Владельцы газеты собираются уволить молодую журналистку. В раздражении она сочиняет письмо, в котором некий Джон Доу угрожает покончить жизнь самоубийством, и публикует его в газете.
Ромком |
14+ |
Фрэнк Капра |
12 марта 1941 |
2 часа 2 минуты |
В небольшой газете происходит волна сокращений, под которую подпадает и колумнистка по имени Энн Митчелл (Барбара Стэнвик). Та решает хлопнуть дверью и пускает в новый номер выдуманное письмо от какого-то Джона Доу, в котором тот якобы пишет о том, что устал от сложностей с безработицей, поэтому в канун Рождества собирается забраться на крышу здания мэрии и покончить жизнь самоубийством. Но она даже не представляла, какую волну шума она так поднимет. Мэр считает, что это — происки конкурирующих политиков, женщины всей страны пишут письма в поддержку Джона Доу, предлагая работу, усыновление, руку и сердце, а другие газеты подозревают, что все это — выдумка. Для того, чтобы поддержать честь газеты, главный редактор решает вернуть Энн, а также нанять какого-нибудь бродягу, чтобы тот сыграл роль Джона Доу. Подходящей кандидатурой оказывается высокорослый красавец (Гари Купер). Вскоре им начинают вертеть как угодно, ведь фигура Джона Доу превращается в мощную политическую силу, за которой стоит большое количество народа.
Однажды, во время споров о том, что им снимать — фильм о жизни Уильяма Шекспира, как хотел Рискин, или комикс про Дон Кихота, к которым склонялся сам Капра — сценарист вспомнил о рассказе из газеты, в котором какой-то человек грозился покончить жизнь самоубийством, но поднявшаяся шумиха приводит его к сомнениям о том, сможет ли он пойти до конца. По рассказу в 1937 году была даже написана неоконченная пьеса для сценической постановки. Именно ее доработал Роберт Рискин и послал Капре, который в то время открывал «Мистера Смита». Режиссеру прочитанное понравилось и вскоре было объявлено, что Рискин и Капра вновь объединяют усилия для совместной работы. Новый фильм должен был выйти под крылом студии «Warner Bros», с которой оба теперь имели контракты, и которая собиралась вместе с другими спонсорами выделить весьма внушительный бюджет.
Изначально на главные роли планировались любимый актер Франка Капры Джеймс Стюарт и Джин Артур, но планы изменились. Студия так сильно хотела Гари Купера, что пошла на баснословные суммы, чтобы арендовать его у Голдвина. А вот с актрисой на главную женскую роль не было понятно до самого последнего момента. У Капры было много вариантов, но в конце концов он остановился на Барбаре Стенвик, с которой не работал уже восемь лет и вроде даже поругался. Работали относительно быстро — все было снято за половину лета. При этом Рискин выполнял функции еще и контроля, следя, чтобы уложиться в расписание, чем постоянно злил своего режиссера. Впрочем, несмотря на все бурчание Капры, в дедлайн уложились. Равно как и в бюджет.
Принципиально и в общих чертах эта картина Капры и Рискина очень точно следует формуле успеха, которую те давно отыскали и даже практически запатентовали. Единственное, персонаж главного героя претерпел некоторые драматургические изменения — обычно он сразу начинал хорошим парнем, но в этот раз появляющийся несколько сцен спустя после начала Длинный Джон изначально циничен и плевать хотел на проблему и людей. Остальные персонажи узнаваемы — циничная красотка, которая во время фильма меняется, злобный и аморальный богатей, а также, конечно, толпа народу, которая, собственно, все дело в конце концов сама и решает. Параллелей с тем же «Мистер Смит едет в Вашингтон» более, чем достаточно. И, как это часто бывает с фильмами Капры, неожиданный после продолжительных монологов и демагогии хэппи-энд не выглядит логичным и вызывает удивление.