то итальянскую пьесу, полную фарса и пошлости, которая в Париже стала сценическим хитом и в некотором смысле по уровню «разврата» напоминала «Нежную Ирму». Правда, там все происходило в Англии, но Уайлдер переписал, опять же, как всегда, все вместе со своим верным напарником по сценарному делу Изом Даймондом, так, что теперь можно было говорить об американской глубинке. В сюжетных перипетиях Уайлдер хотел создать остренькую комедию, в духе очень популярной в те годы британской ленты «Том Джонс», полной острой социальной критики морали.

Опять же, для визуального решения, Уайлдер вновь выбрал черно-белую пленку. Он вообще не любил цвет и считал, что он для его картин просто не нужен. В будущем он, конечно, тоже стал снимать в цвете, но исключительно из-за того, что так настаивала студия. Изначально роль учителя музыки предназначалась верному Джеку Леммону, но тот не мог сниматься, так как уже был задействован в других проектах. Тогда Уайлдер позвал Питера Селлерса, с которым и начались съемки. Но после полутора месяцев работы он оказался в больнице с целой серией сердечных приступов, и отправился в Англию восстанавливаться. Отношения между актером и режиссером к тому времени уже совсем не складывались, так что они окончательно разругались. Уайлдер тогда еще бросил «Какой там сердечный приступ, у него и сердца-то нет». Так что, в самый последний момент взяли Рэя Уолстона, что сильно ударило по качеству.

Полли тоже должна была играть другая актриса. Конечно, это должна была быть Мерлин Монро. Невероятно сексуальная, обольстительная и ранимая, умная, хрупкая одновременно – именно с нее писал роль Уайлдер. Однако великая актриса умерла прямо перед началом съемок и ее роль сыграла другая культовая блондинка – Ким Новак, которая в те годы снималась уже значительно реже. С песнями, что пытаются продать герои певцу, тоже интересная история. Дело в том, что их написал сам Джордж Гершвин. Но они никогда нигде не публиковались и пылились в архиве великого композитора до тех пор, пока его брат Айра, знакомый Уайлдера, не дал их для фильма. Может быть кто-то скажет, что их качество явно уступает известным работам Джорджа Гершвина, но разве не в этом ли и замысел?

Все снимали поблизости от голливудских студий – на севере Калифорнии, на границе с пустыней. Где-то в заброшенных развалинах был выстроен целый городок, точней, пара зданий с заправкой, но это все равно было удобней, чем ехать в Неваду. Впрочем, несколько натурных сцен сняты действительно в Лас-Вегасе. Тем временем на студии Уайлдер пользовался таким доверием, что никто не контролировал ни сценарий, который он написал, ни как продвигается съемочный процесс. А вот с цензурой возникли огромные проблемы. Комитет был просто в ярости от увиденного. Пошлые шутки, намеки на измену, постоянное эротическое напряжение – все это было совсем не то, что можно было бы одобрить. В результате фильм стал первым за последние лет 20, который «Легион» просто запретил. В результате «United Artists» были вынуждены выпустить его в прокат под собственной дочерней компанией, в основном занимавшейся импортом европейской продукции.

Да и сам Уайлдер признавал, что зашел слишком далеко, хотя и не хотел уменьшать уровень разврата и пошлости в фильме. Дошло даже до смешного – у Билли Уайлдера и Уильяма Уайлера было джентльменское соглашение – оба признают фильмы, которые они не снимали, когда кто-то путает автора. Но в этот раз Уайлер громогласно вопил «Я это не снимал!». Критики просто зашлись в негодовании от увиденного. Редкие голоса тех, кто его поддерживал, тонули в гуле осуждения. Конечно, беря во внимание запрет католической организации, а также уровень негативной рекламы, картина провалилась в прокате. Сегодня, понятное дело, все выглядит очень невинно и аккуратно. Но в свое время был, конечно, скандал. С другой стороны, режиссер, который всю жизнь занимался тем, что раздвигал границы дозволенного мейнстримовым кинематографом, должен был зайти когда-нибудь далеко.

5 марта 2016
Все отзывы
Читайте также
Какую инклюзивность можно найти в «Семейке Аддамс»?
Какую инклюзивность можно найти в «Семейке Аддамс»?
14 октября 2021
10 сиквелов и приквелов диснеевских хитов, которые были сняты не зря
10
сиквелов и приквелов диснеевских хитов, которые были сняты не зря
8 октября 2021
5 мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
5
мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
16 сентября 2021
40 лучших фильмов про школу
40
лучших фильмов про школу
1 сентября 2021