Фильм

Фильм Ночь на Земле

Night on Earth (1991, США, Франция, Великобритания, Германия, Финляндия), IMDb: 7.7

7.9
7.7
Предоставлено пользователем: Роман Завалин
1/25

Разношерстный такси-альманах Джима Джармуша

Пять городов, пять историй и пять тем, объединенных лишь зачастую незримыми извозчиками — таксистами. Джим Джармуш при помощи трагикомичных новелл размышляет о конфликтах старого и нового, сиюминутного и вечного, человеческого и слишком человеческого в декорациях Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Хельсинки, Рима и Парижа под завывания незримого ветра и Тома Уэйтса. «Ночь на Земле» — это ироничный взгляд откуда-то с небес на ежедневные маленькие трагедии, вместе с тем — будто бы фантазия путешественника, заскучавшего в отеле, где любят вешать часы с мировыми столицами. Впрочем, от выбора религиозной или светской оптики режиссерские анекдоты вряд ли станут менее универсальными.

СтранаСША, Франция, Великобритания, Германия, Финляндия
РежиссерДжим Джармуш
Продолжительность2 часа 9 минут
Дата выхода3 октября 1991
Возрастное ограничение16+
Сначала пошел по стопам матери и учился на журналиста, но потом передумал и поступил на отделение английской литературы. Продолжил обучение во Франции, где часто посещал Парижскую синематеку — и влюбился во французское кино. Закончил киношколу Нью-Йоркского университета и уже со вторым фильмом «Более странно, чем в раю», выросшим из одноименной короткометражки, завоевал «Золотую камеру» Каннского фестиваля (кстати, оператора и пленку Джармушу подарил Вим Вендерс). С его награды за «Лучший дебют» началась новая волна «американских независимых режиссеров». Сам Джармуш снял «Ночь на Земле», «Мертвеца» и «Пса-призрака: Путь самурая», предвосхитившего моду на Японию в американском кинематографе. За «Сломанные цветы» режиссер получил Гран-при Каннского фестиваля, а за «Пределы контроля» оплеухи от критиков. Но всех примирил фильм «Выживут только любовники», который режиссер сам окрестил «криптовампирской историей любви». Джармушу свойственен поэтический взгляд на кинематограф: наиболее прямолинейное воплощение этому видению он нашел в фильме «Патерсон».
9

Ночь на земле - это пять киноновелл, действие которых происходит в пяти городах мира. Судя по всему, "Ночь на земле" стала прародителем джармушевского же "Кофе и Сигареты" - те же характерные фантазмогоричные персонажи с гениальными в своей простоте диалогами. Общий сюжет каждой новеллы - поездка на такси по ночному городу - проецируется на антураж города, социальные проблемы и менталитет персонажей, так что становится понятно, откуда растут ноги и у "Париж, я люблю тебя".

1. Лос-Анджелес. Вайнона Райдер в роли девочко-мальчико-таксиста везет из аэропорта некую тетку, оказавшуюся агентом по подбору актеров в крупные голливудские фильмы. Райдер много курит, подкладывает под задницу толстый телефонный справочник, чтобы сиделось повыше, и в конце концов отказывается от предложения стать movie-star в пользу работы автомеханика.

2. Нью-Йорк. Типичный Нью-Йоркский модный нигер попадает в такси к эммигранту из Восточной Германии, который толком и водить не умеет. Всю дорогу они стебутся над именами друг друга. Европейца зовут Хельмут (helmet = шлем) - "Мистер Абажур", как его весь фильм называет нигер по имени Йо-Йо. Потом к ним подсаживается стервозная сестренка нигера и вторая часть новеллы проходит в бесконечных "Шат ап! ... Ноу, ю шат ап! ... Шат зе фак ап, эссхоул!".

3. Париж. Выходец из Кот-д-Ивура везет на такси слепую девушку, распрашивая ее о том, как ей удается делать обычные повседневные дела. Вся поездка проходит в спорах и препирательствах, типа "Ну, ты же не можешь водить машину!" - "Будто ты можешь!". Высаживая девушку из машины, таксист бросает "Будь осторожна!" и получает "Сам будь осторожен" в ответ. Через секунду он попадает в аварию.

4. Рим. Говорливый итальянец-таксист на маленькой уродливой машине везет пожилого священника, исповедуясь тому в своих грехах. От разговоров о том, как тот трахал сначала тыкву, потом овцу, а затем невесту своего брата, у священника случается сердечный приступ. Итальянец еще долго возит мертвое тело, рассказывая ему о своих похождениях.

5. Хельсинки. Двое друзей везут своего пьяного в дым друга домой, по дороге начиная рассказывать таксисту о том, что у того был самый херовый день в своей жизни: уволили с работы, разбили новую машину, дочь-подросток забеременела и т.д. "Ну, могло быть и хуже" - грустно отвечает таксист, рассказывая о том, как умер его ребенок...

В общем, классика Джармуша. Ненавязчивое чудесное кино.

28 января 2008
7

Единственное, что мне удалось досмотреть у Джармуша до финальных титров без спасительной перемотки. Несколько новелл, собранные в одну длинную ночь на Земле, не сказать чтобы супер!, но лиричны и местами смешны. Фильм нужно смотреть вдвоем и ночевать после тоже с кем-нибудь. Иначе вас может накрыть ночное одиночество, да так, что придется вызывать таксиста…

22 мая 2008
9Ночные откровения незнакомцев


Джим Джармуш не любит спецэффектов и прочую "голливудщену". Его фильмы просты и реальны, как жизнь, и в них главное честность. Он иррационален, потому что сразу начинает с подбора актеров, а уже потом пишет сценарий. Накапливая ощущения и моменты, наблюдая за людьми и собственными эмоциями, режиссер и сценарист в одном лице, он сводит всё в единый каркас, из которого вырастает сюжет.
Фильм "Ночь на Земле" увидел свет в 1991 году. Сценарий был написан за 8 дней и состоял из 5 эпизодов, которые происходят в такси в крупных городах мира. В кино, если герой берет такси, мы видим, как он садится в машину, а в следующем кадре уже выходит из неё. «Ночь на Земле» в каком-то смысле состоит из пяти вырезанных кино-эпизодов.
Вам может показаться, что весь фильм это сплошные бесконечные диалоги, проще говоря – трёп и никаких событий. Но главное происходит внутри, а не на поверхности. Здесь серьезное и легкомысленное, смешное и грустное, важное и ничтожное - сосуществуют вместе. Джармуш, как истинный поэт ночных откровений, демонстрирует жизнь предельно честно - с её черным юмором, экзистенциальной грустью и вечными эмигрантами на чужбине и на родине. Достоверность реальности создается за счет верной атмосферы… как правильная температура кофе, уместное молчание, монолог с самим собой или скрипящая музыка Тома Уэйтса.
Если приглядеться, героев объединяют две вещи. Слепота и чуждость. Богатая жительница Беверли-Хилз признается, что плохо видит в темноте; Хельмут, таксист из Восточной Германии в Нью-Йорке, как слепец, не ориентируется в большом городе; незрячая парижанка, которая ощущает жизнь гораздо тоньше своего зрячего водителя; развратный римский таксист ездит ночью в солнечных очках и жалуется, что ничего не видно; прозревают от чужого горя пассажиры города Хельсинки.
Это мир богатых и бедных, живущих в Бруклине и приехавших из Европы, гуляющих по Парижу и эмигрировавших с Берега Слоновой кости, мир грешников и праведников, мир отчаявшихся и надеющихся.
Эти истории, словно подсмотрены или подслушаны случайно на улице, рассказанные незнакомцем в момент внезапного откровения.
Джармуш – грустный поэт ночных откровений. Он выталкивает нас на улицу, сажает в такси и показывает обычную жизнь с её черным юмором, экзистенциальной грустью, трагическими случайностями и комическими эпизодами. Он рушит наши стереотипы, открывает глаза на обыденность, находит общее в непохожем, отрицает недостатки и говорит, что всё не так уж плохо.
Если Вам понравится фильм – Вы растащите его на цитаты. Поэтому обязательно посмотрите.

10 октября 2011
5

по-человечески теплый фильм. после его просмотра появляется какое-то приятное чувство радости за каждую ерунду типа падающего снега, улыбки незнакомца или потрескивания пузырьков в бокале с шампанским.

11 августа 2014
9

Пять удивительных историй, совершенно разных, но одинаково оригинальных, непредсказуемых, красивых. Они цепляют и проносят зрителя через города, когда ночь и дорога обостряют чувства до предела, заставляют раскрываться сильнее обычного и задавать вопросы, возможные лишь здесь и сейчас. Джармушу удалось создать мир ситуаций совершенно не загружая, а наоборот чуть окрыляя и смеясь. Он создал то редкое кино, к которому также невозможно придраться как и сказать, что оно идеально. Может именно поэтому его так просто и легко хочется назвать хорошим?

22 мая 2013
Все отзывы
Читайте также
10 лучших фильмов Джима Джармуша
10
лучших фильмов Джима Джармуша
11 июля 2019
100 главных фильмов за полвека
100
главных фильмов за полвека
2 апреля 2019
100 лучших сериалов XXI века. Список Би-би-си
100
лучших сериалов XXI века. Список Би-би-си
22 октября 2021
Испанские страсти: гид по ретроспективе Педро Альмодовара
Испанские страсти: гид по ретроспективе Педро Альмодовара
22 октября 2021