Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.4

Фильм
Бумажный солдат

Россия, Нидерланды, 2008Смотреть в
Реклама
Фильм Алексея Германа-младшего: два приза Венецианского фестиваля

Врач-идеалист (Нинидзе) наблюдает первый отряд советских космонавтов, собирающийся стартовать к звездам из луж и грязи. Третий полнометражный фильм Германа-младшего: два приза Венецианского фестиваля — за режиссуру и за операторскую работу.

  • Бумажный солдат – афиша
  • Бумажный солдат – афиша
  • Бумажный солдат – афиша
  • Бумажный солдат – афиша
  • Бумажный солдат – афиша
Драма
14+
Алексей Герман-мл.
13 ноября 2008
13 ноября 2008
1 час 56 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы А.Германа

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11393
27 октября 2008

Казахстан, 61 год, раскисший космодром в серых лужах пос­ле вчерашнего дождя; каждый второй фатально простужен, все разговоры — про «полетит — не полетит». Свернешь от станции не туда — ликвидируемый за ненадобностью ­концлагерь, где осипшие вохровцы жгут пустые бараки и стреляют сторожевых овчарок. Свернешь куда надо — поч­ти такие же бараки, и такая же овчарка накануне неудачно ­приземлилась вместе с тряпичным муляжом космонавта: му­ляж разбит, собаке больно. Живые космонавты в кургузых трениках бегают кроссы и факелами горят в барокамерах. И то и другое — без лишних эмоций; кому-то, разумеется, страшно, но ясность цели все здорово упрощает. Единственный, кому ­непросто, — красивый грузинский доктор в хорошем пальто (Мераб Нинидзе), который сам никуда не летит и ничем ­вроде как не рискует, но бесконечно мается между Москвой и Байконуром, обремененный двусмысленной должностью ­терапевта в отряде потенциальных смертников и чрезмерны­ми интеллигентскими надеждами на советскую космическую программу. Женщины (Чулпан Хаматова и Анастасия Шевелева) хотят рожать от него детей, держать за руку, завязывать развязавшийся шнурок и заматывать шею шарфом, чтобы не простыл на ветру. Он отмахивается от них, как от зубной боли, цепляясь за свою больную, маниакальную уверенность, что ракета, стартующая в молочное небо над грязью, бараками и полустанком, не просто дорогостоящий металлолом или аргумент в межконтинентальной игре в ножички — что она что-то изменит.

После «Последнего поезда» и «Гарпастума» Германа-младшего упрекали за манерность, за отцовский наклон почерка, за Гошу Куценко в роли Блока (отважное кастинговое решение, действительно), но по здравому размышлению единственное, что можно было предъявить ему всерьез, — это отсутствие в кад­ре чего-то, отдаленно похожего на фигуру автора. В его тонко сделанных фильмах можно было найти массу достоинств, находок и смыслов, но чего в красивой монохромной дымке не удавалось разглядеть никакой полевой оптикой — это его самого, убедительных свидетельств тому, что за пределами чисто эстетического интереса режиссеру есть хоть какое-то дело до чахоточных немцев и обреченных футболистов в белых рубашках. В отличие от «Гарпастума», сделанного крепко, как футбольный мяч (ну Куценко, да, но будем считать, это был ниппель), «Бумажный солдат» хрупок, стилистически несовершенен и уязвим — он тянется вверх так старательно, что под конец все-таки надламывается от собственной длинношеести. Но в нем Герман впервые говорит от первого лица, оперирует не абстрак­циями и культурными пластами, а личными чувствами, зада­ет вопросы не в порядке интеллектуальной гимнастики, а потому что сам не знает ответ — а хотел бы знать. И странная штука: хваленый дух времени, фиксацию которого принято ждать от современных актуальных форматов, не просто зафиксирован в этом формалистском, абстрактном ретро с наряженными в пальто ходячими метафорами и литературной, от руки писанной речью — он здесь почти что объяснен, пусть и через аналогию. Большинству здравых людей сегодня идеалы 60-х кажутся симпатичной (ну или не очень) детской блажью, «Солдат» же дает почувствовать — никто из сегодняшних тридцатилетних не взрослей и не разумней тех, кому было тридцать в 61-м. Взлетит — не взлетит. Какие-то мы симпатичные, но бессмысленные. Все то же самое, все точно так же — минус стартующая в небо ракета.

46
0

Отзывы

1
hp_Jabba
8 отзывов, 11 оценок, рейтинг 59
14 ноября 2008

1961 год. Врач отряда первых космонавтов Покровский живет между Москвой и строящимся Байконуром. В Москве у него красавица жена, на Байконуре – на редкость страшненькая любовница. Жена (тоже врач) смолит «Беломор», называет Ленина «кровопийцей и немецким шпионом», ругает советскую власть, проклинает космическую программу, потому что «все ваши ракеты – чтобы бомбы возить», хочет ребенка и устраивает мелкие истерики. Любовница ходит по грязи в резиновых сапогах, хочет быть всегда рядом с врачом, гоняет собак, покупает у солдат краденую казенную ванну и тоже устраивает мелкие истерики.

Сам врач Покровский ушел недалеко – он, не поверите, также не прочь устроить истерику, пьет горькую, разговаривает с умершими родителями, надевает на голову скворечник и искренне считает, что посылает своих подопечных из отряда космонавтов на верную смерть.

Собственно, так считают все, кто хоть как-то работает с космонавтами.

Периодически то один, то другой ученый или военный подходит к коллеге и говорит что-нибудь типа: «А мы же на смерть человека посылаем». Коллега с трагической миной уходит от беседы. Даже военный оркестр разучивает траурные марши. Остальные то и дело молятся; набожность героев фильма вообще вызывает искреннее удивление, учитывая, что на дворе 1961 год и перед нами некие пламенные комсомольцы и комсомолки, почему-то знающие назубок «Отче наш».

На этом фоне вполне понятно, что кандидаты в космонавты – сплошь параноики.

Между собою называют друг друга «лайками». Молодой парнишка, который больше остальных боится лететь, сгорает в барокамере (реальный случай – в марте 1961 года действительно сгорел Валентин Бондаренко; кстати, в 1967 году точно так же погибли три американских астронавта). Юрий Гагарин лежит на полу в ванной в позе зародыша, прижимая к груди подушку, и только после стакана водки приходит в себя. В общем – какой ты, нафиг, танкист, пардон, космонавт. Перед стартом Гагарин и Титов прямо в скафандрах катаются по грязи на велосипедах, в паузах разучивая некую официальную речь – ее тут же снимают прямо среди вышеупомянутой грязи.

В целом, как говорил Бендер, картина битвы мне ясна.

Байконур в фильме представляет собой весьма любопытное зрелище: сплошные лужи вперемешку с все той же грязью, в которой, натужно урча, застревают грузовые «ЗиСы». Вымазано все – от машин до погон и петлиц у военных. Везде ходят расхристанные солдаты, которые ничего не делают, и казахи в телогрейках, продающие богато иллюминированные портреты Сталина за сорок рублей. Еще вокруг много собак и верблюдов, а также постоянно идет дождь. Все туберкулезно кашляют и едят яблоки.

В этих условиях обитают и наши герои, от врача Покровского до будущих космонавтов. Алексей Герман-младший все-таки младший, и отцовской тщательности реконструкции требовать от него было бы грешно. Ну и что, что в 1961 году ученые и прочие жили во вполне цивилизованных условиях в поселке Ленинский – не в дощатых бараках, где отовсюду капает, а в обычных нормальных четырехэтажных многоквартирных домах. Пусть в поселке были кинотеатр, бассейн, школы, универмаг и гостиничный комплекс, плюс очень красивый парк культуры и отдыха, благополучно загнувшийся в девяностые при отсутствии финансирования. Пусть!

Я художник, я так вижу.

Уставший от работы в нечеловеческих условиях врач Покровский на подмосковной даче встречается с друзьями, которые пьют водку, поют песни Окуджавы (отсюда название) и жалуются на плохое качество производимых в СССР наручных часов. Друзья, по мнению многих отечественных кинокритиков, символизируют собою мятущуюся советскую интеллигенцию. На здоровье, пусть себе мятутся – глядя на них, все равно, если что и вспомнится, так разве слова Льва Гумилева: «Боже упаси! Я не интеллигент, у меня профессия есть!»

Ближе к финалу главный герой врач Покровский умирает, так и не узнав, что Гагарин слетал в космос благополучно. Вряд ли мы раскрыли здесь некую тайну: мрак нагнетался с самого начала картины, но, к огорчению ее создателей, Гагарин-то в 1961 году так и не погиб, а без мертвого тела получалось как-то не комильфо… На покойного врача внимания никто не обращает – он лежит в кузове грязного грузовика под дождем, а вокруг дегенеративные солдаты радуются прорыву в космос, а ученые плачут, говоря умильно: «Взлетел, аки ангел»…

Любопытно, что сами создатели картины во главе с режиссером Германом-младшим своей работой очень гордятся.

«Многие иностранцы до сих пор уверены, что в России в каждой подворотне медведь, литр водки и все беспрерывно танцуют вприсядку», – сказал не так давно Герман в интервью МК. В результате «Солдат» был обласкан призами в Венеции. Видимо, благодарные иностранцы очень радовались, что им наконец-то открыли глаза.

Спасибо Герману за то, что изменил мнение иностранцев. Теперь они будут уверены, что русские запустили космонавта, отобрав наиболее параноидального типа из группы таких же психов, причем запустили прямо из грязной лужи при помощи нескольких дощатых бараков, группы военных с дегенеративными лицами и группы врачей, которых самих неплохо было бы лечить электричеством, ибо все как один – опасные истерики.

Если что и заслуживает доброго слова, так это игра актеров.

Исполнитель главной роли Мераб Нинидзе делает своего Покровского вполне на уровне. Похожий на относительно молодого Аль Пачино, он истерит и ссорится со своими женщинами вполне достоверно. Чулпан Хаматова в роли жены Покровского очень напоминает Гурченко периода фильмов о войне и нелегкой бабской доле (вроде «Особо важного задания»). Хорошо это или плохо – сказать не решимся, тем более Хаматова давно уже напоминает Людмилу Марковну не только в этой картине – это у нее, видимо, получается вовсе не специально. Любовница врача – Анастасия Шевелева – актриса хорошая, но ей тут развернуться попросту не дали; роль у нее дохленькая и однообразная.

А заканчивается картина все на той же подмосковной даче десять лет спустя, в 1971 году.

Интеллигенция все так же пьет, глумится над кубинцами, продает друг другу подержанные автомобили, а скульптор-авангардист представляет на редкость омерзительного вида памятник наконец-то погибшему Гагарину. Но более всего радует, что только что купленные часы любителя Окуджавы опять не работают. Совок поганый, что ж вы хотели. Часы не могут сделать, а туда же – в космос…

«А главное — картина не занудная, не такая, что на пятой минуте хочется пойти покурить, а на десятой — повеситься», – говорит Герман. Не соврал Алексей Алексеевич. Покурить хочется уже на второй минуте, а повеситься – на пятой…

39
0
1
tea_potter
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
14 ноября 2008

Очередной пасквиль, унижающий историю моего народа. Снят, разумеется, евреем.

Грязь, промискуитет, безысходность, мерзость и невнятные рефлексии- вот содержание этого "фильма".
Начав с диффамации Сталина и СССР, теперь добрались и до 60х, до Гагарина, унижая последовательно все достижения моей страны, унижая советский космос.
Русские люди называются вскользь "злыми, глупыми, больными". Ну и конечно лишь эмиграция и импортные товары спасут всех русских, как рефрен.

Кино, снятое нерусскими, для людей, ненавидящих мою Родину, ее великую историю.
Им рекомендую сходить в кино, остальным- нет.

15
0
1
Alex Grilance
9 отзывов, 12 оценок, рейтинг 22
15 ноября 2008

Интересно, когда наши режиссеры закончат поливать помоями нашу историю? Разумеется, подобные фильмы будут собирать призы на международных фестивалях, там подобное любят...

Вот только никакого отношения к реальной действительности тех лет они не имеют - ученые в 1961г жили не в бараках с протекавшей крышей а в абсолютно нормальных условиях, кандидаты в космонавты все как один гордились оказанной им честью, а врачи были уверены в успехе.

Если задумают снять продолжение, про первый выход Леонова в открытый космос, то там то Герман-мл нам покажет как все было на самом деле - и про штрафбаты, из которых набирали кандидатов в полет, и про заград отряды из представителей кровавой гебни, которые выталкивали Леонтьева в космос, и про рваный скафандр, само собой со спец кармашком в котором будет пузырек с космической водкой....

То, что обозреватель Афиши видит в фильме, бросающем тень на на такое событие как запуск первого человекав космос , лишь стилистическую хрупкость, меня не удивляет. Удивляет то, что нашлось достаточно много людей которые поставили данному произведению оценку схожую с моей.

Жду от представителей российской интеллигенции фильмов раскрывающих Правду о вхождении Грузии в 1801 году в состав Российской Империи, ну или про порабощение Польши, тоже с интересом посмотрю.

14
0
1
Viper_Room
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 12
15 ноября 2008

Невероятно! Немыслимо! Бесподобная чушь!
Я даже не рассматриваю историческую достоверность этого фильма, которая не выдержит критики любого сопливого школьника. Мне кажется, режиссер принял принципиальное решение снять кино, не имеющее никакой связи с реальным миром и действительностью, где герои не подчиняются законам физики и здравому смыслу, и, надо отдать ему должное, в этом всецело преуспел. Большего театра абсурда, чем это шапито в казахских степях, я никогда не видел, спасибо режиссеру!
Начнем с фигуры главного героя, который месит грязь в образе молодого Мастрояни, что, очевидно, должно подчеркнуть его интеллигентость и возвышенность относительно окружающего его смердящего мира. Человек, который постоянно жалуется на холод, но при этом, постоянно ходит по улице в расстегнутом пальто и отвергает предлагаемый женой шарф, который явно отвлечет его от истерик и разрушит тщательно создаваемый бумажный образ. Или зимние "посиделки на даче" с Хаматовой, ходящей по снегу в летних туфлях, главным героем все в том же героическом образе, одним другом в летнем плаще и другим, в течение доброй половины дня перебирающем ледяные струны гитары незамезрающии пальцами. При этом голос за кадром заранее нас заботливо предупреждает, что дача была предвариельго натоплена. Но, наверняка, нахождение в более комфотных условиях не позволило бы героям насладиться их метаниями в полной мере и заработать насморк, от которого все так страдают. Вообще, пребывание в помещениях как-то не принято, в том числе и в Казахстане - наверное, это слишком по-мещански.
Хаотичность и бессмысленость перемещений героев в кадре поражает - такое впечатление, что у каждого из актеров был какой-то свой, написанный своим автором сценарий. Наверное, именно так и должны общаться истинно интеллигентные люди - каждый о своем.
Ну и, наконец, о Смысле - если у автора была действительно цель наполнить фильм какой-то идеей (кроме создания вртуальной реальности 1961г.). Он стал бы хоть немного виден, окончись фильм моментом смерти главного героя - декларируемая, пусть и не оригинальная, мысль о незаметной жертве ради великой цели, этакой обезьяны-космонавта, обрела бы завершенность и подчеркнутость. Но последующее необязательное подолжение похоронило и это начинание.
Двойка.

12
0
1
Денис Серегин
24 отзыва, 564 оценки, рейтинг 91
13 ноября 2008

Просто малопрофесиионально сделанный фильм
Когда будете смотреть (а посмотреть стОит, чтобы понять, как надо снимать Рашу, чтобы понравиться в Венеции), обратите внимание как сделан звук: такое ощущение, что над шумами одновременно и независимо друг от друга трудились неск. бригад. И потом, чтобы никого не обижать, решили использовать весь материал))
В фильме постоянно кто-то свистит, или скрипит, или воет)))) До смешного.
Об "идеях" говорить не буду. Нет там никаких идей. "Пинадкусывали" неск. сюжетных линий и не одну не раскарыли. Пожалуй, тема всепрощающей лесбийской общности двух героинь доминирует...так как это - послоедняя, а от того - самая запоминающаяся.
То кажется, что это некий парафраз на чеховские пьесы, то на артхаусное кино конца 90-х - а потом уже ничего не кажется, в глазах ребят от крупных планов, бессвязных монологов и пр.
Короче - ХАОС

12
0
...

Подборки Афиши
Все