Фильм

Фильм Потерянный горизонт

Lost Horizon, США, 1937

6.8
7.6
Потерянный горизонт – афиша
1/5

Фантастическая приключенческая драма Фрэнка Капры

Британский дипломат-мечтатель Боб Конвей (Колман) в весьма пестрой компании спасается из рычащего революцией Китая на последнем самолете. После вынужденной посадки в горах Тибета беглецы заветными тропами попадают в Шангри-Ла — обитель мира и гармонии, волшебную страну вечной молодости и эзотерических знаний.

СтранаСША
РежиссерФрэнк Капра
Продолжительность2 часа 12 минут
Дата выхода18 февраля 1937
Возрастное ограничение0+

Самые ожидаемые события

Рецензия «Афиши» на фильм «Потерянный горизонт»

9

Британский дипломат-мечтатель Боб Конвей (Колман) в весьма пестрой компании спасается из рычащего революцией Китая на последнем самолете. После вынужденной посадки в горах Тибета беглецы заветными тропами попадают в Шангри-Ла — обитель мира и гармонии, волшебную страну вечной молодости и эзотерических знаний.

Пока не в меру любознательные эсэсовцы прочесывали настоящие Гималаи в поисках артефактов, дарующих мировое господство, на Columbia Pictures выстроили, вложив в это половину годового бюджета, свою собственную Шамбалу — бутафорский оазис в стиле ар-деко, полный висячих садов и мраморных статуй, нимало не стремящийся к археологической достоверности, но полностью отвечающий представлениям оправляющегося от Великой депрессии среднего американца о рае на земле. Вышло нечто среднее между флоридским гольф-клубом и санаторием ВЦСПС, где роль массовиков-затейников исполняли загримированные под монахов и лам голливудские звезды, важно изрекающие примиренческие максимы. Но именно такой лубочно-идеалистический подход обеспечил картине два «Оскара», отличные кассовые сборы и необъяснимо трогательную достоверность. Редкий пример по-настоящему удачной утопической фантастики, фильм Капры и сам чуть было не был утерян и вернулся на экраны в относительно первозданном виде только после реставрации в 1980-м, став заменой намеченному как раз на тот год, но так и не наступившему коммунизму.

12 мая 2007
5

Высокобюджетный и необычно приключенческий по меркам Капры фильм о далекой и загадочной стране Шангри-ла. Начинается приключение героев в китайском городе, осажденном войсками. Британские подданные спешно покидают страну. В том числе и дипломат Роберт Конвей (Рональд Колман). Однако в самолет пробирается китайский пилот, который ведет самолет совсем в другую сторону. Это замечает брат дипломата Джордж (Джон Говард), но как-то повлиять на запершегося в кабине пилота сложно. Чтобы совсем не заскучать, один из пассажиров – палеонтолог Ловетт (Эдвард Эверетт Хортон) показывает всем какую-то доисторическую кость. Он даже не предполагает, что вскоре все они попадут в землю, помнящую те старые времена, когда обладатели подобных костей бродили по земле. Самолет падает, и выживших подбирают странные люди, которые приводят всех в Шангри-ла, страну, где одна из пассажирок Сондра (Джейн Уайатт) не только вылечивается от болезни, но и перестает стареть. Все в этом месте чудесно. Люди не знают денег и войн, не стареют, и живут в согласии, в ожидании времен, когда их учения могут быть распространены по планете. Впрочем, наличие богатств, а также чужаков, которые менее равнодушны к оным, ставит под угрозу существование страны.

Разочаровывающий фильм, который после успешной ленты «Мистер Дидс едет в город» стал ведром холодной воды на головы поклонников. В основе работы лежит произведение Хилтона. Капра пересказал его начальству студии «Columbia» и те выделили внушительный бюджет, особо в детали не вдаваясь. Книгу открыл для всех Роберт Рискин, он же написал и сценарий к фильму. Снимали очень долго, работали по ночам, но все равно превысили на месяц запланированное расписание, проведя в общей сложности больше сотни суток. Снежные сцены и планы гор делали под Лос-Анжелесом. Причем снег делали искусственный. Гималаи в фильме тоже присутствуют, впрочем, однако в виде документальной съемки – на натуру съемочная группа туда не выезжала. «Шангри-лу» выстроили на студийных задворках, что тоже стоило больших денег. А тибетские деревни пришлось снимать, арендуя павильоны MGM.

Фильм работает вхолостую практически во всех своих составляющих. К истории теряется интерес примерно к середине рассказа. Артисты вроде играют что-то там, но то ли сами не понимают, что играть, то ли их персонажи прописаны не столь замечательно. Импровизации, привычной для картин Капры того времени, как таковой нет вообще. Да, декорации и планы созданы потрясающе, но если бы на их фоне еще и происходило бы что-то осмысленное, вместо этих бесконечных скучных обсуждений политической картины мира и анализа всех существующих философских учений, было бы лучше. Темп повествования сбивается просто постоянно, узнаваемого ровного нарратива просто нет, вместо них – рывки, прыжки и постоянные провисания. Смотреть может и интересно, но постоянно нужно быть сосредоточенным. И вновь – просто не верится, что все это вышло под именем Капры.

Капра превратился в одержимого перфекциониста, снимая дубль за дублем, меняя углы и положения. Количество пленки, которой ушло на все это, было просто потрясающе огромным. Пока режиссер снимал свой «шедевр», боссы просто сходили с ума – все мыслимые границы уже были пройдены. После того, как он потратил несколько месяцев, сражаясь с монтажом, пришел Гарри Кон и порезал фильм, вопреки протестам режиссера. Сам Капра после этого сильно возмущался и рассказывал, что его «независимость» оказалась относительной и работала до тех пор, пока его работы приносили деньги и успех. Все это, кстати, попало в советские газеты, на радость коммунистам. Причем Кон как раз прилично покроил картину в то время, пока Капра летал в СССР.

В итоге фильм оказался очень тяжелым в плане финансовых вложений. Капра превысил бюджет на треть и потратил более двух миллионов, что по меркам Голивуда 30-х годов для студии уровня «Columbia», которые тогда только набирали силу, было просто огромными деньгами. Потребовалось около пяти лет, чтобы брешь, проделанная этой картиной, затянулась. Но отношения между самим Капрой и главой «Columbia» Гарри Коном резко испортились. Равно как и с Робертом Рискиным, который не был удовлетворен общим эстетическим результатом. Герои постепенно лишать своего облика, мотивации, пропадали на фоне богатых декораций. Философские абстракции затягивали драматическое полотно, превращая его в какие-то утопические, прото-нью-эйджевские зарисовки, в которых сложно было найти что-то внятное. Картинка и амбиции затмили смысл и то, чем, собственно, славились фильмы Капры и Рискина – человеческое тепло. Если самые репрезентативные работы Капры были «живыми», этот фильм таким похвастаться не может.

12 ноября 2014
Все отзывы
Читайте также
9 фильмов «Марвел», которые вы не видели
9
фильмов «Марвел», которые вы не видели
9 фильмов «Марвел», которые вы не видели
10 фильмов про фантастических тварей
10
фильмов про фантастических тварей
10 фильмов про фантастических тварей
5 мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
5
мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
5 мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
10 фильмов киновселенной Гарри Поттера
10
фильмов киновселенной Гарри Поттера
10 фильмов киновселенной Гарри Поттера
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость