Киноафиша Москвы

Фильм «Африканская королева»

The African Queen (1951, США, Великобритания)

0
Кино: «Африканская королева»

Экранизация романа Сесила Скотта Форрестера про упрямую английскую миссионерку и циничного капитана корабля

Экранизация одноименного романа Сесила Скотта Форрестера про упрямую английскую миссионерку и циничного капитана корабля, путешествующих на баркасе «Африканская королева» по оккупированной немцами Африке.

Актеры

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Брашинский
отзывы:
505
оценок:
78
рейтинг:
949
9

В Экваториальной Африке в 1914 году миссионерка Роуз Сейер (Хепберн) вынуждает циника Чарли Оллната (Богарт), капитана суденышка «Африканская королева», затопить военный крейсер «Луиза», без которого немцам Первую мировую ни в жизнь не выиграть.

Африканские съемки фильма превратились в сущий кошмар (Клинт Иствуд снял о нем фильм «Белый охотник, черное сердце»): режиссер Джон Хьюстон («Мальтийский сокол»), плюнув на кино, отправился охотиться на слонов, потом все, включая Кэтрин Хепберн, переболели дизентерией (спаслись только Хьюстон и Богарт, даже зубы чистившие «Джонни Уокером») — но ничего этого на экране не видно. Есть только он и она — и химия между ними. Богарт («Оскар» за лучшую мужскую роль) и Хепберн (едва ли не в лучшей своей роли) вместе в первый и последний раз. Они обмениваются элементами так, что экран шипит и потрескивает, а немецкие снайперы сами откидываются от химического заражения. Идеально не подходящая друг другу пара — прожженный лоботряс и девственная вобла, приговоренные к замкнутому пространству лодки, — проходит все стадии отношений, от неприязни до любви, и доказывает, что для настоящего голливудского кино нужна прежде всего блестящая литература (сценарий кинокритика Джеймса Эйджи), а для настоящего секса в кино совершенно не нужно ни раздеваться, ни даже прикасаться друг к другу.

Отзывы пользователей о фильме «Африканская королева»

Фото Алекс  Свитт
отзывы:
104
оценок:
109
рейтинг:
127
9

«100 лучших фильмов всех времён и народов» -
«Африканская королева» (США, 1951).

Здравствуйте.

Сегодня посмотрел очередную киноклассику старого Голливуда, под названием «Африканская королева».

Вообще, вы знаете, чем больше смотрю ленты, которым не менее 50 лет, тем интереснее и разнообразнее становится для меня мир кино. Новые фамилии актёров и актрис, увлекательные сюжеты, толковые режиссёры, затрагивающие душу композиторы… И всё это ни мало. А, если знакомство с каким-нибудь из них продолжается, то это вызывает только уважение…

Так случилось и здесь. Познакомившись в «Касабланке» с Хамфри Богартом, я не думал, что снова увижу его где-нибудь. Тот фильм являлся военной драмой и мне очень понравился. Но не надеялся я, что талантливый актёр - талантлив в разных образах. К счастью, я ошибся…

Первая Мировая война. Германская Восточная Африка. В простую деревню, где проповедует преподобный Сэмюэль Сейер (Роберт Морли), с помощью своей чопорной незамужней сестры Роуз (Кэтрин Хепберн), приходят немецкие войска и, сжигая хижины, уводят всё население. Расстроенный Сэмюэль, из-за своего слабого здоровья вскоре умирает. В этот миг, на своём паровом катере, с красивым названием «Африканская королева», возвращается простодушный капитан Чарли Оллнат (Хамфри Богарт), который помогал деревне в качестве почтальона и мелкого снабженца. Узнав, что всё сожжено он решает помочь бедной леди убежать. Однако у той созревает план не прятаться от немцев, а наоборот – противостоять им! Почесав затылок, моряк-пьяница с неохотой соглашается отвезти её в самое пекло врага. Да ещё через пороги, мелководье, водопады, джунгли, свистящие над головой пули…

Да… Вторая встреча с Хамфри Богартом оказалась не хуже первой. Кстати, оба главных героя были номинированы на «Оскар». Только… Богарт получил его, а Кэтрин была лишь номинирована. Но это не уменьшало её силы в кино. Мне понравилось, как чопорная женщина (которая на вид способна была держать лишь библию или молитвенник в руках), смогла управиться с катером, и была не каким-нибудь лишним балластом, а настоящим мужественным, находчивым и самоотверженным помощником…

Актёры «Африканской королевы» грамотно дополняли друг друга и красиво смотрелись вместе…
Признаюсь, что сначала мне не очень понравилась эта женщина Кэтрин Хепберн.
Что? Нет, не её игра. Она сама. Но потом… Я привык к ней и даже стал переживать за неё. Ну и, к середине фильма, зауважал. Умеет к себе располагать. Умеет. Интересная женщина. Хорошо сыграла свою роль. Видно, что такие люди отдают себя киноискусству без остатка. Видели бы вы, как она шестом лодку толкала! Это что-то…

Вот, пожалуй, и всё, что хотелось бы сказать про эту картину.

В заключении, добавлю вот, что…
Как известно, данный фильм – это роман знаменитого английского писателя, военного историка и голливудский сценариста - Сесила Скотта Форестера (1899-1966). Также он работал и над специальным сценарием для картины, вместе с помощником Джеймсом Энджи и режиссёром ленты Джоном Хьюстоном.
Хотя фамилии этих людей для меня не знакомы, что-то мне подсказывает, что я с ними ещё встречусь… Уж очень неплохо получаются у них приключения…

10 из 10.

Благодарю за внимание.

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
7

Легендарный и революционный фильм Хьюстона, снятый в невероятно сложных условиях, но и невероятно при этом красивый. Начало Первой мировой войны, какие-то совершенно дикие уголки Африки, куда добрались только представители христианской миссии Роуз Сейер (Кэтрин Хэпберн) и ее брата Сэмюэла (Роберт Морлей). Впрочем, есть еще один «белый» герой – бороздящий по просторам реки на маленьком кораблике «Африканская королева» пьющий и матерящийся как сапожник курьер Чарли Эллнат (Хамфри Богарт), который как раз и привозит преподобному и его сестре новость о том, что Германия и Англия находятся в состоянии войны, а немецкие войска на подходе, поэтому было бы разумно как-то оттуда убраться на подконтрольные английскому правительству территории. Однако к тому времени Сэмюэл умирает, так и не перенеся столь тяжелой новости, поэтому на лодке отправляются два столь непохожих человека – пуританка и скромняга Роуз и прокопченный и прожженный Сэмюэл. Роман между ними просто обязан вспыхнуть, но для этого им предстоит пройти через полосу яростной ненависти друг другу и выполнить военное задание, которое им придумает сама Роуз.

Еще в 40-е студия «Columbia» приобрела права на экранизацию романа Сессила Скотта Форрестера, но долгое время не могла найти подходящего режиссера, пока не остановилась на кандидатуре Джона Хьюстона. Тот поставил твердое требование – снято все должно быть в реальных условиях, точно так, как он делал это на съемках «Сокровища Сьерра Мадре», но на этот раз съемочной группе предстояло отправиться в девственные джунгли Центральной Африки и прокатиться по рекам и лесам Конго, Уганды и Заира. Более того, некоторые сцены, которые можно было снять дома в павильонах, все равно снимались в Турции. Пусть и не совсем дикая местность, но явно неприспособленная для подобного опыта. Проект был, как казалось многим, обречен на провал. Великий британский продюсер Александр Корда говорил руководителю проекта Сэму Шпигелю, что историю о «двух стариках на африканской реке» никто не будет смотреть. Никто не угадал, фильм стал большим коммерческим хитом.

Говорят, Джон Хьюстон отправился снимать в дебри Африки фильм ради того, чтобы поохотиться на слонов. На эту тему – да и вообще, о том, как снимался этот фильм – есть весьма занятный фильм Клинта Иствуда «Белый охотник, черное сердце», который дает примерное представление об условиях, в которых снимался фильм, но который вряд ли стоит воспринимать, как хронологию событий – слишком много художественного вымысла и условностей он себе позволяет. А вот дневник Кэтрин Хэпберн, который она достаточно точно назвала «Как я поехала в Африку с Хьюстоном и Богартом и чуть не сошла там с ума», пожалуй, что стоит.

Именно из этого дневника становится понятно, что старые друзья и соратники Богарт и Хьюстон пили не просыхая на протяжении всего процесса съемок. Те, впрочем, и не собирались этого отрицать, более того, они оправдывали собственное пьянство исключительно медицинскими целями. И правда, эта парочка была единственная в группе, которая не страдала от дизентерии. Впрочем, Хэпберн было все равно, и она постоянно ругалась с мужчинами по поводу их выпивки. То есть, ее пара с героем Богарта на экране на самом деле имела за собой настоящую историю. Кроме того, ей, как и всем остальным, пришлось перенести целое нашествие комаров и насекомых, опасность столкнуться со змеями на каждом шагу, изнуряющую духоту и жару, а также постоянно меняющуюся погоду, которая могла порой на несколько дней запихнуть людей по палаткам и не давать им высунуть носа.

Группа, которая отправилась снимать фильм, была очень маленькая, многим приходилось работать и не только по специальности. В основе состава центральное место занимали, конечно, звезды – Хэпберн и Богарт, которые удостоились за свою игру самых больших похвал и наград – актер получил свой единственный «Оскар» именно за этот фильм, а Кэтрин Хэпберн – очередную номинацию. Кстати, она совсем не знала, как и что ей нужно играть, пока Хьюстон не подсказал ей делать вид, что она – Элеонора Рузвельт, что и привело, по сути, к успеху. Джон Хьюстон вообще считался «актерским» режиссером и работать с ними умел лучше всех, наверное, в то время. Чудесной оказалась работа оператора Джека Кардиффа, который смог с пробирающей до мурашек точностью передать красоту джунглей и невероятную мощь реки. Уместна и музыка композитора Аллана Грея, который прежде работал с Пауэллом и Пресбургером. Единственное – порой можно было бы не заглушать так сильно натуралистические звуки джунглей.

Для самого режиссера фильм является хоть и наиболее простым, даже примитивным с точки зрения драматургии, а также наименее циничным по настроению, но и очень характерным для него в стилистическом плане. То, как он выстраивает кадр и мизансцену, какие хлесткие и сочные диалоги использует, какой выдерживает ровный темп событий и действий в фильме – все это его. Но было тут для самого автора и много нового – это первый цветной фильм в его фильмографии, первая комедия. Но было тут и то, чего Хьюстон добивался всю свою жизнь – это не первый фильм, который он снимал за пределами родины, но это фильм, которым он начал серию в целых 10 лет, в течении которой снимал кино по разным уголкам мира. И, наконец, самое главное – то, насколько у него получилось снять высочайшего качества продукт, находясь в невероятно тяжелых условиях, в которых не был до него, наверное, никто. Еще одно доказательство величия таланта Джона Хьюстона.

Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Одна из двух, наряду с «Касабланкой», самолучших фильм Богарта. То есть Богарт – Хепберн это не менее круто, чем Богарт – Бергман (Богарт – Бэкалл тоже, конечно, круто но с этим матримониальным тандемом фильмов несколько – вкупе они как раз и приравняются к «Касабланке» или к «Королеве»). Это интересный фильм – по тысяче причин (которые не давали покоя Клинту Иствуду, как мы знаем, да и многим иным). Прежде всего – это, конечно, настоящий приключенческий фильм, но он при этом фактически камерный, в нем на протяжении едва ли не 95 % всего его хронотопного метража на экране присутствуют лишь два актера. То бишь это такая, выходит, разновидность околоробинзонады – и оч ведь удачная, хоть и снятая по роману, не шибко-то, кажется, известному. И пресловутая chemistry меж Богги и Хеппи едва ли не пуще всех прочих факторов ответственна за крайнюю приятность сей ленты. Ибо так-то здесь – ничё особо сногсшибательного: ну виды, ну Африка, ну легкие приключенья, ну взаимная любовь. Кой-кто и так заскучает – сколько бы обаянья и естественности не излучали лица двух главных тутошних геров. Но финал, конешно, проберет до, извините за выраженьице, глубины души решительно, как кажется, всякого, у кого еще не остыло сердце. Один из наитрогательнейших типично-голливудских-финалов в истории – и даже не столь уж типично голливудский финал «Касабланки» все-таки уступает, на мой вкус, здешней оконцовке. Редчайшего толка она, прямо скажем, эта оконцова – решительно из тех крайне немногих, что во всех подробностях запоминаются на всю оставшуюся жизнь.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить