Киноафиша Москвы

Фильм «Любовник»

(2001, Россия)

5.8
Кино: «Любовник»
  • 16+ 1 час 42 минуты
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Олег Янковский и Сергей Гармаш в драме Валерия Тодоровского

У Дмитрия Иваныча умерла жена, оставив ему в наследство ремонт с малярами, сына-заику и долгосрочного любовника — идеальный набор для позднего самопознания. Так и не дождавшись, когда современное русское пространство устаканится и проявит свою киногеничность, не снимавший пять лет Валерий Тодоровский («Страна глухих») ушел от современности в частную жизнь. Оказалось, что в России сегодня нет ничего киногеничнее пространства лица Олега Янковского.

Актеры

Режиссер фильма «Любовник»

56 лет Фильмов: 11

Режиссер, продюсер, сценарист. Родился в семье известного советского кинематографиста Петра Тодоровского. Поступил на сценарный факультет ВГИКа (так как на режиссерское отделение экзамены провалил). Дебютировал с фильмом «Катафалк». Открыл зрителям Евгения Миронова в картине «Любовь» и Чулпан Хаматову с Диной Корзун в «Стране глухих». В нулевые поставил драму «Мой сводный брат Франкенштейн», триллер «Тиски» и мюзикл «Стиляги». Громким событием на телевидении стал его сериал «Оттепель» про кинематографистов-шестидесятников, после которого о Тодоровском заговорили как о чуть ли не единственном шоураннере на отечественном ТВ. Спустя почти десять лет вернулся в большое кино с драмой «Большой» про балет. Помимо режиссуры и продюсирования Тодоровский увлечен монтажом: так он перемонтировал сериал «Королева Марго», работал над «Женской собственностью» Дмитрия Месхиева.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Брашинский
отзывы:
505
оценок:
78
рейтинг:
951

"Лен, а Лен", - позвал Дмитрий Иваныч жену, лохматя сильно поредевшие волосы и лениво думая, что вот щас она опять пересластит кофе и придется переваривать и сколько ж можно долбить одно и то же Глянул в кухню - а она на полу лежит. Умерла Ленка, сердце лопнуло. А потом оказалось, что у нее еще и любовник был, отставник-военный, так себе, неказистый, смешной разве что, бабы таких непонятно за что любят. На всю жизнь любовник, все пятнадцать лет, что вместе жили, семью строили. И не осталось Дмитрию Иванычу больше от Ленки ничего - только ремонт с малярами, сын-заика да заноза эта. На всю жизнь заноза, сколько отпущено.

На кинофестивале в Сан-Себастьяне "Любовник" получил два приза - за сценарий и операторскую работу. Так отметили труд режиссера Валерия Тодоровского, в то время как приз за режиссуру достался китайскому неприкасаемому Чену Кайге. Сценарий Геннадия Островского, просто и точно придуманный, выжимает массу психологических подробностей из лишившегося третьего угла треугольника (хотя подчас грешит и неточностями; например, вдовец, спрашивающий у друга после похорон: "Как ты думаешь, как она ко мне относилась?" - вызывает недоумение; реплика явно нужна не герою, а сценаристу), а картинка Сергея Михальчука, теплая, сентябрьская, пока не промерзла душа, наполняет фильм какой-то неподобающей и оттого особенно душераздирающей светлостью. Но, конечно, это Тодоровский собрал все воедино и выпустил стройный и, что вдвойне приятно, безответный, преклоняющийся перед неразрешимостью жизни фильм. Последний раз как режиссер он работал давно, пять лет назад, и неслучайно. "Страна глухих" (1998) была отважной, привлекательной и, в конечном счете, неудачной попыткой найти пластический эквивалент современной русской фактуре с ее казино, неонами и скинутыми гипсовыми богами. Неудачной потому, что современная русская фактура противилась экранизации, ускользала, не раскрывала своей пластичности. Поэтому Тодоровский больше и не снимал ее, с успехом посвятив себя РТР, Каменской и продюсированию. Нельзя сказать, что с тех пор жизнь устаканилась, но Тодоровский к ней и не вернулся. Сколько же ждать можно. От постоянно мутирующей московской действительности он уехал в Минск (где все, надо полагать, гораздо стабильнее), лейтмотивом сделал трамвай (не самое, прямо скажем, современное средство передвижения) и снял фильм, манифестирующий уход от социальности в частную жизнь. Вместо зыбкого новорусского пространства - пространство лица Олега Янковского (который переигрывает хорошего актера Сергея Гармаша просто в силу сценария), исполнившего свое "Последнее танго в Париже". Он помят и несексапилен. Но в современной России, возможно, действительно нет ничего киногеничнее этого плохо сохранившегося лица.

4

Отзывы пользователей о фильме «Любовник»

Фото Дарина Сибирцева
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
8
9

Рецензия на фильм Валерия Тодоровского «Любовник» 2002 года


Дарина Сибирцева


«О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!»
(Ф.Тютчев)


Этот пронзительный фильм давно ждал женской руки. Кто-то из рецензентов назвал его «мужским фильмом», да и снят он режиссером - мужчиной. Очень талантливым режиссёром, который продолжает семейную режиссёрскую традицию, и именно в этом, почти единственном случае, эта традиция не раздражает. Талант всегда прав. Фильмы и отца и сына Тодоровских дарят нам Великий Кинематограф, так что, какая уж тут «семейственность».

Фильм, на мой взгляд, заслуженно собрал некоторое количество призов, и не на одном фестивале. Но должной оценки критики, по-моему, не получил. Попробуем восполнить этот пробел.

Итак, сюжет, на первый взгляд прост и вечен, как мир: любовный треугольник. Но! Подача сюжетной линии с самого начала держит нас в напряжении - один из углов треугольника в фильме так и не появляется на экране. Обмозговывать шекспировские страсти, в этот раз будут только двое мужчин, без их женщины. Поскольку дело это якобы не мужское, - «копаться в грязном белье», некоторым фильм показался затянутым. Были такие мнения, мол, да что тут рассуждать, и так всё ясно. Сюжет на полчаса, а растянули на полтора. Так, да, не так. Согласна, что мужчинам не свойственно задумываться о такого рода вещах. И поэтому за тему, поднятую в фильме,Валерию Тодоровскому –отдельное спасибо.

Пятнадцать лет одна женщина любила сразу двоих мужчин. Очень разных мужчин. Один из них знал о треугольнике, а другой- нет. В один из обычных осенних дней, сердце молодой женщины не выдержало, и она умерла. И вот, на протяжении фильма, мы видим метания двух мужчин, таких разных, и таких не похожих друг на друга, которые пытаются ( как это по-мужски!) понять, кого-же эта женщина любила на самом деле, и попутно - от кого же родила сына. ( эта коллизия показалась мне в фильме лишней).

Самое потрясающее, что удалось показать режиссёру в этом фильме, это то, что эти два, казалось бы не совместимых человека ( лингвист-учёный, и бывший военный) вдруг понимают к концу фильма, что они стали настолько близки, что дороже друг друга у них никого нет. И когда один уезжает, чтобы наконец-то избавить якобы только это и желающего другого, последний просто теряет смысл жизни, своего дорогого человека и возможно даже – умирает.( это остаётся на совести зрителя). И это постепенно подводит нас к разгадке этого фильма. Как бы не утверждали некоторые, что, этот вопрос к концу фильма остаётся открытым.

Игра наших великих актёров в главных ролях - Олега Янковского (роль Дмитрия) и Сергея Гармаша ( роль Ивана) - потрясающе верный выбор режиссёра! Смотреть, как играют эти актёры можно бесконечно, а не только полтора часа. И у меня не только не возникло ощущение затянутости фильма (как было написано в одной из рецензий), но напротив, мне было очень жаль, когда пошли финальные титры. Хотелось продолжения! Потрясающие крупные планы, актёрская игра просто хватающая за сердце, точная прорисовка образов настолько блестяща, что хочется этим актёрам поклонится в пояс. Мурашки пробегали и не раз.

Парадоксально, но по жизни очень верно, герой Сергея Гармаша- Иван оказывается мудрее, чем казалось бы весь из себя рафинированный и глубокий интеллигент Дмитрий в исполнении Олега Янковского. Что частично объясняет, почему героиня, оставшаяся за кадром, любит столь не похожих мужчин. В каждом из них, она находит то, что в принципе нельзя найти в другом, и что почти не встречается в одном мужчине одновременно. А цельность женской натуры часто не в состоянии ограничиться чем-то одним.

И неправда, что эти герои « жалкие и недостойные», и неправда, что они думали, что любили. Они по–мужски пытаются найти для себя ответ на мучающий их вопрос, с горя опускаясь до банальщины: « да, она была просто блядь!».Но внутри- то они понимают, что их Женщина не могла быть такой. В конце концов, если бы это было так, сердце бы её не разорвалось в буквальном смысле этого слова. Просто эти мужчины, как и многие другие, не могут долго понять одной простой истины: Женское сердце- это великое сердце, оно в состоянии вмещать в себя много Любовей: и любовь к родителям, и к детям, и даже сразу к двум мужчинам. Кстати герой Сергея Гармаша Иван (несмотря на казалось бы свою простецкость и одноклеточность) быстрее приходит к этой философской истине, чем умнейший и тонкий герой Янковского. И в этом- тоже великая правда жизни. Есть вещи в жизни, которые быстрее приходят к людям незамутненным всякими сложностями.

Эти пять трамвайных остановок (сильнейший сюжетный ход фильма), между которыми жили эти двое мужчин, и между которыми разрывалась когда-то неизвестная нам Женщина ( характер которой раскрывается нам только через характеры любимых ею мужчин) становятся Дорогой Жизни для двух людей, внезапно потерявших её Смысл и Светоч. Трагически-грустный финал фильма заставляет нас задуматься о тех вещах, о которых рядовой человек редко задумывается в суете проходящих будней: что дорого нам по–настоящему, и кому мы дороги по-настоящему. И как нам с этим жить дальше.

Примитивная на обывательский взгляд история на наших глазах медленно превращается в Гимн-Притчу о Любви, которую дано испытать не каждому. Ведь Любовь- это тот же талант. Кто-то не способен полюбить даже себя, а кто-то любит двоих всем сердцем, которое не выдерживает и разрывается от этой любви.

2
Фото Юрий Гомон
отзывы:
23
оценок:
25
рейтинг:
4
7

До середины я думал — что за ерунда, что ещё там напридумывали на канале «Культура» (до сих пор помню хвалебный сюжет об этом фильме), примерно до отметки в две трети фильма пробирало на смех, а к концу я понял, что фильм действительно офигенный :) Наверно, даже ещё раз пересмотрю, со мной уже очень давно такого не было, чтобы хотелось пересмотреть.

Но если вам нет хотя бы лет 20, если у вас нет опыта отношений — наверно, не стоит смотреть, сочтёте фильм чепухой, главный герой просто как идиот будет выглядеть. Я вообще считаю, что возрастные ограничения должны быть жёстче существующих. Концовка, на мой вкус, немного смазана.

0

Галерея