Москва

Фильм
Взгляд Улисса

Vlemma tou Odyssea (1995, Франция, Италия, Греция, Албания, Босния и Герцеговина, Германия, Румыния, Великобритания, Югославия), IMDb: 7.6

7.0
оценить
16+
2 часа 49 минут
Дата выхода в мире
24 мая 1995

Актеры

Режиссер фильма «Взгляд Улисса»
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Взгляд Улисса»

Фото M_Thompson
Фото M_Thompson
отзывы: 1370
оценки: 1383
рейтинг: 544
7

После долгих лет отсутствия знаменитый режиссер А (Харви Кейтель) возвращается на родину для того, чтобы найти раритетные, но давно утерянные пленки великих братьев Манаки. В случае их обнаружения они не только принесут славу и почет автору, но и позволят взглянуть на Грецию и балканские страны по-новому, а точнее – по-старому, ибо это самые первые записанные на пленку кадры в истории этого региона. В своих поисках режиссер встречает женщину, которая занята розысками собственной сестры и на некоторое время их пути и судьбы сплетаются. Вторая женщина попадается на пути режиссера А уже в музее братьев Манаки и она, не особо веря в цель незнакомца, все-таки рассказывает, что пленок в музее нет и ему нужно ехать за ними в Болгарию. Начинается самая, что ни на есть одиссея режиссера, в которой ему предстоит пару раз провалиться во времени, встретить старых и новых друзей и возлюбленных, а также пересечь целую кучу границ.

Еще один фильм на тревожившую в то время режиссера тематику внутренних и внешних границ, изгнания и возвращения, одиссеи по географическим и психологическим ландшафтам. О вере в новое тысячелетие без политических и человеческих границ. О поисках дома – того места, где человек счастлив. Еще один фильм в соавторстве с главным европейским авторским сценаристом второй половины 20-го века – Тонино Гэуррой, который и развил идею Ангелопулоса о путешествии Одиссея, или Улисса, как кому более нравится называть – дочь друга Гуэрры прислала тому письмо о том, как она видит Одиссея, видевшего все приключения на свете, вперившего свой взор вдаль и это стало отправным пунктом к появлению всей истории картины.

То есть, как и многое в творчестве Тео Ангелопулоса, «Взгляд Одиссея» - отчасти автобиографический фильм. В том смысле, что сам-то режиссер, понятное дело, по Балканам не пускался в бесконечное философское путешествие, да и имя режиссера «А» - это скорее от «Александр», чем от «Ангелопулос», но автор не скрывает, что все, что он показал и о чем рассказал в фильме – на самом деле его тревожит и многое, из того, что пережил герой Кейтеля, для Тео Ангелопулоса знакомо не понаслышке. Опять же, на то он и режиссер, что умеет пускаться в подобные «одиссеи», оставаясь на месте. Магия кино.

А тревожило и волновало, судя по тематике «Взгляда Одиссея», режиссера многое. Это и политическая обстановка на Балканах, отравленная религиозными и межнациональными конфликтами и порезанная по живому границами. Это и история кинематографа на заре 20-го века, его роль в культуре и попытках запечатлеть ощущение времени навсегда (по крайней мере до тех пор, пока пленка, как в этом фильме, не потеряется, хотя и в данном случае, при определенных усилиях, она будет найдена и это будет сродни путешествию во времени). Это и кризис творческого человека, а также его попытках сформулировать в первую очередь для себя самого, что есть первая любовь и что такое пребывать в состоянии невозможности любить.

Из всего этого периода «Взгляд Одиссея» больше всего повествовательно тяготеет к более ранним картинам, которые тоже были пропитаны векторами движения из настоящего в прошлое, тягой к истории, к корням страны. Потом Ангелопулос снял несколько фильмов, в которых применял довольно прямолинейное сюжетное построение, но вот вновь в ход пошли флешбеки и смешение времен чуть ли не в одном плане. Еще одним интересным отличием этого фильма является использованием Харви Кейтеля в качестве актера на главную роль. Дело в том, что Кейтель – сторонник системы Станиславского, что ставило Ангелопулоса периодически в затруднительное положение оттого, что актеру требовалось больше времени, чтобы приготовиться к съемкам, чтобы проникнуться настроением, чем тому же Мастрояни, для которого было достаточно, если ему в общих чертах объясняли, что он должен сыграть.

Так или иначе, но придется признать, что никто так поэтично и так весомо не мог создать и подать тему общеевропейской памяти, попытки одновременно постичь, достигнуть прошлого в невообразимом прыжке сквозь время и пространство, и при этом обогатить настоящее, побороть эстетикой поиска истоков кризис сотворения будущего. Не самый простой, но весьма точный и местами просто завораживающий фильм греческого режиссера.

0
0
...
4 апреля 2012