Киноафиша Москвы

Фильм «Сало, или 120 дней Содома»

Salò o le 120 giornate di Sodoma (1975, Италия)

5.1
Кино: «Сало, или 120 дней Содома»

Действие романа де Сада в фильме Пазолини разворачивается в фашистской Италии

Отзывы пользователей о фильме «Сало, или 120 дней Содома»

Фото Artur Sumarokov
отзывы:
716
оценок:
2571
рейтинг:
913
9

120 дней Ада

Республика Сало была провозглашена Бенито Муссолини на севере Италии практически перед самым концом Второй Мировой Войны. Именно сюда в один из средневековых замков Республики прибыли достопочтимые господа — Епископ, Герцог, Судья и Президент. Цель их прибытия проста: они желают постичь все существующие удовольствия, в том числе и самые необычные. Их жертвы молоды и прекрасны и они даже не предполагают, что их ждет.

Фильм «Сало, или 120 дней Содома» является, пожалуй, одним из самых скандальных и противоречивых кинотворений 20 века. Данная лента стала последней в карьере итальянского режиссера Пьер Паоло Пазолини, взявшего за основу сюжета ленты один из самых скандальных романов мировой литературы — «120 дней Содома» Маркиза Донасьена Альфонса Де Сада. Переняв художественную структуру книги(деление на четыре круга, отчего возникает ассоциация с Адом Данте), Пазолини снял антитоталитарный и антифашистский памфлет с прогуманистической позицией. Однако киноязык фильма является предельно шокирующим и девиантным, с каждым кругом Ада деяния господ становятся страшнее, а жертвы все больше дегуманизируются и низводятся до животного уровня. Пазолини в данной картине изобличает все существующие человеческие пороки, которые стали следствием безграничной власти. Отсутствие у главных героев имен лишь подчеркивает символичность творящегося на экране безумия.

Оператор Тонино Делли Колли снял картину предельно натуралистично, ибо сексуальные сцены в фильме асексуальны. а сцены насилия и унижений предельно реалистичны. Актерская игра в картине находится на довольно высоком уровне. Среди всего актерского состава картины я особо выделил бы, пожалуй, что Паоло Боначелли, Джорджо Катальди и Альдо Валлетти. Эннио Морриконе же в свою очередь написал к фильму удивительный, монументальный и яркий саундтрек, иногда создающий в картине резкий и непропорциональный контраст для усиления общего эффекта шока и катарсиса.

«Сало, или 120 дней Содома» — сложный и шокирующий фильм, который рассчитан на крайне узкую аудиторию, однако если Вы ищете необычное и шокирующее кино со смыслом, данную ленту игнорировать Вам никак нельзя.

1
Фото Барон Натюрморт
отзывы:
21
оценок:
24
рейтинг:
20
5

Пуская в ход самые выразительные средства отображения на экране насилия и жестокости, прибегая к правдоподобности, подчас даже излишней натуралистичности насильственных и просто пошлых сцен, Пазолини с легкостью смог вызвать отторжение и неприязнь, но не выразил лично для меня главного - трагедию несчастных, кто был вынужден принимать участие в тех самых, столь раскрепощенно показанных в картине извращениях. Фильм смотрится без страха за судьбы людей, кто пытался противиться и противостоять насилию со стороны "власти", в последствии жестоко убитыми физически, и жалости к тем, кто напротив - полностью подчинился, в силу чего были убиты самими собой, но уже духовно. Честно говоря, от фильма я ожидал большего, чем очередные философско-политические рассуждения режиссера, которые мне понятны дай Бог, если хотя бы частично. А именно - сильных переживаний, возможно эмоционального шока от показанной на экране трагедии людей, а не только отвращения к действиям, совершаемым как высшими чинами, представленными в фильме в образе фашистов, так и их подчиненными в образе рабов, полностью зависимых, и не имеющих возможности как-либо повлиять на свою жизнь.

1
Фото antifaust
отзывы:
7
оценок:
7
рейтинг:
15
9

Прототип: "120 дней содома", Донасьен Альфонс Франсуа де Сад
Фильм Пьера Паоло Пазолини и Альберто Гримальди

Преступление только тогда может быть наиболее сладострастным, когда остается безнаказанным.
Маркиз де Сад

Очень жаль, что мы не можем эксгумировать могилу маркиза де Сада, потому что – уверен, там следует навести порядок, после многократных поворотов в гробу тела покойного гения, вызванных выходом в свет фильма Паоло Пазолини. Франция, времен Людовика XIV и фашистская Италия, времен заката империи и краха режима – мягко говоря, не тождественные понятия. Но режиссера можно понять. Никто и никогда не смог бы реализовать в кино все самые смелые идеи великого и бессмертного провокатора и сюрреалиста. Поэтому, Пазолини был с одной стороны скован жанровыми рамками, с другой – идеологическими. Но в том-то и особенность де Сада, что его романы – не трагедии и даже не драмы. Это – сюрреалистические комедии, где герои живут в выдуманном мире, и даже в самых жестоких эпизодах читатель понимает, это – всего лишь де Сад, человек, который уточнил и довел до абсурда все пороки и страсти. Ничего подобного мы не видим в фильме. Перед нами мрачная действительность военного мира, где насилие – норма, где людей пытают и убивают на каждом шагу и от этого – жутко на душе. Это не высокое искусство - показать пытки в лагерях смерти, больше похоже на псевдодокументалистику.

Вспомним роман «120 дней Содома». Как известно, роман делится на четыре части, каждая, примерно по 30 дней – в общей сложности, герои должны провести четыре месяца со своими жертвами. Известно, что в тюрьме Маркиз де Сад успел подробно расписать только первую часть романа, где герои ведут себя достаточно «прилично». Помимо этого, он оставил конспективное изложение всех остальных частей, где последовательно перечислил все рассказы о человеческих пороках, плюс описал суть сцен издевательства над жертвами. Фильм «Сало», если и затронул описанную де Садом последовательность событий, то лишь по самым вехам, абсолютно не углубившись в понимание вселенной де Сада. По сути, это совершенно самостоятельный сюжет, который очень похож на описанную де Садом историю, но не более того. А раз так, режиссеру не стоило воровать название самого скандального романа в истории человечества, только для того, чтобы поднять рейтинг фильма.

Ключевой и самой главной проблемой для режиссера, решившего замахнуться на творение основателя садизма, является проблема показа сцен насилия. Пытки и издевательства над жертвами лежат в основе де Садовского сюжета, без них не существует вселенной де Сада. Судя по реализации в фильме «Сало», итальянцы долго думали над решением этой проблемы: герои находятся в доме и смотрят в окно на то, что происходит на улице. В это время, на закрытом дворе происходят сцены пыток, которые показаны достаточно натуралистично, но на столько фрагментарно, что практически не вызывают никакого отвращения.

В целом фильм оставляет впечатление того, что маркиза де Сада продолжают унижать даже после его смерти.

1
Фото Igor Sinelnikoff
отзывы:
413
оценок:
413
рейтинг:
362
9

Среди наиболее шокирующих фильмов в истории одно из первых мест по праву занимает экранизация «120 дней Содома» Пьера Паоло Пазолини. Однозначно, что допуск к этому шедевру должен быть строго с 18 лет, хотя итальянский режиссер заметно проигрывает в откровенности маркизу де Саду. До Пазолини адекватный подход к постановке эротического классического романа найти не мог никто, что и не удивительно. Более непристойной и на первый взгляд бессмысленной книги трудно сыскать. Несмотря на утверждения литературоведов, что в скопище отборнейшего разврата кроется утонченная философия, рассмотреть смысл за горами совокупляющихся тел, фекалий и крови казалось было невозможно, до тех пор пока Пазолини не предложил свою гениальную трактовку.

Идея Пазолини кроется в переносе действия романа во время агонии фашистского режима Бенито Мусолини, в республику Сало, ну а сюжетная основа сильных изменений не претерпела, разве что получила логическое завершение. Известно, что помимо 30 дней, подробно описанных в романе, существует еще три книги не доступные массовому читателю. Возможно, что Пазолини до конца изучил «средневековый справочник сексопатологии», но что более вероятно, додумал сам, таким образом создав один из самых впечатляющих и концептуальных антифашистских манифестов, не идя на компромисс с нравственностью ни по одному пункту.

История все та же. Группа богатых фашистов, на тот момент вырождающаяся и дегенерирущая элита, собирает в удаленном замке самых прекрасных юношей и девушек, отрезает здание от мира, и в течение 120 дней по строгому расписанию предается с ними разнузданному сексу и насилию, изо дня в день в перерывах слушая мерзейшие истории самых грязных и опытных шлюх. Весь этот утонченно-извращенный ансамбль, включающий три круга пороков, служит де Саду для раскрытия философии подчинения, рабства, дегенерации и власти, при том, что сам де Сад, как ни удивительно, был приличнейшим человеком. Сложную для принятия и анализа философию будуара Пьер Паоло Пазолини умело адаптировал к собственной современности, и внезапно повсеместно запрещенная книга приобрела в умелых руках итальянского режиссера пророческое звучание. В некоторой степени, Пазолини, конечно, упростил замысел маркиза де Сада, сделав его доступным, но кто бы еще мог даже близко подойти к такой гениальной идее адаптации «120 лдней Содома». Наверное, сам Пазолини оказался чрезвычайно близок к французскому писателю и прочувствовал это сексуально напряженное произведение лучше, чем кто бы то ни было, сняв свой последний и самый известный фильм.

Спустя некоторое время, еще до премьеры, Пьера Паоло Пазолини нашли зарезанным на пляже. До сих пор неизвестно, были ли это фанатики нравственности или остатки фашистов, но за свой гениальный фильм Пазолини поплатился жизнью.

0

Галерея