В маленьком мексиканском городке знакомятся бродяги-авантюристы Доббс и Кертин. В окрестностях гор Сьерра-Мадре они встречают старика, который знает места, где золото можно грести лопатой. Они берут старика в проводники и уходят в горы на поиски золотых россыпей и приключений.
Боевик, Приключение, Драма |
16+ |
Джон Хьюстон |
14 января 1948 |
2 часа 6 минут |
Великий вестерн о суровой мужской дружбе и сложностях золотодобычи в невысоких горах Мексики. Два американца – Доббс (Хамфри Богарт) и Кертин (Тим Холт), оказавшись практически без малейших средств к существованию после того, как их обманул другой американец, решают податься в золотодобытчики после того, как наслушались россказней старого ветерана Говарда (отец режиссера – Уолтер Хьюстон). Дело это, как он их сразу предупредил – весьма опасное. В округе шастают бандиты, можно повздорить с индейцами, случайно наступить на ядовитую змею или игуану, но, самое страшное может случиться, если им повезет, и они наткнутся на богатую жилу. В этом случае, говорит мудрый человек, люди часто меняются, и опасность может уже исходить от самих искателей золота. Молодые люди улыбаются, машут на старика и отправляются в складчину закупать припасы. Эх, если бы молодые чаще слушались старших, скольких бы проблем могли избежать.
Фильм получился действительно достоин самых горячих слов и похвал. В основе сюжета, как это было практически с каждой работой режиссера, лежит книга. Интерес к ней Хьюстон проявлял еще в довоенные времена. Получил большой кредит доверия со стороны студии «Уорнер бразерс» после невероятного, в том числе и коммерческого, успеха своей первой ленты «Мальтийский сокол», режиссер хотел снять именно этот фильм. С его агентом связался сценарист, который предложил переработать собственную книгу в сценарий, и Хьюстон хотел с ним связаться, но началась война, и он отправился на фронт, бросив на несколько лет кино. По возвращении он нашел все-таки того самого Б. Трейвена, чья книга так понравилась режиссеру, и фильм стал собираться из деталей в нечто огромное и великое.
Говорят, что Хьюстон хотел снять эту картину исключительно из-за того, чтобы его отец получил, наконец, «Оскар», что тот и сделал, но это справедливо лишь отчасти. Другим желанием, подтолкнувшим режиссера на этот проект была страстная мечта снять кино в Мексике, он твердо настоял на том, чтобы был выделен бюджет и группа для двухмесячной работы в мексиканской глубинке. Надо отдать должное смелости студии – к тому времени никто в Голливуде не делал фильме на натуре за пределами Фабрики Грез, и картина Хьюстона стала в этом отношении настоящим прорывом. Критики моментально оценили вклад Хьюстона в развитие кинематографа и хором зашли в самых лестных эпитетах и смелых сравнениях.
Однако зрители, как это часто и происходит, мнения критиков не разделили, фильм в прокате провалился, и не в последнюю очередь потому, каким предстал тут кумир миллионов Хамфри Богарт. Играющий обычно исключительно положительных детективов, смелых парней и честных патриотов, в очередном своем сотрудничестве со своим другом и режиссером Джоном Хьюстоном, он становится алчным, жадным негодяем, который приводит на грань смерти своих друзей и соратников. Рядовой зритель не был готов к подобным испытаниям, поэтому особой страстью увидеть в необычном амплуа своего любимца не пылал. Впрочем, напрасно, из-за этого они не только не увидели прекрасного фильма и замечательной актерской игры остальных, но и саму трансформацию Богарта, который воспользуется актерскими наработками в этом фильме для того, чтобы создать образ, с помощью которого выиграл свой единственный «Оскар».
Тематически, это – великая история о обреченном на провал приключении, это - гимн испытании мужской дружбы, это – горькая усмешка на тему важности держать слово. То есть, по сути, это настоящий фильм Хьюстона со всеми его излюбленными вопросами и темами. Еще одним важным моментом является выбор мрачной стилистики в повествовании. Американский послевоенный кинематограф если и выбирался за пределы своих уютных студий, то обязательно устраивал какую-нибудь экзотическую сказку с красочными фантазиями. Но Хьюстон наполнил свой фильм бесконечным песком, извалял героев в грязи, полностью отказался от интересных декораций, используя лишь суровые горы и бедные стены мексиканских деревенек.
Впрочем, Хьюстон особо и не интересовался декорациями и аутентичностью, он все брал так, как было на самом деле, больше уделяя внимания тому, как располагается трио актеров в кадре, сосредоточившись больше на физиогномике актеров, чем на разработке задников. На тему мизансцен фильма написано много и серьезно. Как их разделяет экранное пространство в соответствии с их взаимоотношением друг к другу. Как они ненадолго объединяются перед внешней угрозой. И так далее… Так что за всем этим стилистическим изяществом и пиршеством актерского мастерства и не видно столь привычные тому времени простые структуры, идеализирующие то индейскую идиллию, то хлещущее справедливостью правосудия мексиканских горожан. Впрочем, если на самом деле сравнивать с тем, что творилось в кинематографе в те годы, то и тут можно понять, насколько далеко шагнул Джон Хьюстон в плане реалистичности и натуралистичности. Именно он указал направление для мрачных авторов вестернов (в том числе и в их «спагетти»-разновидности), которые хлынут туда через десяток-другой лет в радующем глаз количестве.
Фильм не цветной, но пусть это вас не пугает. Фильм очень интересен психологическими отношениями между главными героями. Интересно наблюдать, как в душу человека вползает жадность маленькой змейкой и как со временем , эта змейка, превращается в огромного, ненасытного дракона. На первый взгляд неплохой парень, у которого ничего нет и казалось бы ему хватило немногого , уже не может остановиться в получении всё большего и большего. Начинает проявляться скрытая внутренняя сущность человека. Огонь вода и медные трубы. Вот и проверяется человек - нищетой, деньгами и властью. Не поддался - значит ты настоящий. К сожалению таких немного .