Все отзывы о фильме

Все отзывы о фильме Без цензуры

Redacted, США, Канада, 2007
Рецензия «Афиши» на фильм
5

В 2006 году в Самарре, Ирак, несколько американских солдат, стоящих на блокпосту, открывают огонь по подозрительно спешащей машине — выясняется, что в ней араб вез свою беременную сестру в больницу. Чуть позже те же солдаты отправляются ночью на зачистку, которая заканчивается изнасилованием 15-летней девочки и убийством ее семьи. Солдат МакКой (Девани) все видел и даже со временем рассказал — но это оказалось мало кому интересно.

Де Пальма, всегда любивший эксперименты с разными формами медиа, на сей раз дал себе волю: «Без цензуры» смонтирован из любительских видеозаписей (которые делают сами солдаты), материалов камер наблюдения, роликов с пропагандистских сайтов, видеопротоколов допросов, телерепортажей, документального фильма, который в Ираке снимают либеральные французы. Подавляющее большинство этого видео (включая очень аутентичное французское) снято, естественно, самим Де Пальмой — хотя события, описанные в фильме, на самом деле имели место, и реальная реальность, реальность первого порядка (подлинные фотографии или вполне действующие веб-сайты) там тоже представлена. Что фальсифицировано, а что нет — не принципиально: media is the message, представление события, его интерпретация — важнее самого события. Именно в этом генеральная идея Де Пальмы, которая читается во всех его фильмах: в «Проколе», в «Костре тщеславий», в «Глазах змеи» — да почти везде. Но традиционный формат беллетристики на этот раз обглодан до скелета, до состояния плаката или газетной заметки, и вместо детектива — репортаж. Особенно любопытно «Без цензуры» смотрится в паре с «Военными потерями», которые рассказывали почти такую же историю, но про Вьетнам и выдуманную. Впечатление фильм производит: Де Пальма, излишне говорить, виртуоз своего дела (что особенно заметно в финале). А вот пресловутая интерпретация — другой вопрос. Можно увидеть здесь гражданскую позицию, а можно — и определенный цинизм: в каком-то высшем смысле «Без цензуры» ничем не отличается от «Монстро».

19 февраля 2008
Лучшие отзывы о фильме «Без цензуры»
    • 5Де Пальма против скорпиона

      Муравьи нападают на скорпиона. Скорпион сопротивляется. Но — все тщетно. Скорпион один. Муравьев много. Еще одна непродолжительная остановка камеры на скорпионе — и мы на контрольно-пропускном пункте в Ираке. Там, кажется, до одури жарко. Становится понятно, почему военным США посносило крыши. Закадровый голос о чем-то вещает. Вроде о том, что за два года солдатами американской и — это уже как синоним — непобедимой армии на пропускных пунктах было убито 2 000 иракцев. Из них 60 признаны террористами. Ни один военный не был обвинен. Мы узнаем об этом после того, как рядовой Флейк из пулемета расстреливает автомобиль с неким Хаджи и беременной девушкой. Оба погибают. До этого момента Флейк спал, сморенный жарой. И, возможно, видел сны. Но вот уже другое место действия и другое время. Самарра, 2006 год. Пятеро солдат — латинос Энжел «Салли» Салазар (Иззи Диаз), жирный Би Би Раш (Дэниел Стюарт-Шерман), помешанный Рено Флейк (Патрик Кэрролл), начитанный Гейб Бликс (Кел О'Нил) и вроде бы самый вменяемый Лойер МакКой (Роб Девани) — ждут демобилизации. Салли ведет видеодневник (во вступительных титрах окрещенный как «Скажи мне правду»), снимая военные будни на цифровую камеру, потому что после хочет отправить готовый материал в школу юного кинематографиста. На наших глазах ребята дуреют от вездесущей жары, сидят на пропускном пункте, играют на базе в покер, а вскоре двое из них (Флейк и Раш) — как бы между делом — насилуют и убивают 14-летнюю иракскую девушку со всеми членами ее семьи. Это снимает рядовой Салазар, что, однако, его не спасет.

      Не секрет, что сюжет картины «Отредактировано» (за которую Де Пальма получил «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля), снятой за 18 дней на ручную HD-камеру, основан на реальных событиях. Идентичный кинематографичному случай произошел в городке Махмудия, расположенном в 20 км к югу от Багдада. Одного из участников преступления суд приговорил к 110 годам тюремного заключения.
      Вдохновением для автора «Кэрри» и «Лица со шрамом» послужили солдатские блоги и ролики с YouTube. Пока Венеция рукоплескала Де Пальме, на родине режиссер был раскритикован и освистан консерваторами, которые обвинили Брайана в антипатриотизме, а популярный телеведущий Билл О'Райли вообще назвал его «злодеем в нашей стране». Сам Де Пальма, кажется, остался доволен. Недаром ведь безупречной метафорой всего фильма остаются те самые муравьи и скорпион, где, хочется верить, неуклюжий скорпион — это все-таки Америка, безуспешно старающаяся отбиться от нападок (Франции с Германией? пацифистов в чистом виде? самих иракцев?) муравьев. Герои «Отредактировано» (по большей части сериальные актеры) убедительно доказывают, как могут выглядеть да, наверное, и выглядят солдаты на войне, еще до нее ставшие подонками. В одном из интервью Де Пальма обмолвился, что одно из достоинств «Отредактировано» заключается в том, что фильм снят в отличие от многих картин о вьетнамской войне по горячим следам. Что его герои отличаются от вьетнамских ветеранов. Тогда американская армия хотя бы была профессиональной. Теперь же в войска берут кого ни попадя. «Сами подумайте: кто добровольно отправляется в Ирак? Чтобы убивать за деньги? Кем надо быть в этой жизни, чтобы такой путь выбрать?», — резюмирует режиссер. В принципе каждый из героев до конца отыгрывает свою роль. Плачет под аплодисменты своих друзей МакКой, сожалеющий о том, что не предотвратил убийство девочки. Кажется, ему действительно жаль. Кажется, он жутко собой недоволен. Поэтому вдвое циничнее выглядят финальные овации, звучащие как похоронный марш гуманности. Из общего действия ближе к концу выпадает только рядовой Бликс, временами внешне напоминающий Моби, временами — Честера Беннингтона в его лысые годы, а временами — всех лысых очкариков мира. Хочется думать: это неспроста. Не мог же режиссер такого калибра, как Де Пальма, про него просто забыть. Хотя почему бы и нет, ведь Бликс так и не сумел с выражением прочитать притчу Сомерсета Моэма о встречи со Смертью. Притчу, выглядящую еще одной безупречной метафорой того, что конец неизбежен, и ты сам идешь к нему навстречу. Фрэнсис Форд Коппола поэтому, наверное, и начал свой шедевральный «Апокалипсис сегодня» строчками группы Doors: «Это конец, мой друг…». Хочется верить, что конец «Отредактировано» — это только начало. Начало завершения войны в Ираке. Еще одной ненужной войны, без которой вполне бы смогло обойтись человечество.

      26 февраля 2008
    • 9

      Отредактировано (это заговор какой-то, зачем опять было передергивать оригинальное название?) - не про ужасы войны и не про то, что на войне кучкуются подонки. Это уже как бы само собой, давно известно, ничего нового. Форма изложения такова, что и зрители становятся участниками фильма, потому что герои с экрана обращаются непосредственно к тем, кто перед экраном сидит.
      Насколько мнение общества о войне соответствует действительности и насколько оно его вообще волнует? Или всем на*рать по большому счету, что там происходит? Война - это политика, самый убойный инструмент манипуляции общественным мнением. Еще до появления названия фильма, в тизере мы видим, как чья-то рука вымарывает из документа нежелательные слова и целые фразы. Официальная история редактируется властью. Сильный получился плевок в Буша и консерваторов, использующих Ирак в своих политических играх.
      А впрочем, для нас что ли неактуально? Сколько процентов правды доходит по зомбоящику? Что там в Чечне было и есть? Любое значимое событие получает официальную трактовку, и медийщикам, телевизионщикам при власти принизить или завысить значимость чего бы-то ни было - военных преступлений ли или рукопожатий - как два пальца, ничего не стоит.
      А где тогда правда? А вот и Брайн де Пальма показывает - за адекватной информацией пока лучше всего ходить в интернет. Здесь покамест почти что БЕЗ цензуры - и отрезание головы можно понаблюдать, и слезы солдатских жен. Но только учтите, говорит режиссер, тут жестко все. Может вам оно и лишнее будет. Может официальное мнение - самое то для вас. Порукоплещем в баре нашему герою, и лучше не спрашивать - расскажи, приятель, как там, на войне.

      14 марта 2008
    • 5

      фильм, конечно, скучноват, как и любое высказывание гражданской позиции в художественно-публицистической форме.
      но такие высказывания имеют полное право и должны быть - что касается и де пальмы, и балабанова.
      сымитировано все достаточно добросовестно, и не без находок - типа дьявольски светящихся глаз солдат при ночной съемке (хотя в "28 недель спустя" этот эффект был использован поинтереснее). хотя мне показалось, что с французами де пальма переборщил - видимо, он их за что-то недолюбливает.
      ну в любом случае это куда лучше чем маразматическая черная орхидея.

      12 мая 2008
    • 9

      Художественная ценность этого произведения вызывает большие вопросы. Фильм не сверхинтересен, постановка не особо красивая, музыки нет, вообще ни в каком смысле его нельзя назвать красивым... Но рассматривать его с чисто художественно точки зрения конечно нельзя. Этот фильм сделан наверное скорее не для кино даже, а для телевидения, американского, где его в ближайшее время точно не покажут... Если нервы крепкие - сходить нужно. Для меня оценкой этого фильма было то что по его окончании лишь человек 7 из всего _полного_ зала что-то обсуждали (фильм ли, погоду ли... не знаю - говорили в общем), остальные встали, собрались и вышли молча. Подобного не видел никогда и нигде.
      Задачу которую себе поставил режиссёр он выполнил даже не на "5 с плюсом", а просто идеально.

      1 марта 2008
    • 5

      Американская часть стоит на КПП в какой-то иракской перди - тяжелая работа при постоянной опасности в чужой стране, жара и прочие факторы, порождают у некоторых солдат стресс, с которым они борются своеобразным образом - убивая и насилуя местное население, естественно прикрываясь при этом борьбой с терроризмом. В общем открыли глаза всему миру, а то вдруг у кого-то еще остались сомнения в этом фарсе.

      Сам фильм является как бы видеодневником одного из американских солдат, выполняющего свой интернациональный долг в Ираке.
      Благодаря агрессивному монтажу и дрожащей камере, все действительно выглядит очень натурально - тут есть и видеоврезки с арабских каналов, и лайв-видео о том, как подростки минируют подступы к КПП, и камеры слежения на американской базе, в общем 100% вуайеризм.

      Приглашение никому неизвестных актеров на исполнение главных ролей было явной ошибкой, - да в формате видеодневника их игра довольно сносна и не бросается в глаза, но вот в финальной сцене, являющейся квинтэссенцией всего фильма, после эмоций и слез рядового Маккоя, которого правительство сделало "крайним", так и хочется сказать "Не верю!".

      Фабула фильма "The medium is the message", высказанная одним Маршалом МакЛуэном (Marshall McLuhan), уже настолько осточертела в последнее время, что выносить ее теперь еще и в формате фильма выше моих сил. Промывка мозга не удалась.

      12 декабря 2008
    • 7

      Media is the message
      Так в свое время утверждал Маршалл Маклюэн, и доказательство его правоты снял Брайан де Пальма в виде фильма под названием "Без цензуры". Вот только нужно ли было доказывать эту аксиому - вот в чем вопрос.
      2006 год, Ирак, Самарра. Американский блок-пост. Однажды неопознанная машина пытается преодолеть его без остановки и не разобравшийся спросонья в ситуации пулеметчик открывает огонь. Оказалось, что машине молодой араб вез беременную сестру в роддом. Женщина и ребенок погибли. Их, по обыкновению американского командования, причислили к так называемым collateral damages - побочным жертвам. Затем гибнет американский сержант, и его товарищи отправляются на зачистку в один из ближайших домов. Туда же они вернутся еще раз - и изнасилуют 15-летнюю девочку, а затем убъют и ее, и всю ее семью. Главным виновным американское командование посчитает не совершивших это злодеяние солдат, а рядового МакКоя, попытавшегося рассказать об этом.
      Сюжет этого фильма, основанного на реальных событиях, пересказывать можно до бесконечности без всякого ущерба для его восприятия. Ибо посыл фильма не в его сюжете, а в доказательстве упомянутого выше постулата МакЛюэна - главное не событие, а его интерпретация. На это направлены все усилия виртуозного режиссера де Пальмы: псевдодокументальная манера повествования с использованием (якобы) съемок некой французской группы, новостей, солдатских блогов, пропагандистских арабских сайтов, съемок камер наблюдения, обглоданный до скелета сюжет, блистательный монтаж. Все остальное - вопрос интерпретации: кто-то может посчитать увиденное (и небезосновательно) проявлением гражданской позиции режиссера, кто-то - мастерским упражнением в режиссуре. Хотя, скорее, все же первое - ведь действительно нужны очень веские основания, чтобы делать то, что увидел в Ираке де Пальма глазами американских солдат.

      31 июля 2008
    • 3

      Сначала Дж. Буш, теперь де Пальма

      «Без цензуры» - новое творение Брайана де Пальмы, снятое в жанре mockumentary (то есть, имитация под докфильм). Правда, «мокьюментари» подразумевает некоторый юмор (mock – высмеивать с англ.), однако это тот случай, когда смех в зале будет совсем неуместен – льется кровь, режутся головы, гремят взрывы и летают оторванные руки-ноги.
      Вообще-то документальные фильмы бывают разными: от жанра авторского кино до науч-попа, от агитационного фильма до фильма-репортажа, где творец как бы отстраняется от увиденного, стараясь свести личный комментарий к минимуму.
      Брайан де Пальма решил, что и имитация докфильма имеет право на подобную градацию и даже более того, решил смешать авторское кино и репортаж в один коктейль Молотова, простите за афоризм.
      Однако почти полное отсутствие закадрового комментария и нарезка в репортажном стиле не мешает де Пальме высказать вполне четкую позицию в отношении войны в Ираке – война калечит всех (и американцев, и жителей Ирака) и вся (и тело, и душу). Вспоминается знаменитая агитационно-познавательная лента Капры «Почему мы воюем» («Why we fight») времен второй мировой войны, где Капра пытался объяснить, за что и почему американцы проливают свою кровь в Европе. Де Пальма «создает» оборотную сторону медали, иными словами «Почему мы не должны воевать». Казалось бы, и в первом, и во втором случае война, ан не совсем. В первом случае всё ясно (нацизм должен быть уничтожен), а второй оказывается сложнее - здесь должна быть уничтожена лишь угроза, что, согласитесь, не совсем то же самое, что реальный захват Европы, как было в случае с Гитлером. Собственно, об этом и фильм: угроза Ирака была слишком призрачна и насаждать демократические ценности силой – есть зло и бяка. Увы, этим посылом фильм себя исчерпывает. Иногда ёрничает, как, например, в эпизоде, где (якобы или реальные) французские документалисты говорят, что большинство населения Ирака неграмотные, а посему читать знаки на блокпосте не могут физически. Иракскую машину расстреливают в упор за то, что находящиеся в ней люди пытаются проехать, не взирая ни на что через блокпост, не тормозя. Сарказм налицо – вот какие американцы звери: понаставили знаков, а узнать про неграмотность населения не удосужились. Проблема в том, что, когда тебе кричат вооруженные люди (хоть на японском языке), вокруг понаставлены знаки «STOP» и колючая проволока, а затем солдаты несколько раз стреляют в воздух, а ты жмешь на газ, пытаясь, видимо, тараном прорвать бетонные заграждения, говорить о том, что ты безграмотен, не умеешь читать, и ПОТОМУ не останавливаешься, по меньшей мере, наивно. И я, как Станиславский, хочу закричать «Не верю!». Да, в машине была беременная женщина. Тем глупее ведет себя водитель (он, видимо, не коренной житель, раз не слышал о присутствии американских солдат на территории Ирака и наличия блокпостов, и что они не просто так там построены), который жмет на газ, сознательно гробя себя и беременную женщину вместо того, чтобы остановиться. И это, увы, не единичный пример довольно глупого ехидства со стороны авторов, компрометирующего пацифистский пафос ленты. А этот пафос настолько очевиден, что и говорить о каких-то проблемах и сложностях взаимопонимания, раскола мира, двойственности ситуации, мировоззренческих противоречий и пр. после ленты и не приходится – слишком уж авторы уверены в своей позиции, при этом однако отчаянно пытаясь сказать «мы не при чем – судите сами». Это-то и раздражает в этом фильме. Агитационная субъективность при попытке быть объективными. От этого начинаешь обращать внимание на некоторую «игру» в игре актеров (девушка на веб-камере, обзывающая американцев нацистами и показывающая средний палец просто плохо играет), на «ненастоящесть» слез в кадре – в итоге теряется самое ценное – максимальная приближенность к реальности. Авторы пытаются вернуться к ней в последних кадрах фильма, где представляют реальные фото убитых женщин и детей (которых, конечно же, безо всякой иронии жалко, чего тут говорить), но вместо действительного сочувствия и понимания, ты ощущаешь, что тебе пытаются «промыть мозги»,до этого это пытался сделать Буш, а теперь это же делает де Пальма. Только из другого лагеря.

      29 февраля 2008
    • 7

      Так и не смогла для себя ответить на вопрос, зачем нужны такие фильмы.
      Ощущения как после "Груз 200" примерно.
      Только ведь все нормальные люди и так знают, что война-это плохо, а Бушу, Путину и другим диктаторам и дуракам это не важно.

      Но это, конечно, один из немногих реальных и действительно страшных фильмов о войне. Это может сравниться только со зверствами нацистов. Особенно смешно выходить потом на улицу, видеть людей с их шариками, мишками шоколадными конфетами.

      И опять эта тема, что недеяние так же страшно как деяние...

      23 марта 2008
    • 1

      Нарезка якобы документальных видеоматериалов об американцах в Ираке. Но всё время в уме вертится "не верю". Как-то так умудрились снять, что фильм выглядит как ролики между уровнями нелюбимой компьютерной игры. "Звездный десант" в сто раз документальнее. Смотреть не рекомендуется. Разве что тема актуальная.

      8 апреля 2008
    • 9

      Спасибо Де Пальме за этот фильм. Спасибо за то что не побоялся ударить в лоб, жертвуя изяществом и художественностью. Потому-что, этот фильм сделан не для ценителей высокого искусства кино, и не для благородных кино-фестивалей.
      Он для американцев, самых простых и обычных американцев. Для тех кто не понимает метафор, для тех кому катарсис на фильме "Морпехи" не грозит. Чтобы каждый из них кто привык к пережеванной пище фаст-фудов мог осознать, что идиоты у власти командующие идиотами с автоматами это не смешно, а ужасно.
      Но еще ужасней это — терпимость и бездействие по отношению к идиотам.

      16 апреля 2008
    • 9

      Уж казалось, что Де Пальма такой "старый конь", который, конечно, борозды не испортит, но и чего-то нового ожидать от него - бессмысленно. А старик взял и удивил: такое ощущение, что фильм снял не мэтр мирового кинематографа, а молодой талантливый режиссер на экпериментальной студии и со свежим взглядом на окружающую действительность.
      Зло здесь показано абсолютно прямолинейно, без намека на каие-либо полутона, жестокость относительно слабых ничем не оправдана. Однако первую часть фильма никого не жалко: ни совершенно отупевших американских солдат, ни иракских туземцев, которых эти солдаты всячески гоняют и унижают. Вместо жалости, только нарастающее удивление этому театру абсурда, в котором совершено нормально выпустить очередь из автомата по беременной женщине. Потому что она говорит на другом языке, а твоего - не понимает. Но после переломного момента фильма - изнасилования 14-летней иракской девочки и последующего убийства всей ее семьи - жалко, до комка в горле, становится всех. Всех жертв всех войн. "Потому что мы fucking сверхнация и жизнь американца ценится намного выше, чем fucking жизни какого-то жалкого вонючего вьетнамца или иракца!!!" - орет на Y-tube (в фильме много "документальных" кадров из интернета) американская девушка и выворачивает во весь экран средний палец. Девайс, по всей видимости, Бушу.
      Заканчивается фильм рельными, совершенно удручающими кадрами из Ирака, которые сменяют друг друга под "Тоску" Пуччини. Вроде, банально, а пробирает до могзга костей.

      7 декабря 2007
    • 5

      Очень тяжёлый фильм. Пошли мы на него 8 марта. Наверное, не надо было делать этого в праздник.

      История о группе американских солдат, охраняющих город Самарру, что в Ираке. Обильно приправленная кровью и грубостью. Периодически действо показывается через объектив камеры одного из вояк, который снимает фильм для поступления на режиссерский факультет, фильм, в котором "будет только правда". Этакий тонкий намёк на реальность событий. Позже уже прямо говорится о том, что всё это действительно имело место.

      Периодически фильм разбавляется роликами с сайта типа ютьюба. Выглядит это не сильно уместно, но тем не менее картину дополняет.

      В конце идёт серия подлинных фотографий с войны в Ираке. Дети, женщины... Ужасно. Половину титров зал просто сидел в тишине.

      21 июля 2008
    • 7

      Как фильм "Без цензуры" хорош. На мой взгляд он динамичен, интересен, качественно сделан. Несколько предсказуемый сюжет, но это не портит общее впечатление. Сама манера сейчас в почете и в прокат уже вышло несколько аналогичных по приему картин. Но, повторюсь, к просмотру я рекомендуюю - фильм хороший.
      Что же касается сюжета и настроения, а так же проблематики... Ну тут - слабое место. Сама попытка оценивать то, что происходит на войне, критериями мирного времени абсурдна. Люди в которых стреляют, тыкают ножами и мины под ноги подкладывают ожесточаются, вернее просто черствеют душой, понятия добра и зла у них деформируются, но винить их в этом нельзя. Ни кто не говорит, что это хорошо. Война плодит массу психических инвалидов. Но осуждать людей за подобные поступки сложно.
      Обидно, что в конце фильма у нас выжимают слезу простым и беспроигрышным способом и становиться ясно, что несколько реальных фото оказывают более сильное воздействие нежели полтора часа неплохо срежессированного видео.

      11 марта 2008
25 заграничных фильмов с самыми нелепыми переводами названий
25
заграничных фильмов с самыми нелепыми переводами названий
25 заграничных фильмов с самыми нелепыми переводами названий
Онлайн-премьеры недели: «Гран Туризмо», «Поколение „Ви“», «Чудесная история Генри Шугара», «Бедные Абрамовичи»
Онлайн-премьеры недели: «Гран Туризмо», «Поколение „Ви“», «Чудесная история Генри Шугара», «Бедные Абрамовичи»
Онлайн-премьеры недели: «Гран Туризмо», «Поколение „Ви“», «Чудесная история Генри Шугара», «Бедные Абрамовичи»
Программирование для подростков: 5 лучших курсов
Программирование для подростков: 5 лучших курсов
Программирование для подростков: 5 лучших курсов
9 блестящих фильмов в духе Уэса Андерсона
9
блестящих фильмов в духе Уэса Андерсона
9 блестящих фильмов в духе Уэса Андерсона
Куда сходить на выходных в Москве?
Куда сходить на выходных в Москве?
Куда сходить на выходных в Москве?
30 лет третьему «Робокопу»: почему на самом деле это хорошее кино?
30
лет третьему «Робокопу»: почему на самом деле это хорошее кино?
30 лет третьему «Робокопу»: почему на самом деле это хорошее кино?