Киноафиша Москвы

Фильм «Бумер»

(2003, Россия)

5.5
0:00 / 0:00
0:00

Бумер

Смотреть трейлер

Криминальная драма Петра Буслова

Четверо мелких бандитов, угнав у кого-то BMW седьмой модели («бумер»), кого-то убив и от кого-то скрываясь, куда-то едут, все глубже и глубже увязая в трясине российской глубинки. Интонационно точное, несмотря на некоторую несобранность, кино получилось не столько о людях, сколько о времени. Это не Кот, Ошпаренный, Килла и Рама подкупают милиционеров, меняют бензин на автомагнитолу, дерутся смертным боем с дальнобойщиками, зализывают раны в умирающей деревеньке и грабят провинциальную сберкассу. Это Москва 1990-х, выпав за пределы Садового кольца, заблудилась в бесконечных неасфальтированных дорогах.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1164
оценок:
787
рейтинг:
18173

Вышел, кажется, первый российский фильм про бандитов, смотреть который не противно. Первый лет за 15, что-то около того. Все это время ни о чем другом вроде и не снимали, но вспомнить нечего. То есть были и «Мама, не горюй», и «Апрель», и «Тело будет предано земле…», и еще пяток довольно приятных картин, но то были шутки — либо игры чересчур образованных мужчин. Бандиты тем временем ушли с улиц в офисы, а из кино — в сериалы. И — да, «Бригада», конечно, слеплена ловко, но поднявшийся визг свидетельствует скорее о длительном недоедании, чем о хорошем вкусе. Казалось, ждать теперь десятки лет: пока волны схлынут, точки расставятся, параграфы в учебниках напишутся, вгиковские студенты подрастут, получат бюджеты и снимут тогда уже ретро о российских 90-х — как в Америке до сих пор снимают о 30-х.

И вот появляется «Бумер». Появляется то ли с опозданием лет на семь, то ли с опережением (для ретро все-таки еще рановато). Снят вгиковским студентом, удачно встретившим Сергея Сельянова. И совсем не интересно, вырос ли Петр Буслов на улице или наблюдал за ней из окна во время фортепианных уроков (последнее кажется более вероятным). Главное — он не шутит и не играет.

Четверо мелких бандитов, угнав у кого-то BMW седьмой модели («бумер»), кого-то убив и от кого-то скрываясь, куда-то едут, все глубже и глубже увязая в трясине российской глубинки. Заставить машину везти не только героев, но и сюжет — идея не новая даже и в новом отечественном (совсем недавно автопром вдохновил Дыховичного на анемичную «Копейку»). Но опасно искусственная: через машину, о времени… Ну да, ну да… Однако Буслов ни на какие обобщения и воспарения не претендует: это кино о конкретных людях и их конкретных странных судьбах. Но в итоге все равно выходит о времени. Это не Кот, Ошпаренный, Килла и Рама подкупают милиционеров, меняют бензин на автомагнитолу, дерутся смертным боем с дальнобойщиками, зализывают раны в умирающей деревеньке и грабят провинциальную сберкассу. Это Москва, выпав за пределы Садового кольца, заблудилась в бесконечных неасфальтированных дорогах.

Не стоит верить афише с четырьмя криминальными физиономиями, лихому названию, актеру Вдовиченкову из «Бригады» и автору саундтрека Шнурову. Это, еще раз, вовсе не Гай Ричи, не «Бригада» и не «зиппо, триппер, пистолет». Вполне себе меланхоличное роуд-муви без признаков комикса. Две-три сюжетообразующие перестрелки — и то как будто бы вырезаны при монтаже. А феня, на которой общаются герои, далека как от игрушечного жаргона «Антикиллера», так и от абсурдистского новояза, придуманного для российских киногангстеров Константином Мурзенко. Вполне себе русский язык: «б…» — самое экзотическое слово.

И все же, прорыв Буслова — в области невербальной. На уровне тона: «Бумер» звучит не то что бы шепотом, но приглушенно. Все удачные картины «Студии СТВ» удачны именно этим. Удачны «Брат» и «Сестры», неудачны «Брат-2» и «Олигарх». Стоит повысить голос, четко ляпнуть какой-нибудь афоризм о судьбах Родины, поставить слишком хитовую песню, устроить слишком красивую перестрелку — и все, обаяние теряется. Не верю. В «Бумере» есть интонация усталой обреченности, без которой немыслимо настоящее роуд-муви. Понимание того, что дорога только ведет — и никуда не приводит, и именно в этом ее парадоксальная притягательность.

За пойманную интонацию можно простить все огрехи: и несобранность сюжета, и совсем скверные романтические линии, и сомнительный пафос в деревенских эпизодах, и обращение к ушедшей натуре. Зато когда потерянный одним из героев и почему-то не севший мобильник начинает в сотый раз отчаянно вызванивать печальную мелодию, подхваченную очень все-таки талантливым Шнуровым, он не фальшивит.

10

Отзывы пользователей о фильме «Бумер»

Фото hasisin
отзывы:
119
оценок:
277
рейтинг:
254
9

Снять хороший фильм намеренно - невозможно.Бывает, что человека просто прет. И то, что он делает, оказывается выше его собственного понимания. И все, что он ни делает, оказывается в точку и в цвет.
Кого сегодня правда волнует, что Бумер, когда снимался, был закосом под Бешеных псов?
Сколько таких закосов было? И где они все? Или вот изначальный сценарный замысел - построить все вокруг черного бумера - глупее не придумаешь, по-моему. Ну вот разве что есть фильм Кристина по Кингу. Но ведь как мощно в итоге-то получилось. Половину фильма ровный такой гул - как фон, а вокруг - в порядке убывания - бандитский Гелик, ментовский уазик, фуры с водкой, скорая помощь, набитая капустой, мертвый комбайн, трактор - и в конце автобус... Было так задумано или случайно совпало? А желтый цвет забора, вдоль которого Кот волочится, узнав о предательстве Насти, и желтый цвет автобуса - случайно срифмовались? Самое странное, что скорее всего - да. Да что там, в финале Ошпаренный пробегает и какую-то ветку задевает, и она пол-секунды в кадре качается - и это те самые пол-секунды, и веточка эта очень нужна, никак без нее. И вот так весь фильм - ни убавить, ни прибавить.
Я думаю, что Буслов, когда понял, что у него выходит, был просто ошарашен и счастлив, как мы с вами вряд ли когда-нибудь будем.
И как-то тоже стало понятно, что винить его за провальный второй фильм, и вообще винить режиссеров за провальные фильмы - это довольно жестоко. Исходники-то те же - актеры, операторы, режиссеры, сценарий правильный, пацанский. А вот не прет, и все. Не выходит каменный цветок. Причем, я думаю, это тоже понимаешь почти сразу. Погода не та, песня не подходит. "Да ничего не получается!"

5
Фото Юлия
отзывы:
122
оценок:
99
рейтинг:
92
9

До сих пор хожу под впечатлением. После "Брата" это второй фильм, за который не стыдно. Похоже на такую игру: перед игроком разложена "карта" и он, подкидывая кубик, смотрит, что выпало, и двигает маленькую машинку налево, направо, прямо... Налево пойдёшь - ничего не найдешь, направо пойдёшь - коня потеряешь, а если прямо пойдёшь - голову сложишь.
Очень сильный "эффект присутствия" - когда одного из героев ранят отвёрткой, мне реально стало больно. Не говоря уже о финале.

2
Фото Real Daddy O
отзывы:
32
оценок:
186
рейтинг:
116

Петр Буслов изобрел новый кинематографический прием, который он (по аналогии с "флэшбэками" -- сценами, относящимися к прошлому) назвал "флэшфорвардсами". Сцены с ментом в капкане, мальчиком и бейсбольной битой, покалеченным дальнобойщиком, беременной и родившей от Рамы девушкой относятся к будущему. Это очень интересный эксперимент.
Чего только не делали в кино с течением времени: вспомните "Memento!", "Необратимость", "Криминальное чтиво". А вот с "флэшфорвардсами" я как-то раньше не встречался.
И это только одно из многочисленных достоинств фильма. Не так часто видишь настолько убедительные дебюты. Я навскидку вспомнил только "Свой среди чужих..." Михалкова и "Иглу" Нугманова. Ну, "Эль Марьячи" Родригеса, но он все-таки не наш человек.
Буслов -- ярко выраженный молодой гений.

2
Фото Ульяна Черемисова
отзывы:
15
оценок:
16
рейтинг:
11
9

Помню, после выхода этого фильма все мальчики в школе хотели стать бандитами и ездить на бмв. У всех на телефонах рингтоном стояла музыка из этого фильма.
Возможно его популярность крылась в довольно точных отношениях между людьми для того времени, может довольно знакомые до глубины души всем российские пейзажи, а может даже из-за запутанного сюжета. В любом случае Бумер — довольно сложный фильм. Сложность его заключается в том, что его не понять с первого просмотра. Сюжет такой запутанный, что половину фильма не знаешь что происходит. Но есть другая сторона этого фильма. Здесь очень много показано того, чем до сих пор болеет Россия. Это коррупция почти вся и везде, криминальные разборки, которые в реальной жизни намного хуже. Все это показано в стране, которая еще не окрепла.

1
Фото Валерий Посиделов
отзывы:
16
оценок:
16
рейтинг:
13
9

Отгадайте с трёх раз, что это за автомобиль на три буквы, которые тоже на заборах пишут? Правильно BMW.

БУМЕР – НЕ ПРОСТО ОЧЕРЕДНОЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ БОЕВИК, ЭТО ГИМН БАНДИТСКОЙ ЭПОХИ, В КОТОРОЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ГЕРОЕМ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ЧЕЛОВЕК, А ЛЕГЕНДАРНАЯ «БЭХА», МАШИНА «БМВ», ОН ЖЕ ЛЕГЕНДАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ПО КЛИЧКЕ «БУМЕР».

Казалось бы, что ещё можно было снять нового после «Бригады», поставившей жирную культурную точку в безкультурной бандитской эпохе. Бандиты – новые Пашки Корчагины, «стахановцы 21 – го века». О них эта кино поэма, снятая двадцатипятилетним режиссёром Петром Бусловым. В фильме снимались Владимир Вдовиченков, Андрей Мерзликин, Максим Коновалов, Сергей Горбоченко и Яна Шивкова. Музыку к фильму написал «Шнур», ну а кто ещё может лучше всех озвучить эту криминальную, сказочную эпоху, не интеллектуальный же БГ? Впрочем, в саунд треке звучат даже наши земляки «Запрещённые барабанщики».

«Никого не жалко, ни кого, ни себя, ни тебя, ни его»- поёт Сергей Шнуров.
Фильм вытаскивает странные чувства из глубин подсознания. С одной стороны некий совковый гнев на «эпоху Хама», с другой стороны нежную любовь к ходульным, киношным браткам, этаким Робингудам, ведь они простые русские парни, с душой, с честью, хоть и волчьей. Они родные, наши, сильные и не глупые молодые люди, которых жизнь заставила быть крутыми. В фильме всё утрировано, это и понятно, сказка же в конце – то концов. Менты, как и положено думать в народе, конченые ублюдки. Дальнобойщики – быдло продажное. Простой народ, в лице деревенской девки, вызывает жалость. Её жених – десантник картонный – пьянь и трепло. Лишь деревенская знахарка Собачиха вызывает искреннее уважение. Она просто некрасовская женщина. Мы вдоволь насмотрелись фильмов про честных крестьян. Ментов и дальнобойщиков, до оскомы. Теперь вот клин клином вышибаем, идеализируем бандитов. А может быть фильм снят по заказу криминалитета, он же сейчас, похоже, платит нашему искусству. «Кто девушку заказывает, тот её и танцует».

Посмотрит этот фильм малец – несмышлёныш, и подумает: Ни кого не жалко, всех надо мочить бейсбольной битой. Глядя же глазами зрелого человека, понимаешь, что картина хоть от части идеологически вредная, но всё же, хорошая. Есть в ней некий шукшиновский дух. Правда, она, как правило, зловонная. Это лакированная ложь благоухает французским порфюмом и косметической кровью.

Основной метафизический закон жизни гласит: «За всё надо платить!» Сегодня кайфуешь, завтра будет головная боль. У больших пацанов, любящих длинноногих красоток и мощные автомобили, большие и проблемы.
Жили, были четыре былинных богатыря. Пока «Илья Муромец» миловался и ругался с «Василисой Премудрой», «Добрыня» с Поповичем» умыкнули у какого-то лоха, «вороного баварского, многолитрового коня». И пока наши доблестные конокрады «перековывали» «Немецкого Савраску», братишка «Соловей Разбойник» ехал фривольно по Тверской – Емской на белом «Мерине» и пел что – то в сотовую трубку. А мимо ехали, да «наехали» пацаны из другой богатырской группировки. Тромбонули они Соловья, намяли бока, да забили стрелу. Пришлось Илюше, с сотоварищами подтянутся на разбор. Слово за слово битой по столу. Надысь нашим богатырям делать ноги из стольного града в Тмутаракань, от беды по - дальше. Сели они на вороного Савраску, модели BMW 750 IL, и поскакали в тревожную даль. А по дороге их злые мусора на деньги развели, за незаконное хранение богатырской атрибутики. Только наши хлопцы тоже не лыком шиты. Киданули они ментов на бабки, так сказать изъяли награбленное у честного народа. По дороге захворали наши хлопцы народной болезнью пороноей. Стали ругаться, тянуть одеяло в разные стороны, мобилы поотключали. Поскольку на заправках мелькать со своим дорогим Савраской было не безопасно, парни связались на свою голову, с коварными дальнобойщиками, взялись их сопровождать, за бензин. Тут уж я как имеющий подобную лошадку, сильно усомнился, что из КамАЗа можно заправить «Бумер». На такой «сено – соломе» до смерти инжектора, ровно четыре шага. Впрочем, у них москалей, может быть КамАЗы уже ездят на девяносто восьмом, а бумеры на семьдесят шестом? Ах, да это ж дизель, наверное. Ну и опять же, кино. Чего это меня на, правда, искание потянуло. Извините! Только коварные дальнобойщики решили не платить гонорар, побили наших богатырей, колесо проткнули, и одного человека пырнули отверткой. Хлебнули лиху хлопцы, и судьбинушка занесла их в глухую деревню к местной колдунье Собачихе. Она их обогрела и накормила. Переодела из срамных модных кольчуг во всё экологически чистое, деревенское. Стали наши братки походить на провинциальных парубков, в душах их что – то проснулось и бес потеснился. Тут и любовь случилась с одним из них. Только главный метафизический закон жизни погнал их в путь за расплатой. И в скоре, зараз, они почти все и полегли на поле брани. Только Соловей Разбойник выжил. Так всегда в природе бытия, дерьмо не тонет. А может это и есть самое страшное наказание господние, жить долго и за всё расплачиваться, плавая на поверхности. Говорила же им мудрая Собачиха: «Оставайтесь, будете ближе к земле, не-то поубивают вас рано или поздно». Но карма есть карма, и они предпочли быть ближе к асфальту, в прямом и переносном смысле. Николай Васильевич Гоголь некогда грустно упрашал себя и читателя: Куда ты Тройка – Русь несёшся? Нет ответа. А куда ты Россия матушка несёшся на семёре БМВ? Спрашиваю я, и слышу лукавый ответ: На разборку сынок, на разборку!

1

Галерея