Фильм

Фильм Кальмар и кит

The Squid and the Whale, США, 2005

6.9
7.3
Кальмар и кит – афиша
Предоставлено пользователем: Василий Сокольчук
1/10

Семейная драма Ноя Баумбаха

Мелодрама про супругов, которые решили развестись, и их детей-тинейджеров, с трудом переживающих конфликт между родителями.

СтранаСША
РежиссерНой Баумбах
Продолжительность1 час 21 минута
Дата выхода24 января 2005
Возрастное ограничение16+

Самые ожидаемые события

Рецензия «Афиши» на фильм «Кальмар и кит»

9

Середина 80-х, супруги Беркман, бруклинские интеллектуалы, оба писатели, Джоан (Линни) начинающий, Бернард (Дэниелс) — похоже, конченый, после 17 лет брака решают разойтись, поскольку Джоан спит с кем попало, а Бернард превратился в самовлюбленного стареющего неудачника. Двое детей — папенькин сынок Уолт (Айзенберг), с трудом выходящий из переходного возраста, и маменькин Фрэнк (Клайн), с трудом в него вступающий, — оказываются на совместной опеке.

Теоретически всем известно, что настоящий режиссер, равно как и писатель, должен, облекая сокровенное в образы и слова, переступать через естественное смущение. На практике для этого надо обладать нешуточным мужеством — и с Баумбахом, описавшим собственное взросление и развод родителей, писателя и кинокритикессы, тут мало кто сравнится. Этот коротенький фильм почти целиком состоит из моментов, которые принято называть неловкими. Один пытается присвоить себе «Hey You» Pink Floyd и рассуждает о непрочитанных романах. Другой мажет спермой книжки в библиотеке. Третья водит домой теннисистов. Четвертый называет Кафку «одним из своих предшественников» и доводит образ профессора с духовным развитием школьника до черты, куда не доходила даже британская университетская проза. Все открывают двери, когда не следовало, говорят исключительно лишнее и в целом представляют собой компанию отталкивающих, эмоционально искореженных невротиков, легко затыкающих за пояс семью Тененбаум из фильма баумбаховского продюсера Андерсона. И несмотря на все это, Баумбах находит силы облечь катастрофу в форму комедии и добавить в безжалостный сеанс психоанализа граны примирительной нежности, достаточной, чтобы кино не превратилось в «Я обвиняю». Силы пройти между кальмаром обиды и китом прощения.

7 октября 2013
7

Ну насчёт того, что это чисто комедия, верить не стоило бы. Мелодрама на тему того, какая это сложная штука семья - пожалуй да. У фильма есть по-крайней мере два достоинства. Во-первых он динамичен. По первым двум третьим хронометража сложилось ощущение, что возможно гораздо более длинное и нудное произведение покромсали ножницами, оставив самые яркие моменты, в результате чего даже возникает ощущение наспех смонтированного любительского кино. Во-вторых фильм необыкновенно искренен и непосредственен в плане отношений внутри показанной семейки. Согласитесь, нечасто мамы с детьми обсуждают своего любовника, а в реальной жизни это происходит и того реже. Минус фильма наверное в том, что набрав обороты он начал притормаживать, и закончился неожиданно. И дело даже не в открытом финале. Просто хотелось бы ещё немного добавить действия, к тем стремительно пролетевшим 80-ти минутам.

24 марта 2010
9

Фильм про нас - про людей, и про эгоизм сидящий в нас где-то глубоко-преглубоко, но всё-таки иногда дающий о себе знать.

Очень интересная сверх-интелектуальная нью-йорская семья, состощая из когда-то знаменитого нью-йоркского писателя (Jeff Daniels), ныне преподающего литературу в университете, и жены-писательнецы (Laura Linney), которая сейчас более успешна чем он, переживает развод вкупе со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.
Повод для развода очень банальный - зависть. Сначала она завидовала ему, сейчас он завидует ей. Делёжка имущества до боли смешна - даже коту приходится выбирать с кем ему жить дальше. На самом деле всё было бы довольно просто, если бы у них не было стремительно взрослеющих детей, которые с трудом представляют свою дальнейшую жизнь, будущую состоять из 3 дней дома у папы и 3 дней дома у мамы плюс чередующийся четверг, согласно гениальному плану родителей.
После разъезда, буквально на ровном месте у родителей возникают романы. У него со своей талантливой лолитообразной студенткой, пишущей дневник своей вагины, а у нее с теннисным учителем своего младшего сына (William Baldwin). Что интересно, являясь людьми творческими и интиллигентными, они подбирают себе партнеров "ниже по уровню" или просто "обывателей", которые при всем желании не будут им завидовать и отнимать кусочки их собственного высокоинтеллектуального "я".
Это все проецируется на их сыновей Уолта и Фрэнка. Один (старший) присваивает себе песенку "Hey You" Р. Уотерса с альбома "The Wall" и выдает ее за собственную на школьном музыкальном вечере, получая приз в 100 долларов, попутно пытаясь пережить свой первый сексуальный опыт с девушкой из школы, но тайно вздыхая при этом по новой любовнице папы. Другой (младший) начинает испытывает страсть к публичной мастурбации и алкогольным напиткам.
Финальный кадр, когда старший сын стоит в музее и смотрит на скульптуру "Кальмара и кита" - его страх пубертатного периода, и начинает узнавать в чудовищах папу, маму, себя, брата просто великолепен.
Также можно выделить превосходный музыкальный ряд, а также классную операторскую работу.

29 октября 2009

Кроха-сын пришел к отцу, и спросила кроха: «А почему наша мама трахается с тренером по теннису?…» Оказывается, дети тоже чувствуют, у них есть свои представления о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Взрослые закрывают на это глаза, что и приводит к драме.

Родители Уолта и Фрэнка зажаты условностями и унылым багажом прожитого. Они делят детей после развода как любимые книжки, пытаются расставить их по полкам в удобных позах. Не получается. Младший неуклюже бежит от реальности при помощи выпивки и онанизма. Старший видит в отце то друга то врага и пытается самоутвердиться как мужчина с помощью барышень, конечно.

И тут, как нельзя кстати – сердечный приступ главы распавшегося семейства Бернарда. Зрителю подсластили горечь от, казалось бы, тупиковой ситуации, бросили надежду на благополучный финал в наших домыслах. Снова пришлось краснеть за больших дядей и тётей. Семейных драм снято много, а на ум приходит почему-то только «Ледяной ветер» Энга Ли.

19 июля 2006
9

Развод родителей — дело для детей страшное, а болота между предками часто напоминает сцены из музея естественной истории, и победить этот страх ребенку, даже в переходном возрасте, сложно. Гораздо проще его отрицать, таить обиду на мать и искать способы нахождения контактных точек с отцом, которому ты не нужен и возможности отомстить всему женскому полу слишком извращенным и непонятным окружающим способом.

Фильм в плане постановки до примитивного прост: на обычных отношениях в обычной американской семье абсолютно все актеры вам покажут, что жизнь таится гораздо глубже, чем американский счастливый фасад, и при этом сыграют замечательно. Динамика характеров, невозможность каждого высказать друг другу то, что надо, в общем-то, высказать, и главное, интересная постановка фильма через глаза детей, которых ситуация затрагивает гораздо больше, чем самих родителей — лично я такие постановки считаю верхом режиссерского и актерского таланта, а потому, очень люблю.

В общем, если нет желания смотреть негатив, неверное, и не стоит — во всех остальных случаях искренне рекомендую.

10 января 2014
9

Описывать сюжет фильмов Ноя Баумбаха столь же информативное, сколь и интересное занятие. То же самое можно, впрочем, отнести и к творчеству Уэса Андерсона - соратника Ноя по непростому делу пристального изучения чудаковатых нравов прогнивших семей и уставших от жизни людей. Некогда популярный писатель Бернард Беркман (Джефф Дэниэлс) решает развестись со своей женой, к слову тоже писательницей, Джоан (Лора Линни). У них есть на то причины. У каждого свои и зритель об этом в свое время обязательно узнает, равно как и их сыновья – Уолт (Джесс Айзенберг) и Фрэнк (Оуэн Кляйн). Парни эти тоже не сказать, чтобы простые. Тот, что постарше (Уолт) – явно вдохновляется по жизни примером своего отца. Он в некотором роде тоже творческая личность (умудрился даже написать песню Pink Floyd «Hey You!») и в некотором роде приударяет за девушками, что нравятся отцу, благо девушки эти одного с ним возраста. Фрэнк же на стороне матери. Он любит теннис и измазывать обложки книг в школьной библиотеке своей спермой. Так начинается холодная война семейки Беркманов.

Как и в случае с картинами Уэса Андерсона (для которого Баумбах писал и пишет сценарии), фильм представляет на суд зрителя довольно сложный эмоциональный ребус, заставляя искать компромисс между чувством симпатии к этим, в некотором смысле, милым людям (сложно не испытывать симпатию, скажем, к героям Айзенберга вообще) и чувством скорее не отвращения, а брезгливости от последствии ошибок, что они все делают, между чувством зависти (разве это не здорово, когда вся семья за столом обсуждает раннюю английскую прозу?) и чувством облегчения, что в твоей семье по другому, ведь при всей интеллектуальности психологические травмы воспринимаются не менее больно. Причем так и тянет назвать картину автобиографичной, ведь 25-летний на тот момент Баумбах родился и вырос в семье писателей, а действие фильма происходит как раз во второй половине 80-х.

Но не зная досконально особенностей биографии детства режиссера и сценариста картины, сложно делать какие-то многозначительные выводы, да и не зачем, ведь в результате у него получилась невероятно мощное и точное высказывание о том, что воспитание – это выбор между идеализмом (отец) и реализмом (мать) и, конечно же, поглощение. Поглощение хороших и плохих примеров, эмоциональных схем близких тебе людей, в первую очередь родителей. Это поглощение примеров, моральных норм и даже эстетических ценностей. И о том, что в конце концов все будет хорошо, что простится все то, что и простить нельзя, что природа человеческого интеллекта выберет из всей той кучи, что детское сознание впитало в себя, и словно устрица, что лежит на дне под проплывающими большими китами и малыми кальмарами, создаст огромную и прекрасную жемчужину, о которой будут складывать большие и малые романы.

Конечно, фильмов о разваливающихся и развалившихся семьях было снято более, чем достаточно. Так что ходить по этому полю и не наступить в какое-нибудь клише достаточно сложно, но столь молодому автору, как Ной Баумбах, удается это прекрасно. Его стиль свеж, его почерк характерен и узнаваем, его герои убедительны. Их невозможно позиционировать по шкале «плохой – хороший». И Джоана, и Бернард натворили много чего во время фильма, но при этом и детей своих они любят, и стремятся делать им хорошо. Более того, даже никакой особой морали о том, что надо прощать друг друга и держаться за брак, не следует. Это просто кусочек жизни, как тут мораль сформулируешь.

Из всех актеров, конечно, больше всего удивил Джефф Дэниэлс. За Айзенбергом и Линни уже на тот момент закрепился шлейф талантливых актеров, которые готовы потянуть много чего и, как показало время, закрепился небезосновательно. А вот Дэниэлс на тот момент большими ролями похвастаться не мог. Но столь серьезный персонаж, как Бернард Беркамн в его исполнении не вызывает ни единого нарекания. Он законченный эгоист, измеряющий людей по собственной мерке и постоянно радостно хмыкающий, что по этой самой мерке он явно не в проигрыше. Но с другой стороны – это очень ранимый и способный на сильные эмоции человек. Этого тоже у него не отнять. Столь противоречивые черты характера и определяют его сложность. А Дэниэлс, конечно, должен благодарить за лучшую свою роль именно Баумбаха, который, как оказалось, умеет отлично работать с актерами и Джефф – не последний, кто сыграет в фильмах Баумбаха свою самую сильную роль.

Хорош и сам Баумбах, который как режиссер сумел удержать фильм от падения в пучину безысходного и мрачного настроения, в нужных местах установив приятные подпорки из довольно смешных шуток, но не слишком в этом переусердствовав, оставив трагедию ситуаций на одном эмоциональном уровне на протяжении всей длины картины. Работа камеры и монтаж полностью подчинены нарративной структуре постижения мира отношений с точки зрения ребят. Мир воссоздан так, что они находятся в его центре (если уж никто в жюри не может понять, кто на самом деле написал «Hey You!»), хотя и камера порой пускается в легкие пространственные путешествия, в целом все подано достаточно тонко и интимно.

Но, что свойственно для молодых псевдоинтроверсивных новых интеллектуалов от кино, его можно обвинить в том, что фильм ведет в никуда и Ной сам не знает, что он чувствует, создав эту картину, а куда уж понять, что чувствовать зрителю. Обвинения эти, конечно, имеют под собой основу в силу действительно путанной эмоциональной составляющей. С другой стороны, мир (и тем более мир нью-йоркских интеллектуалов от литературы) и должен быть настолько сложным, путанным и противоречивым. В конце концов, если сами герои не могут понять, что им чувствовать, как уж тут разобраться всем остальным?

Пара сандансовских призов и номинация на Оскар за лучший оригинальный сценарий.

8 июня 2011
Все отзывы
Постоянный оператор Уэса Андерсона, который способствовал формированию визуального стиля режиссера — от репортажного реализма в «Бутылочной ракете» к сказочной условности в «Отеле «Гранд Будапешт». В кино Йоумен и Андерсон создали свою легко узнаваемую, но вместе с тем уникальную вселенную. Помимо этого, также работает с комедиографом Полом Файгом, для которого снимал «Девичник в Вегасе», «Копов в юбках», «Шпиона» и новых «Охотников за привидениями».
Читайте также
80 фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
80
фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
80 фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
15 фильмов про Рождество, в которых что-то пошло не так
15
фильмов про Рождество, в которых что-то пошло не так
15 фильмов про Рождество, в которых что-то пошло не так
Что смотреть на Новый год: лучшие мультфильмы для детей
Что смотреть на Новый год: лучшие мультфильмы для детей
Что смотреть на Новый год: лучшие мультфильмы для детей
Что смотреть на новогодних праздниках: дома с детьми
Что смотреть на новогодних праздниках: дома с детьми
Что смотреть на новогодних праздниках: дома с детьми
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость