Киноафиша Москвы

Фильм «Происшествие на Саут-стрит»

Pickup on South Street (1953, США)

0
Кино: «Происшествие на Саут-стрит»

История вора-карманника, который успешно промышлял в метро в часы пик, пока однажды не ограбил симпатичную девушку, оказавшуюся шпионкой.

Отзывы пользователей о фильме «Происшествие на Саут-стрит»

Фото eska
отзывы:
115
оценок:
153
рейтинг:
113
7

Отличный нуар о коммунистических агентах, классово-близких карманниках и очаровательных дамах. Операторская работа выше всяуких похвал: можно кадрировать и выкладывать красивые картинки. Актеры играют, образы получаются, сюжет внятен. Смотрится на одном дыхании, что для фильма 60-ти летней давности – большая редкость.

0
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
7

Один из тех самых фильмов того периода, которые вроде и очевидны для жанровых и стилистических определений, но как только берешься вещать ярлыки, так они норовят незаметно соскочить. С одной стороны вроде и нуар, а с другой – не совсем. Вроде бы тема коммунистического шпионажа в полный рост, но и фильм не об этом.

Обычный уличный карманник Скип МакКой (Ричард Уидмарк) ворует кошелек у обычного на первый взгляд человека. Но проблема в том, что человек этот совсем не обычный. У нее в кошельке находилась секретная пленка, которую она планировал передать своим заказчикам. Впрочем, Скип этого не знает. Точней, пленку-то он, конечно, обнаруживает, однако истинную ее ценность понять не может до самого конца. Он понимает, что украл нечто ценное и начинает свою собственную игру с полицией и хозяевами пленки, надеясь выбить для себя как можно больше выгоды. Однако порой патриотический долг значительно важней толстой пачки денег.

Весь фильм крутится, по большому счету, вокруг трех персонажей – вышеупомянутого Скипа; полицейского информатора пожилой Мо (феноменальная Тельма Риттер), которая знает все, что творится вокруг; и, конечно же, проститутка с добрым характером Кэнди (Джин Питерс). Все трое или живут, или работают в обветшалом квартале около Гудзона (а Скип и вовсе живет прямо на пристани). Отношения между ними самые простые. Кэнди должна передать микрофильм советским шпионам и ФБР об этом знают и следят, но вмешательство Скипа путает планы всем. Чтобы найти Скипа используют Мо, причем как агенты ФБР, так и КГБ. А тут еще и Кэнди влюбляется в Скипа. И оказывается он посреди между этими силами, делая вид, что у него есть время, идеи и желание выжать из ситуации максимум, отдав очередной нуаровский «макгаффин» тем, кому это сделать выгодней.

Таким образом мы имеем слишком ярких персонажей, переплетенных слишком сложно, чтобы считать «Происшествие на Саут Стрит» обычным шпионским детективом того времени. Кроме того, основные персонажи двойственны по свое моральной природе. Мо с радостью за деньги сдает воришек полиции, но ни за что не продаст нахождение Скипа коммунякам. Кэнди - проститутка, работающая на КГБ, то есть находясь на самой низшей точке падения, ибо сложно придумать что-то худшее, вдруг преображается и находит в себе доселе не проявлявшиеся черты какого-то внутреннего стержня. Со Скипом и вовсе все сложно – то он за доллар мать родную прирежет, то торгуется с полицейскими, а-то и вовсе готов пойти на все, лишь бы не иметь дело с «коммис».

Фильм является отличным примером того, насколько хорош был Сэм Фуллер на тот момент как режиссер. В фильме есть несколько запоминающихся и сильных сцены. Например, сцена с убийством Мо, когда играющую на проигрывателе пластинку буквально срывают с игры. Или самая первая сцена фильма, в метро, выстроенная исключительно на взглядах, невероятно напряженная, но при этом достаточно достоверная для сцены, снятой на студийных декорациях. Близка к гениальности и драка между Скипом и Джоуи в туалете, если бы не несколько обескураживающая развязка, необходимая, впрочем, по моральным требованиям. Однако надо отдать должное, что Скип к тому времени уже изменился и готов делать то, на что он пошел. И уже зрелищные сцены Фуллер ставит очень уверенно – смотреть их не скучно, они действительно захватывают, особенно сцена погони по линиям метро.

Добавьте сюда искрометные диалоги (особенно в этом преуспели Уидмарк и Риттер), интересные ракурсы камерой и разнообразная и сложная постановка интерьеров; а затем попробуйте проигнорировать актуальный на тот момент антураж «холодной войны» и осознанного выбора достопочтенного гражданина, даже если он представитель дна общества. Результат как минимум достоин того, что фильм до сих пор является ярким представителем своего жанра, каким бы этот жанр ни был.

0
Фото Андрей Троицкий
отзывы:
45
оценок:
805
рейтинг:
18
9

Не прошло и недели с освобождения карманника Скипа МакКоя (Уидмарк), а его ловкие руки опять в деле. Он обкрадывает в метро миловидную девушку Кэнди (Питерс), но не осознает, какой теперь динамит у него в руках. В ее кошельке была пленка с секретными данными, предназначенная для передачи коммунистам, за Кэнди, конечно же, была слежка. Агент ФБР Зара (Бучи) вместе с капитаном полиции Тайгером (Вай) по наводке всезнающей старушки Мо (Риттер) выходят на Скипа, но ни убедить его отдать пленку, ни предъявить обвинение не могут. Кэнди, подгоняемая Джои (Кайли), вскоре тоже выходит на Мо, а затем и на Скипа. Карманник же тем временем узнал, что собой представляет этот «динамит» и хочет оторвать большой куш. Полиция не дремлет и постоянно следит за хижиной Скипа. Между Кэнди и Скипом пробегает искра, но вор никак не отдает пленку и решительно настроен получить за нее вознаграждение. Подходит крайний срок передачи посылки коммунистам и Джои приходится вмешаться самому, однако ему будут мешать другие персонажи, у каждого из которых насчет пленки есть свои планы.

Коммунизм, тревоживший средний класс Америки, не меньше нынешнего терроризма и реформы здравоохранения, был опасной темой для затрагивания в кино – все помнили голливудскую опалу трехлетней давности, и как Уэллса едва не потопил злостный комментарий Хёрста. Но в фильме тема задета настолько ловко, что придраться нельзя. В отличие, например, от «Оружия для найма», где линия патриотизма будто высечена правительством, в «Происшествии» вся эта политика выражена в такой форме неприкрытой фривольности, что Эдгар Гувер пришел в ярость, а в Европе некоторые диалоги фильма заменены. Сэм Фуллер, снимавший до этого исключительно военные драмы и вестерны, переносит свой любимый реализм, черпавшийся из журналистского прошлого, в криминальную среду пост-гангстерской эпохи. Весь андеграунд прорисован и склеен в единое целое через умелую детализацию окружения, разнообразие действующих лиц и две яростные драки; Нью-Йорк почти не показан, но вы улавливаете его через массовку в метро и портовую хижину Скипа, которая будет запечатлена в памяти как ваша собственная квартира. Фуллер, написавший в сюжете целую череду спадов и подъемов, аккуратно тасует сцены в фильме. Небывалый до этого динамизм в фильме-нуар разбавляется романтичными сценами между героями Питерс и Уидмарка, напущенная задумчивость героев передана не закадровыми монологами и длинными перекурами, а постоянными эффектными наездами камеры, чье чрезмерное количество может вас слегка утомить.

0

Галерея